Тематическая неделя "Эмоции"
Человек (семья, анатомия, чувства и .т.д.)Наконец-то я добралась написать отчет о нашей прошедшей очень недельке. А неделька у нас получилась как раз под стать теме - очень эмоциональная. Дни были наполнены и радостью, и новыми открытиями, и удивлениями, и даже страхами. Вот так вот.
Тема, конечно, очень обширная. Мы лишь коснулись маленькой вершинки айсберга, пытаясь познакомиться с миром чувств и эмоций. Тема сложная, но и интересная. И кому как не детям оценить все проявления эмоций? Малыши в принципе в силу своей искренности и открытости, более ярко раскрывают свои эмоции. Более того, очень хотелось показать дочке, что и другие люди испытывают различные эмоции, научить ее сопереживать и разделять чувства.
Но обо всем по порядку.
Начнем, как обычно с обучающих материалов и пособий.
1. Для первичного ознакомления использовали дидактические карточки "Эмоции", издательство Маленький гений. В комплекте 16 карточек, на которых изображены детишки, проявляющие разные эмоции (радость, грусть, обиду, гнев, страх, удивление и проч.). В наборе также есть разрезные карточки с пиктограммами - схематичными изображениями эмоций и карточки с пустыми кружками для рисования. На оборотной стороне дано описание эмоции. Купить такие карточки
Карточки мы развешивали на шкаф. Но поначалу изучение карточек проходило как-то не эффективно, неинтересно что ли.
Тогда мы придумали использовать фигурки животных и разыгрывать небольшие сценки. В наших мини-представлениях друзья-животные приходили поделиться своей радостью-грустью-страхом-обидой. Каждый раз мы придумывали новые ситуации со старыми (уже пройденными) эмоциями и вводили новую. После сценки уже вешали картинки на шкаф.
А вот и наши главные действующие лица:
2. Приобрели комплект карточек
Карточки небольшого размера на плотном картоне. На них изображены 6 персонажей, каждый из которых проявляет 7 эмоций. Комплект - хорошее подспорье для изучения эмоций. В приложении предлагается 5 обучающих игр с карточками.
Мы эти карточки активно рассматривали, придумывали ситуации, почему могут грустить или радоваться персонажи.
3. Замечательный набор
В комплекте 42 карточки + 6 карточек с инструкциями. Поверхность ламинирована, в комплект входит маркер. С одной стороны карточек - задания, которые можно многократно выполнять и стирать, что очень удобно для занятий с малышами. С другой стороны - те же персонажи с эмоциями что и в волшебной сундучке. Лично нам нужны были обо комплекта, так как мы часто выполняли задание и смотрели на картинки из волшебного сундучка.
Вообще набор замечательный, предоставляет большое количество возможностей для знакомства с эмоциями.
Есть минус, на мой взгляд, достаточно маленькие картинки. Хотелось бы побольше.
4. В качестве демонстрационных материалов также использовали комплект наглядных пособий "
В набор входят картинки большого формата (чуть больше а4), изображающие различные ситуации, в которых герои проявляют определенные чувства и эмоции. На обратной стороне каждой картинки даются полезные рекомендации для ведения беседы, для разыгрывания сценок, стишки и т.д. Материал достаточно большой, направленный на детишек постарше. Но в качестве иллюстрации и обсуждения для нас - в самый раз!
Специальную художественную литературу мы не подбирали. Просто старались в каждой книжке акцентировать внимание на том, что чувствуют герои, какие у них эмоции. Почему, как они справляются с негативными эмоциями.
Пожалуй, хотелось бы отметить одну книжку, которую просила читать еще и еще. Серия книжек
Книжка построена на активном диалоге ребенка и читающего. Рассматриваются различные ситуации, близкие к тому, что переживает каждый ребенок. Наверное, поэтому книги пользуются неизменным спросом именно среди малышей. Дочке книжка очень очень нравится.
В качестве игр, кроме сюжетно-ролевых игр с вышеперечисленными персонажами мы использовали домашний театр.
Еще у нас есть замечательны набор с мишками. Им можно менять одежку и подбирать разную мимику. Мы также все время придумывали разные ситуации, такие, с которыми дочка может сталкиваться ежедневно. Обыгрывали их не заостряя внимания на одежде.
Использовали наши плющевые смайлики, чтобы обозначить наше настроение. Например, если мы расстроилась, что Соня не убрала за собой игрушки - грустный смайлик. Соня съела весь супчик - радостный и т.д.
Еще я подготовила подобрку фотографий и картин. Конечно же, больше всего внимание доченьки привлекли картины фотографии детей и, разумеется, свои фотографии. Она живо реагировала на все эмоции, жалела, кто плакал, радовалась с теми, кто был веселый, и ругалась на тех, кто был в гневе.
Вот такая получилась подборка фотографий с эмоциями детишек.
А вот подборка картин известных художников, которые мы рассматривали и пытались понять, какие же чувства они у нас вызывают.
Отдельно бы хотелось отметить подборку из замечательных картин Дональда Золана. Мир его картин - счастливое и беззаботное детство, наполненное самыми искренними и честными эмоциями: счастьем, радостью, весельем, задором, интересом, любознательностью.... Мы смотрели на его картины с дочкой как завороженные!
Еще мы много слушали музыки и пытались понять, какое настроение и эмоции она передает. Слушали и Железновых, и детские песенки, и, конечно же, классику. Особенно подходящим оказался "Детский альбом" П.И. Чайковского. Столько тонких оттенков эмоций передано в нем. Ну а со стороны дочки на бис просилась песенка " От улыбки".
И, конечно же, творили =)
В большей степени это было творчество на свободную тему, либо отображение эмоций. Чтобы не загромождать пост опять поподробнее о наших картинах напишу в отдельном посте. Еще много лепили, но в основном это было по требованию: лепили зайцев, медведей, слоненка, лисичку, собаку. А как то раз ночью дочка проснулась и сказала: Ежика. на мой вопрос какого? откуда взять, дочка ответила: Лепить! Успокоилась, когда сказала, что завтра обязательно слепим ежика. Поэтому утром, как проснулись, побежали его лепить =)
На выходных поселили представление "Будьте Добры. Мышиная железная дорога" в театре "Уголок Дурова". У дочки было очень много эмоций, но подробнее наши впечатления я уже писала здесь .
А еще нам удалось покататься на пони! Доченька очень просила, и ее не смущал мороз в 25 градусов. Она смеялась и улыбалась,просила еще и еще =)
Вообще неделька у нас выдалась ооочень эмоциональная. В начале неделе мы уехали за город. От перемены места уже было много эмоций. Потом был день рождения нашей обожаемой бабушки. Соня носила ей все подряд и говорила: подаок!!!
Еще на прошлой недельке нам исполнился 1 годик и 9 мес. Хотела написать пост, но все настроение омрачилось падением дочки. Она прыгала по кровати (что обычно не разрешается), и очень неудачно упала, сильно разбив губу. Всю ночь я не спала, оберегала ее сон...Появился страх теперь у нее, новая эмоция....
В субботу поехали на день рождения прабабушки! В гостях были и другие родственники! впечатлений снова было очень много: и страх по началу, и интерес, и радость!
Итоги:
Конечно тема эмоции очень сложная, не только для малышей, но и для взрослых. А тем более маленькому человечку, которых только постигает все в этом мире, который еще не умеет себя контролировать и обладает лишь небольшим количеством инструментов, чтобы показать свои чувства (смех, плачь, раздражение, радость), . Тем не менее, как мне кажется, доченька научилась лучше чувствовать и понимать как себя, так и окружающих. Теперь она часто может подойти и сказать: Мама, ты густная. или увидеть, что бабушка расстроилась и говорит "Бабака (бабушка), не пачь". Она искренне сопереживает, если видит на картинках расстроенного персонажа. Конечно, не все эмоции ей пока понятны, сейчас для нее в освном все черное и белое, а оттенки это более сложное явление. Но я рада, что у нас получилась такая интересная и насыщенная неделька.
И еще , сейчас моя маленькая актрисулька научилась позировать на камеру изображая разные эмоции.Порой она встает перед зеркалом и репетирует! Отыгрывает эмоции, ракурсы, как наиболее правдоподобно заплакать и тд. Выглядит очень смешно.
На этой недельке у нас больше творчества было на свободные темы, тематика недели обязывает. Пытались выражать свои эмоции, настроение и ощущения.
1. Позитивные мордашки.
Намазывали краской ладошки, прижимали к листочку и потом Сонька дорисовывала глазки, вместе - ротик. Цвет для радостных мордашек Соня выбирала сама.
2. Негативные мордашки
Технология такая же, как и с позитивными мордашками. Цвет опять же выбирала дочка.
3. Радость
Тут в общем то свободное творчество на заданную тему. Правда, что я поняла, у дочки радость ассоциируется прежде всего с салатовым цветом, потом с желтым. Все дальнейшие мазки и оттенки - это Остапа понесло))) но когда я спрашивала, какой цвет радостный - салатовый.
4. Страх.
А вот со страхом все сложнее. Ей хотелось взять все цвета сразу, но преимущественно темные. Думаю, она еще не до конца поняла этой эмоции. Но получилось, что получилось ) изначально брала красный и фиолетовый цвета.
5. Удивление
Удивление у нас получилось вот таким и только красным.
6. цветочная полянка.
Тут тоже свободное творчество, попросила цветочков и сама наклеивала их на листочек. потом оценила картину и решила добавить всем цветочкам серединку.
7. еще одна цветочная полянка
Но тут уже и небо нарисовала =)
8. еще на этой недельке у нас была серия портретов, уже писала здесь
9. И наконец, Соня решилась таки нарисовать автопортрет. Результат художнику не понравился, смяла и выкинула. А мама подобрала и в папочку сложила..на память =)