Библия и ребенок- опыт знакомства
Дети в Церкви
Как лучше всего знакомить детей с Новым Заветом?
Лет до десяти можно лишь пересказывать какие-то моменты (чудеса, притчи) и комментировать.
Начиная с десяти и далее лет хорошо бы ребёнку на ночь читать маленький кусочек из Нового Завета и комментировать. Именно на ночь! Ночью мозг будет все это обдумывать, «форматировать» в картину мира ребёнка. Если взрослый, прочитав утром фрагмент из
Он побежит по своим делам, и тотчас все из головы выветрится. Поэтому для ребёнка имеет смысл читать Новый Завет на ночь. Хотя если легче утром, то пусть будет утром.
Но не просто читать, а, еще раз настойчиво повторю: читать и комментировать.
Уже указанные книги о Христе будут в этом вам немалым подспорьем.
Во время прогулок можно вспоминать какие-то моменты из Нового Завета и обсуждать их с ребёнком. Важно, чтобы эти истории не были абстракцией, а имели отношение к его жизни. Какого момента ни коснись, все может стать актуальным и важным даже для ребёнка.
Приведу пример.
Вы рассказываете ребёнку о потрясающем чуде насыщения 5 тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками. Все помнят этот эпизод: Спаситель учит, а за ним следует народ. Время к вечеру и народ голоден, а купить еду негде. Христос спрашивает апостолов: «Что у нас есть?» «Лишь пять хлебов и две рыбки...» «Раздавайте!» Раздают и раздают... и еды всем хватает и еще остается. Невероятное чудо!..
Вот такой случай. Но есть ли в нем что-то, кроме дивной чудесной истории?.. И если есть, доступно ли это ребёнку?
Предложите ребёнку поразмышлять, о чем нам рассказывает это чудо. О том, что где Христос, там радость и пир?.. Весьма может быть. Но в большей степени это чудо намекает нам на Таинство Причащения!
Количество хлеба и рыб символично. Например, почему хлебных лепешек пять? Число 5 в иудейском и раннехристианском понимании являлось числом, выражающим человека (пять чувств, пять пальцев руки и пр.). Так же и рыбка символически указывала на человека
Какого человека здесь обозначают хлебы и рыба? Того, Кого Евангелия называют Сыном Человеческим, – Христа.
А теперь мы приближаемся к самому интересному: разгадке того, что означало это удивительное насыщение людей.
Итак, у апостолов немного хлеба и несколько рыбок. Все голодны, близится ночь, а место здесь пустынное... Что спасет людей?
Христос говорит: раздавайте!
Как раздавать? Что раздавать-то?
Не спорьте и раздавайте!
Начинают раздавать – и с изумлением видят, что всем досталось вволю и еще много осталось!
Пять хлебных лепешек, превратившихся в великое множество хлеба, и умножение рыбы – это умножение Богочеловечества Христа. Христа хватит на всех!
Вот так и Причастие: это Христос, Которого хватит на каждого, Который соединится с каждым, кто готов Его принять.
Если у вас есть желание и дальше обсуждать с ребёнком эту тему, подскажу еще несколько интересных моментов.
Об этом чуде сообщают все евангелисты. У них чудо произошло в пустынном месте. В рассказе Евангелия от Иоанна чудо произошло на горе. Пусть ребёнок подумает, что могут означать гора и пустыня?
Пустыня в
Гора, возвышенная часть земли, для библейского автора – место, где происходит встреча человека с Богом (вспомним Моисея и гору Синай).
Или вот: самой главной, самой священной историей для евреев была история о том, как Бог вывел их под предводительством Моисея из египетского плена и вручил заповеди. Этот выход из плена они назвали Пасхой. Это была так называемаяветхозаветная Пасха. Ее праздновали все евреи: и Божия Матерь, и Сам Иисус.
Чудо умножения хлеба и рыбы говорит о том, что грядет, приближается новая Пасха. Апостолы проводят параллели между ветхозаветной историей и тем, что совершил Христос.
И народ рассаживается «на зеленой траве» (
О Причастии, но уже подробней смотрите, что говорит евангелист: «Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел» (
А вот и еще несомненная параллель с Причастием: Христос повелевает апостолам раздать хлеб и рыбу людям «сколько кто хотел». Так же и в Причастии Христос через священников дает Себя верующим «сколько кто может вместить».
И еще важный момент: все люди насытились, а пищи осталось при этом больше, чем было вначале: «И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели» (
Во время странствования по пустыне, когда Моисей накормил народ манной, ее нельзя было оставлять впрок. Нужно было собирать столько, сколько народ был в силах съесть. А новозаветная пища – подается изобильно, ее остается очень много, ее хватит на всех и навсегда!
А вот еще один момент – Христос велит: «соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». Здесь тоже очень ощутима связь с Причащением Святых Христовых Таин. Мы помним, как благоговейно диакон отирает нам уста после Причастия: «чтобы ничего не пропало».
А теперь пусть ребёнок вместе с вами поразмышляет над тем, почему оставшихся кусков хлеба набрали двенадцать корзин. Зачем вообще нам евангелист сообщает об этом, какая разница, сколько осталось? А разница есть.
Двенадцать – число очень важное в
Ну и, наконец, последняя подсказка к теме разговора об этой притче. Я приведу замечательные слова священника Георгия Чистякова: «Есть в этом повествовании еще один существенный момент: Иисус умножает хлеба, когда наступает вечер. Когда тьма начинает сгущаться, нам являет Себя Иисус – Тот, Который «во тьме светит» (см.
...Вот так примерно можно погружать ребёнка в мир Нового Завета. Согласитесь, что рассказ о богословии этого чуда не имеет ничего общего со слащавой картинкой: из корзинок выпрыгивают рыбки и хлеб и все в восторге разводят руками – как на картинках в детских библиях. Может быть, все так и было, но Евангелия неспроста не говорят нам об этом. Все слишком серьезно, чтобы вот так упрощать. И это прекрасно понимали сами евангелисты.
Что еще можно порекомендовать в отношении чтения Нового Завета?
Приучайте ребёнка относиться к
И еще одно: не читайте
Из книги прот.Константина Пархоменко "Воспитание ребенка в христианской вере"