Православный военно-патриотический лагерь?
Дети в ЦерквиВчера на ночь глядя просматривала статьи о стилях родительства, и поисковик меня вывел на сайт матроны.ру. Но статью я так и не прочитала. все мое внимание поглотила расположенная на сайте информация о лагере.
Собственно, вопрос..... Эээ... WTF?
Жанна
Прежде чем судить о данном воспитание - ознакомьтесь со статьей о патриотическом воспитании - это важнейший аспект в развитии человека, уважающего свою родину!
Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины - эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Начиная с 2001 года, постановлениями Правительства Российской Федерации, каждые пять лет вводится в действие обновлённая Государственная программа патриотического воспитания граждан. В своём содержании Программа предусматривает единый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан России, способный на основе формирования патриотических чувств и патриотического сознания, обеспечить решение задач по консолидации общества, по поддержанию социальной и экономической стабильности, по упрочению единства и дружбы народов многонациональной России. В современных условиях образовательной деятельности идеи патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодёжи, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества [1, с. 306]. Воспитание истинного Российского патриотизма предполагает целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств. Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с учащимися. При этом патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Отечеством. Патриотизм органично включается в идеологию, в программы и содержание образования человека XXI века, и при этом его ценностное, духовно-нравственное основание является неотъемлемой частью современной концепции модернизации образования. В современном образовательном учреждении приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине («Я - гражданин России!»). Как показывает практика, на современном этапе развития отечественной образовательной системы, - той сферой, которая позволяет педагогам, воспитателям наиболее успешно реализовать программы патриотического воспитания учащейся молодёжи, часто выступает внеклассная и внеурочная работа с учащимися [1, c. 308]. Вопросы воспитания детей, подростков и молодёжи в духе любви к Родине, в аспектах воспитания достойных граждан многонационального Российского государства - эти вопросы всегда находились в центре внимания учёных и педагогов-практиков на протяжении всей современной отечественной истории. В настоящее время вопросы патриотического воспитания встают особенно остро, поскольку нередко наблюдается отчуждение молодёжи от отечественной культуры, а в обществе ощущается эйфория вседозволенности, с явным ослаблением нравственных «тормозов». При этом оказалась нарушенной идеологическая и моральная преемственность между поколениями, между ценностями прошлого и настоящего. Характерным явлением становится духовная опустошённость и недостаточно развитая общая культура учащейся молодёжи, в сочетании с дефицитом гражданственности и патриотизма. Настораживает нарастание межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов, в том числе, - в молодёжной среде [1, с. 308; 2, с. 406]. Сегодня для многонациональной России нет более важной идеи, чем воспитание Российского патриотизма, поскольку без патриотизма не может состояться никакого гражданственного, духовного становления личности. Без воспитания Российского патриотизма не может состояться формирование сознательного, ответственного, преданного гражданина России. Поэтому наиболее актуальной задачей на данный момент общественного развития является разработка концептуально новых подходов к организации патриотического воспитания учащихся, с формированием теоретических основ и наиболее эффективных методов и форм его практической реализации. Правовыми основами патриотического воспитания учащейся молодёжи являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». На решение этих задач ориентирована Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [2, с. 406; 7, c.322]. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из главных задач современного общественного развития. Жизненное самоопределение школьников никогда не было простым делом, а в современной социально-экономической ситуации оно значительно усложнилось. Это происходит по той причине, что в нынешнем, относительно свободном обществе, девальвируются многие нравственные ценности, без которых человеку невозможно стать полноценной, адекватно сформированной личностью. Отсюда становится очевидным, что главными критериями решения социальных проблем в современном российском обществе должны выступать духовно-нравственные ценности, любовь к своей Родине, к своему народу, осознание ценности созидательной деятельности человека во всех её проявлениях. В этой связи, одной из важнейших функций образовательных учреждений выступает становление ценностных ориентаций, наряду с развитием нравственных качеств формирующейся личности учащегося, - в качестве фундаментальных основ гражданского самоопределения, социально-личностного развития и успешной самореализации молодого человека. Именно сфера образования наиболее благоприятна для раскрытия столь важных нравственных качеств личности, для формирования её ценностных ориентиров. И здесь следует подчеркнуть особое значение учреждений дополнительного образования детей и работающих в этой системе высококвалифицированных педагогических кадров, - преданных своему делу, увлечённых своей работой и творчеством педагогов - энтузиастов. Пытаясь сохранить всё лучшее, что было накоплено в данной образовательной области за многие годы, эти педагоги - практики находят сегодня новые подходы к работе с детьми и подростками, предлагая более эффективно выстраивать процесс патриотического воспитания учащихся, основываясь на идентификации личности с культурой и языком своей Родины, что, по общему мнению, является основой формирования подлинного патриотизма [1, c. 308; 2, c. 407]. В практике образовательной деятельности используются различные направления и формы работы по патриотическому воспитанию подрастающего молодого поколения: военно-патриотическое воспитание, героико-патриотическое воспитание, национально-патриотическое, гражданско-патриотическое, историко-патриотическое, культурно-патриотическое воспитание, а также и другие направления образовательно-воспитательной деятельности. Эти направления практической деятельности по патриотическому воспитанию объединяются общей воспитательной целью, задачами её полноценной реализации, а также рекомендуемыми формами и методами наиболее эффективной образовательной работы с учащимися. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования заложены в дополнительном образовании учащихся, поскольку оно не ограничивается образовательными стандартами, ориентировано на индивидуальные личностные задатки, на интересы и способности ребёнка, обеспечивает большие возможности самоопределения и самореализации учащегося, способствуя творческому развитию, социальной активности и формированию патриотического сознания. Дополнительное образование организовано на принципах свободного выбора. Оно способно постепенно, ненавязчиво и наиболее эффективно сформировать в ребёнке, подростке такие качества, как ответственность, трудолюбие, самоорганизация, коммуникабельность, уважение к окружающим, дружелюбие и коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручка. Существует большое разнообразие направлений, по которым работают педагоги учреждений дополнительного образования детей. Среди направлений, способствующих формированию граждански - патриотических качеств личности школьника, можно выделить следующие: - художественно-эстетическое; - культурологическое; - научно-техническое; - эколого-биологическое; - спортивно-оздоровительное; - туристско-краеведческое; - историко-краеведческое; - этнологическое; - историко-патриотическое; - героико-патриотическое; - национально-патриотическое; - военно-патриотическое. Наиболее массовым является военно-патриотическое направление учебно-воспитательной работы с учащимися, однако и другие направления здесь не менее интересны, - все они востребованы и полезны в деле реализации заложенных в них возможностей для патриотического воспитания учащихся. Педагог, работая с детьми в избранном направлении учебно-воспитательной деятельности, использует своё положение старшего товарища и наставника учащихся. Главная задача педагога - развить в детях чувство граждан своей страны, которые не только умеют ценить духовные и культурные ценности, но и стремятся их приумножать своим трудом и участием. У педагога учреждения дополнительного образования детей, по сравнению с учителем в общеобразовательной школе, более выгодное положение по формированию у обучаемых чувства патриотизма, поскольку в системе учреждений дополнительного образования более широко могут использоваться модифицированные и авторские образовательные программы, с широким применением интерактивных методов обучения. При этом используются такие формы работы, которые позволяют не только приобретать новые знания и воспитывать необходимые нравственные качества, но и применять их, реализуя в конкретной деятельности сформированные качества, полученные знания и умения. Формирование личности человека - процесс длительный, сложный и многофакторный. Среди тех факторов, которые играют наиболее важную роль в формировании личности ребёнка, подростка, обучающегося молодого человека, следует назвать искусство. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в музыке. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный облик и духовный мир. На музыкальных хоровых занятиях в детях формируются такие качества, как коллективизм, любовь к родному дому, бережное отношение к природе. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших и добрых делах и поступках. Используемые в работе произведения музыкального народного творчества просты, образны и мелодичны. И поэтому дети легко их усваивают. Интонационные достоинства народных песен позволяют использовать их на занятиях с учащимися, как в младших, так и в старших возрастных группах. Решение задач гармоничного развития личности и воспитания настоящего патриота, знающего, любящего и почитающего традиции своей Родины, - сегодня особенно актуально. Решение этих задач реализуется через приобщение учащихся к традиционному народному искусству, к народным промыслам и фольклору - к этому неисчерпаемому духовному богатству народа, в котором заключены большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воспитательного воздействия. Воспитание патриотизма требует знания обычаев и традиций своего народа. Народное творчество, как раз и даёт нам эти знания. И это особенно важно сегодня, когда образцы массовой культуры других стран так активно распространяются средствами массовой информации, они интенсивно влияют на мировоззрение и вкусы детей, причём, нередко - далеко не самым лучшим образом. Народное искусство понятно и близко ребёнку, оно доступно для его восприятия. Рассматривая произведения народного искусства, дети узнают о быте и традициях, познают мудрость народа, учатся понимать и любить родную культуру. Кроме того, некоторая наивность образов народного искусства близка к собственному творчеству и мировосприятию самих детей, чем вызывает у них ещё больший интерес. Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, слушая произведения устного народного творчества, ребёнок приобретает необходимые знания об истории и жизни своей страны, своего народа, о труде и занятиях людей, учится понимать прекрасное, различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Энергия воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется не только в устной, но и в практической форме. В работе с детьми необходимо, чтобы они были не просто слушателями и зрителями, но также и активными участниками творческого процесса (занятия лепкой, росписью, исполнение песен и народных танцев, знакомство с народными музыкальными инструментами и другие виды самостоятельной деятельности детей). Начинать работу с детьми по патриотическому воспитанию нужно с создания располагающей, уютной атмосферы доброжелательности, уважения и доверия. Не следует забывать о том, что детям, особенно дошкольникам, свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому на занятиях, кроме устных объяснений и показа иллюстрированных пособий, необходимо использовать реальные, наглядные предметы и материалы (орудия труда, игрушки, предметы быта, посуду, элементы народного костюма, музыкальные инструменты, и т. д.). Важно учитывать, что возможность подачи и усвоения информации значительно расширяется при посещении музеев и при ознакомлении с экспозициями в специальных демонстрационных помещениях, организуемых в образовательных учреждениях. Здесь для ребёнка впервые и наглядно открывается возможность проникновения в историю быта и истоки культуры своего народа, историю родного края. Приобщая детей к творческому наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, неотделимое от воспитания чувства национальной гордости принадлежностью к народу великой России, её народу, его истории и его многонациональной культуре. Народное творчество учит детей видеть окружающий мир во всей его полноте и красоте, учит любить свою Родину, беречь родную природу, прививает нравственные и духовные ориентиры. Кроме того, на таких занятиях ребёнок овладевает новыми понятиями, знаниями и умениями, а также специфическими художественно-культурными навыками. Очень важным при этом является и то, что народная культура несёт в себе большой положительный эмоциональный заряд, ярко и образно демонстрирует эстетические и нравственные идеалы, веру в торжество добра и справедливости. Приобщение детей к народному искусству на всю жизнь накладывает отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть особую красоту в привычных, будничных предметах и явлениях. Особое место в приобщении детей к народной культуре, в работе по патриотическому воспитанию, занимают традиционные народные праздники - как календарные, так и церковные. В таких праздниках заложены накопленные веками знания о природных явлениях и приметы, связанные с ними, причём эти наблюдения напрямую связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека [8, c. 335]. Для воспитания патриотов, достойных граждан своей страны, необходимо прививать и развивать в детях чувство гордости принадлежностью к своей стране и воспитывать уважение к своему народу, к своей культуре, к национальным традициям. Патриотическое воспитание - это и воспитание любви к родным местам, и формирование ощущения своей неразрывной связи с окружающим с детства миром, наряду с желанием сохранять и приумножать культуру и неповторимое богатство своей родной страны. Нет оснований сомневаться в том, что знание истории и культуры своего народа поможет в дальнейшем относиться с большим интересом и уважением так же и к культуре других народов. Патриотизм и интернационализм в нашей большой, многонациональной стране взаимно связаны и неразделимы. Они составляют основу её социальной стабильности и прогрессивного развития нашей Родины в будущем.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 349-352.
04.10.2017
Ответить
Андрей
Актуальность воспитания патриотизма среди студентов обусловлена высоким уровнем ее интеллектуального потенциала и социальной активностью. По мнению С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовского в социальной структуре общества студенчество - социальная группа, по своему общественному положению ближе всего стоящая к интеллигенции и предназначенная в будущем к занятию высококвалифицированным трудом в различных отраслях науки, техники, управления, культуры [1]. Таким образом, студенческая молодежь это тот социальный слой общества, который, прежде всего, должен стать объектом патриотического воспитания. В настоящее время, в стране уделяется большое внимание патриотическому воспитанию студенческой молодежи. Проводятся мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам, направленные на военно-патриотическое воспитание. Ведется пропаганда достижений российской науки, культуры и государственности, отечественного спорта, трудовых свершений граждан, подвигов защитников Отечества, государственных символов, разрабатываются методические пособия, проводятся социологические исследования в данной области. Все это является формами патриотического воспитания, но что же такое «патриотическое воспитание»? В проекте федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» патриотическое воспитание определяется как система мер, направленных на формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3]. Целью патриотического воспитания является формирование в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Исходя из выше сказанного, патриотическое воспитание призвано стать отдельной системой воспитания личности [3]. Но почему же возникает потребность в формировании всех этих качеств, казалось бы, естественных для граждан сильной и могучей державы? Для этого необходимо понять, что же такое «патриотизм» и что значит быть патриотом своей Родины. Несмотря на относительную понятность этого термина, который чаще всего трактуется как «любовь к Родине», исторически сложились разные точки зрения относительно него. Ученые, философы, писатели оценивают патриотизм исходя из своих политических, философских убеждений, учитывая ситуацию в стране, поэтому и существуют кардинально различные мнения. Например, точка зрения Льва Толстого по поводу патриотизма идет вразрез с привычным пониманием данного слова. По его мнению, для правителей патриотизм это орудие достижения властолюбивых целей. А для управляемых - рабское подчинение тем, кто у власти. Патриотизм есть рабство [5]. Тому, что подобный «патриотизм» существовал, свидетельствуют мировые и гражданские войны, национализм и т.д. Существует и другое определение понятия «патриотизм». Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [6]. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Как же такой патриотизм превращается в то явление, которое определяет Толстой? Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом, потому что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека, прежде всего с представителями «своей» общности [11]. Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм - добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель. Слово патриотизм наиболее часто употребляется, когда говорят о подвигах солдат, подвергших себя лишениям, презревшим страх, и, наконец, отдавшим жизнь во имя Родины. Здесь идет речь о военно-патриотическом воспитании, как объекте, которому уделяется наибольшее внимание со стороны государства и который является наиболее пропагандируемым. Мужество и отвагу необходимо воспитывать в настоящем гражданине, потому что каждый настоящий патриот должен считать честью для себя защищать интересы Отечества, когда оно подвергается военной угрозе, но многие согласятся, что война - это экстренная ситуация, к которой нужно быть готовым, но не стоит забывать и о патриотизме в повседневной жизни. Военная мощь - это во многом гарант стабильности и безопасности государства на международной арене, но является ли она основным показателем престижа и авторитета страны? Готовность к защите Родины - это очень важный аспект, но неужели лишь на этом строится патриотизм граждан? Уже давно сложилось как традиция то, что авторитет государства и престиж на международной арене завоевывают другие национальные герои. Речь идет о спортсменах. Мы можем гордиться своими соотечественниками, которые, несомненно, являются образцами мужества, отваги, трудолюбия и терпения, но как обычный гражданин может гордиться собой как патриотом своей страны? Большинство населения не является ни военными героями, ни великими спортсменами. Что же такое патриотизм для обычного человека? Неужели это только гордость за своих великих атлетов, воинов, ученых писателей, поэтов, композиторов и т.д.? Ведь чувство патриотизма должно быть общенародным, оно должно греть изнутри каждого человека, потому что он должен быть горд за свою страну и за себя, как гражданина своего Отечества. Он должен видеть все это вокруг себя, а не смотреть по телевизору, слушать по радио и читать в газетах. Патриотизм это ежедневный труд каждого, который в итоге складывается в большой подвиг всего государства. Чувство патриотизма естественно в человеке, когда он знает, что работает во благо себе, своим близким, своей стране, а не пытается выживать, наблюдая по телевизору тех, кто живет намного лучше его. Каждый человек мечтает быть таким патриотом, который знает, что своим повседневным трудом делает вклад в развитие искусства, культуры, науки, образования, медицины и т.д. В настоящее время мировоззрение студентов ВУЗа отличается прагматичным отношением к образованию, направленным на получение престижной специальности, как средству достижения материальных благ и высокого социального статуса, потребительское и пассивное отношение к культуре, приверженность западным идеалам карьеризма и социальной успешности. Однозначно оценить данные черты достаточно сложно, но также необходимо отметить, что именно в период студенчества формируется ценностная и профессиональная ориентация. Студенты - это один из самых активных социальных слоев населения, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом. Однако, неопределенность в будущем, обусловленная трудностью в определении последующего места работы по полученной специальности, падения престижа многих профессий, а также служба в армии после окончания ВУЗа, заставляют задумываться о возможностях легкого заработка, о поиске вариантов избежать воинской повинности, об эмоциональной разгрузке и т.д. Результаты опроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 году показали, что среди молодежи 55% - те, кто готов переступать через моральные нормы для достижения успеха. Значительная часть - от 30 до 50 % молодежи - не считают неприемлемым обогащение за счет других, хамство, проституцию, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену, публичное проявление неприязни к людям других национальностей [4]. В.Е. Семенов отмечает, что ценностные ориентации молодежи за последние 30-40 лет претерпели заметные изменения, особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е - первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирали не менее 2/3 респондентов; теперь она находится на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В современных СМИ исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало не престижным. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи и т. п.) [5]. Мы выяснили, что патриотизм - высокоморальное чувство, важная часть ценностной структуры любого гражданина, поэтому направленное только лишь военно-патриотическое воспитание не даст должного результата. Формирование у студенческой молодежи социально значимых патриотических качеств и ценностных установок должно осуществляется через изучение гуманитарных дисциплин, их участие в деятельности общественных организаций патриотической и военно-патриотической направленности, а также в соответствующей деятельности различного рода молодежных движений, акций, инициатив, конкретных мероприятий и т.д. Патриотическое воспитание в ВУЗе должно проводиться масштабно, затрагивая почти все сферы жизни молодых людей.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Шлыков А. В. Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 386-388.
04.10.2017
Ответить
Иван
Военно-патриотическое воспитание будущего защитника начинается в школе. Оно требует стройной, научно-обоснованной системы, активной целенаправленной работы педколлектива, учитывающей существенные изменения в военном деле, в способах ведения вооруженной борьбы, в общественно-политическом строе, сроке и характере службы, в отношениях общества к выполнению воинского долга, в международном и внутригосударственном военно-политическом положении, а также уровня общеобразовательной подготовки юношей допризывного и призывного возрастов.
В недалеком прошлом проблему военно-патриотического воспитания молодежи брала на себя компартия страны и через молодежные комсомольские организации регулярно осуществляла руководство патриотическим и интернациональным воспитанием юношей и девушек.
С развитием плюрализма и ликвидацией одного из военно-политических блоков - Варшавского договора - политические партии и общественные организации уменьшили внимание к военно-патриотическому воспитанию населения, особенно молодежи.
Средства массовой информации «вешали» российскому патриотизму самые унизительные ярлыки, давали грубые клички: от шовинизма до фашизма, от расизма до «черной сотни», от антисемитизма до нацизма, от «имперского мышления» до национальной ограниченности и т.д. Вместе с тем молодежь как основной объект военно-патриотического воспитания нуждается в помощи.
Военно-патриотическое воспитание является той областью деятельности, которая формирует чувства, мысли, идеи, понятия, поступки, связанные с защитой своего Отечества.
Военно-патриотическое воспитание молодежи имеет четыре основных направления:
идейно-политическое;
морально-психологическое;
физическое воспитание;
военно-техническая подготовка.
Российский патриотизм и интернационализм невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Сегодня сущность военно-патриотического воспитания состоит в выработке гибкой системы, на основании которой следует вести целенаправленную работу по формированию у молодежи любви и преданности Родине, чувства уважения к ратному труду, воинской службе, к героическим традициям российского народа и его Вооруженных Сил.
Военно-патриотическое воспитание - сфера творчества. Оно имеет множество форм и методов подготовки и проведения, зависит от уровня школьных классов (начальные, средние, старшие). Какие из форм наиболее интересны для ребят, увлекают, «прижились»? Из опыта работы гимназии, по военно-патриотическому воспитанию следует, что там, где администрация учебного заведения заблаговременно планирует эту работу, включая весь педагогический коллектив, родительский и ученический актив в зависимости от периода года, «красных» дат календаря, Дней воинской славы, эти мероприятия военно-патриотического содержания проходят интересно, увлекательно, полезно.
К таким мероприятиям в урочное время можно отнести следующие:
уроки мужества, встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, воинами Вооруженных Сил РФ;
занятия по строевой, огневой, тактической подготовке на уроках с юношами и девушками 9-11 классов и на учебных сборах с юношами 10 -х классов;
организация военно-спортивных соревнований с юношами на учебных сборах;
планирование и проведение военно-патриотической работы во время прохождения учебных сборов с юношами 10-х классов;
спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта (стрельба, кросс, метание гранат, силовые единоборства, тяжелая атлетика и т.д.);
изучение текста военной присяги, знаков различия, формы одежды, воинских званий с акцентом на историю их возникновения, изменения в связи с историческими реформами Вооруженных Сил;
изучение наград, почетных званий, степеней отличия, истории их зарождения;
изучение типов боевой техники и оружия, истории их создания, модификационных изменений и их преимущественных отличий от зарубежных аналогов;
изучение правил обращения с оружием, порядка разборки, сборки, хранения и ухода за ним;
организация встреч с выпускниками посвятившими себя служению Отечеству;
изучение биографий и подвигов сверстников в годы Великой Отечественной войны;
изучение воинских и патриотических ритуалов и их значения для военной службы;
обсуждение произведений литературы и искусства на патриотическую тему,
просмотр тематических передач на телеканале «Звезда» с последующим обсуждением;
написание сочинений, посвященное ратному подвигу земляка;
краткая информация о выходе нового военного законодательства;
конкурс рисунка ко Дню защитника Отечества или ко Дню Победы, Дню освобождения города (села) от захватчиков;
краткая информация или беседа о военно-политическом положении в мире и стране;
краткое сообщение о целях, сроках и порядке первоначальной постановки юношей на воинский учет, профориентационная работа военной направленности с юношами и девушками (рассказ о военных учебных пунктах при гражданских высших учебных заведениях и правилах приема в военные институты).
Во многом этой работе способствует наличие у нас в Краснодарском крае региональной программы курса ОБЖ для учащихся 9-11 классов (автор Ю.Я. Леонтьев). В отличие от федеральных программ (авторы: А.Т. Смирнова «Просвещение», В.В. Маркова и В.Н. Латчук «Дрофа»), в региональной программе преподавание раздела «Основы военной службы начинается уже с 9 класса, это позволяет получить необходимые знания и навыки в строевой, тактической, огневой подготовке выпускниками средней школы, а для обучающихся в 10-11 классах предусмотрено преподавание этого раздела с увеличением количества часов до 52. Это способствует военно-патриотическому воспитанию юношей и девушек и более полной подготовке юношей к военной службе.
При проведении занятий по тактической подготовке изучаются способы и приемы ведения боя в горах, лесу, городских условиях, изучаются операции проводимые антитеррористическими группами «Альфа», «Вымпел» по материалам открытых публикаций. При изучении используются современные технологии и возможности интернета. Учащиеся создают сайты в сетях: «Последний звонок Беслана», «Норд-Ост», «Внимание террор». Учащиеся старших классов, после просмотра фильма об агрессии Грузии против Южной Осетии, горячо обсуждали и одобряли военную помощь России народу Осетии, чтили память российских миротворцев погибших при исполнении воинского долга.
Неравнодушие к ратным подвигам ветеранов и нынешних воинов, черта прививаемая в повседневной учебе и внешкольной работе. Учащиеся выступают с сообщениями об интересных фактах биографии земляков героев, были и интересные случаи в их изысканиях. Например, с интересными фактами из биографии Героя России Звягинцева А.Н. Его имя, наряду с именами Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена «Славы», начертано на мемориальной доске на площади перед администрацией города Сочи, наш земляк офицер, водолаз-спасатель, удостоен этого высокого звания за мужество и героизм при проведении спасательной операции АПЛ «Курск». Выяснилось, что в школьные годы он увлеченно занимался спортом, играл в волейбол, неоднократно выступал на соревнованиях в составе сборной города Сочи. Член сборной России по волейболу, чемпион Всесоюзной спартакиады школьников, кандидат в мастера спорта, он неоднократно подчеркивал, что спорт ему очень помогал и помогает в службе.
Или еще: в одной из телевизионных передач на телеканале «Звезда», посвященному первым применениям установок залпового огня «Град», рассказывалось о вооруженном конфликте между СССР и КНР на острове Даманский и о мужестве советских воинов пограничной заставы им. И.И. Стрельникова. Я попросил учащихся 9-10-х классов, увлекающихся военной тематикой, подготовить сообщение об установках залпового огня и событиях вокруг спорной территории о. Даманский. Учащиеся не только собрали материал, но и обратили внимание на то, что один из награжденных пограничников, Бубенин Виталий Дмитриевич - Герой Советского Союза, проживает в г.Сочи в Красной Поляне (месте строительства олимпийского комплекса зимней олимпиаде 2014 года). Он в марте 1969 пришел на помощь пограничникам заставы И.И. Стрельникова. Будучи раненым и контуженным продолжал руководить боем до подхода основных сил.
Такие случаи более полного подхода к решению поставленной задачи характерны для учащихся, увлеченных военной тематикой, их сообщения всегда интересны и выслушиваются с особым вниманием и уважением к их работе. Конечно не все учащиеся так усердно подходят к данному виду деятельности, лучше, как правило, c этим справляются дети военнослужащих, «стреляльшики» - любители компьютерных игр, кстати они неплохо разбираются в оружии и боевой технике, играют под флагом России и берут в «бой» наше оружие, они имеют наиболее «продвинутые» знания не только о боевой технике и оружии, но и разбираются в тактике ведения боя и стратегии. Увлеченно спорят с другими и со знанием дела отстаивают свою точку зрения с конкретными аргументами; часто среди них нахожу желающих участвовать в олимпиадах по ОБЖ. В 2011 году на муниципальном этапе олимпиады по ОБЖ четверо учеников стали призерами: один 9-классник ("cтреляльщик"), двое из 10 -х классов и еще один из 11 класса. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику и в этой кропотливой работе.
Во внеурочное время можно проводить следующие мероприятия:
поисковая и исследовательская работа ;
турпоходы и экскурсии (тематические); походы по местам боевой славы;
вахты памяти, недели славы;
посещение и поздравление, помощь ветеранам, «экспедиция милосердия»;
тематические вечера по случаю праздников видов Вооруженных Сил, Дней воинской Славы России;
День защитника Отечества, День Победы;
организация и посещение клуба будущего воина «Десантник», «Гренадер»;
олимпиады по ОБЖ;
военно-спортивные кружки;
посещение воинской части, совместные вечера «А ну-ка, парни!»;
шефство над могилами, памятниками, памятными досками, установленными в честь погибших защитников Отечества;
посадка деревьев на аллеях памяти погибшим землякам или защитникам села, города;
работа экспедиции «Летопись Великой Отечественной»;
викторина на тему: «Земляк, герой, патриот»;
смотры строя и песни;
несение почетного караула у монументов, памятников воинской славы;
совместные с РОСТО (ДОСААФ) мероприятия военно-патриотической направленности;
стрелковые соревнования;
оформление и работа в зале (комнате) боевой и трудовой славы;
конкурс (примерный): «Гражданином быть обязан»;
военно-профориентационная работа с юношами и их родителями;
шефство над инвалидами войны и труда;
школьные конкурсы-смотры военно-патриотической работы;
проведение месячника оборонно-массовой работы;
проведение акции «Георгиевская ленточка»;
проведение спортивных соревнований с допризывной молодежью по военно-прикладным видам спорта. (Спартакиада допризывной молодежи посвященная Дню Победы, легкоатлетический кросс в честь Дня призывника, проверка по физической подготовке допризывной молодежи, соревнования по гиревому спорту).
Эти обязательные соревнования проводятся в нашем регионе в ОУ и на районном, муниципальном, зональном и краевом уровнях, - все это связано с подготовкой юношей к военной службе.
Трудно переоценить значение планирования военно-патриотической работы. Перед началом учебного года я, совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, с председателем Совета старшеклассников, составляем проект плана работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся. Вносим в проект уже наработанные мероприятия (месячник оборонно-массовой и спортивной работы, военно-шефская работа, проведение вахты Памяти) и обязательно учитываем календарь знаменательных дат. Это, к примеру, юбилеи Дней воинской Славы России - 300-летие первой победы русского флота у мыса Гангут, 100-летие ВВС и т.д. Обязательно рассчитываем возможности Совета старшеклассников по проведению того или иного мероприятия, их активное участие в военно-патриотической работе имеет большое значение, юноши и девушки четко знают интересы сверстников. Не обойтись и без участия классных руководителей и мудрого слова директора. Конечно, план не догма, поэтому в работу вносятся коррективы, и это нормально.
Особое внимание при проведении спортивных соревнований по военно-прикладным видам уделяю проведению Спартакиады допризывной молодежи как итоговой работе за годы учебы. Успеху на этих соревнованиях во многом способствует военно-патриотическая работа, позволяющая сплотить команду для достижения высоких результатов. Обязательное условие - комплексный и индивидуальный подход к формированию и подготовке команды.Обязательно проводить ротацию спортсменов с проведением обмена опытом участия в соревнованиях старших товарищей. Это наиболее характерно для сборной команды и тут без помощи учителей физкультуры не обойтись. Дело в том, что десять человек должны показать результат в пяти номинациях, по два участника в одном виде (подтягивание, стрельба, разборка-сборка АК, бросок гранаты на дальность, челночный бег) и командное прохождение с песней, торжественным маршем, и комбинированная эстафета. В отдельных видах набрать участников команды по видам не особенно сложно, а вот состыковать это со строевой подготовкой и прохождением с песней - большая проблема. Тут приходит на помощь подготовка и проведение смотра песни и строя, который предшествует спартакиаде.
Строй сплачивает коллектив способствует согласованности действий, взаимопониманию. Стимулирующий фактор смотра - предоставление права нести почетный караул в День Победы у мемориалов памяти.
Подбор однообразной формы одежды, эмблем, умение отвечать на приветствие, сдавать рапорт, выполнять повороты на месте и в движении, движение походным и строевым шагом, все это дисциплинирует, как весь коллектив, так и отдельных учащихся и в будущем помогает в военной службе.
К формированию группы учащихся для несения почетного караула (парадной группы) необходим определенный подход. Туда включаются не только победители смотра строя, а и учащиеся из других классов, показавшие хорошие навыки в строевой подготовке независимо от учебной параллели. Учащиеся старших классов составляют основу почетного караула, а младшие выполняют роль дублеров, это не означает, что они только тренируются, они тоже несут караул, но меньшее время. В процессе тренировок и подготовки к выполнению почетной обязанности, учащиеся изучают историю «Вахты памяти», традиции, устройство автомата, правила обращения с оружием.
Значительное время уделяется отработке элементов строевой выправке и подтянутости, четкости и слаженности выполнения элементов ритуала одиночно, в паре и четверке. Ученики гордятся этим высоким доверием и не без гордости подчеркивают, что стоят в почетном карауле и их показывают в новостях по ТВ.
Как одной из форм военно-патриотической работы является ежегодное участие учащихся в проведении вечеров Памяти воинам афганцам-десантникам, которые организует и проводит «Центр военно-патриотической и допризывной подготовки молодежи». Там звучат песни афганской поры, выступают участники боевых действий с рассказами о мужестве и отваге советских воинов, просто о жизни на войне, патриотизме и интернационализме воинов выполнивших свой воинский долг. Звучат имена воинов занесенных в книгу памяти, в их честь и память о них зажигают свечи, звучит реквием. Важным атрибутом этих встреч является присутствие флагов России, Краснодарского края, Воздушно - десантных войск, звучание гимнов России и Кубани.
Ученики гимназии в центре ВП и ДПМ «Десантник» участвуют не только в военно-патриотической работе, но и готовят себя к военной службе, горной подготовка, занятиям армейским рукопашным боем, стрельбе, - вот далеко не полный перечень предметов. Осваивать эти премудрости армейской жизни (воспитывать силу, ловкость, терпение) им помогает пример воинов-афганцев и других мужественных людей.
Работа по военно-патриотическому воспитанию является неотъемлемой частью обязательной подготовки юношей к военной службе и от ее проведения зависит, каким будущий воин придет на службу Отечеству в той или иной области службы.
Военно-патриотическая работа по воспитанию молодежи может проводиться при подготовке и проведению спортивных мероприятий.
Так выглядит сценарий открытия зональных соревнований по гиревому спорту среди допризывной молодежи с акцентом на военно-патриотическом воспитании (опускаем место и время).
Судья-информатор: «К торжественному маршу, в колонну по два шагом марш».
Звучит торжественный марш
Судья-информатор (на фоне марша при выходе участников):
- Приветствуем команду Апшеронского района: их земляки в годы войны мужественно выполняли свой долг перед Родиной - трое удостоены звания «ГСС» и двое стали полными кавалерами Ордена «СЛАВЫ», среди них Славянский Иван Павлович - командир батальона, удостоенный высокого звания за мужество и героизм, проявленные при форсировании Вислы.
- Приветствуем команду г. Белореченска: трое земляков в годы войны удостоены звания «ГСС» и двое стали полными кавалерами Ордена «СЛАВЫ», среди них Голенев Степан Трофимович,принимавший участие в обороне г.Туапсе и г.Новороссийска и удостоенный звания «ГСС» за мужество в боях на « Малой Земле».
- Команда г. Геленджик впервые принимает участие в наших зональных соревнованиях - мы знаем о подвиге их земляка , летчика транспортной авиации Шульженко Леонида Владимировича , звание ГСС ему было присвоено за умелое выполнение спец. Задания Правительства в 1949г. пожелаем и команде успешного выступления на нашей земле.
- Приветствуем команды Динского района и профессионального училища №63. Команда Динского района - фаворит соревнований, уже дважды становилась победителем в зональных и краевых фестивалях по гиревому спорту. Четверо их земляков в годы войны стали «ГСС» и 3 человека полными кавалерами Ордена «СЛАВЫ». Ковалев Федот Иванович - артиллерист противотанкового орудия, прошел всю войну и в боях за освобождение Польши и Чехословакии проявил мужество и героизм.
- Западный Округ г. Краснодара представил свою команду гиревиков, сильные ребята они знают о 26 ГСС - Краснодарцах и чтят их память, среди них братья Игнатовы, партизаны-разведчики, в их честь названы улица в г. Краснодаре и школа в г. Геленджик.
- Выходит команда Усть-Лабинского района, их земляк, Ободовский Василий Георгиевич проявил мужество и героизм при форсировании Днепра, пожелаем и мы команде стойкости на пути к победе.
- Замыкает торжественную церемонию открытия команда г. Сочи и профессионального лицея №19 - финалист зональных соревнований прошлого года. Спорт давно и прочно прописался на Сочинской земле, он всегда помогал в трудные минуты. Герой России - Звягинцев Андрей Николаевич, водолаз-спасатель, удостоен этого звания за мужество проявленные при подъеме «АПЛ» КУРСК, в школьные годы был победителем спартакиады школьников СССР по баскетболу, успешно представляя г. Сочи.
- Судья-информатор: «Мужество и сила, ловкость и бесстрашие - эти качества необходимы для службы в армии и они присущи воспитанникам военно-спортивного клуба «Гренадер» Сочинского городского центра внешкольной работы. Руководитель клуба - Касьянов Сергей Анатольевич, педагог дополнительного образования.
Звучит музыка. Начинаются показательные выступление по рукопашному бою воспитанников клуба.
- Судья-информатор (после выступления):
«Право поднять флаг России, флаг соревнований предоставляется капитану команды Динского района как команды-победительницы прошлогоднего фестиваля по гиревому спорту. Парад, смирно! Равнение на флаг»
Звучит гимн России.
Список использованной литературы
Закон Р.Ф. «О дня воинской Cлавы России»;
Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»;
Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010, на 2011 - 2015 годы» (постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422, постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795), опирающихся на Концепцию патриотического воспитания граждан РФ 2003 года, а также программы «Военно-патриотического воспитания: 3 я пятилетка»
Российская Федерация, Краснодарский край, Хостинский район, г.Сочи.
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение гимназия №5
Старков Владимир Валерьевич, Преподаватель-организатор ОБЖ
06.09.2017
Ответить
Иван
Патриотическое воспитание - ключевое направление для подрастающего поколения!
Слово «патриот» - греческое, означает земляк, соотечественник, человек, преданный своему Отечеству, служащий его интересам. Патриотизм - чувство любви к своей Родине, к Отечеству, готовность к его защите от врагов. Значит, патриотизм необходим при любой общественно-экономической формации, при любой власти.
Патриотизм закладывается в человеке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Его нельзя вдруг приобрести или потерять. Это состояние души, это мировоззрение.
Есть мнение, что если патриотизм нужно воспитывать, то это уже не патриотизм. Но мы все-таки остановились на утверждении, что, как и всякое социальное явление, патриотизм подлежит воспитанию, и значит, встает вопрос: в каком направлении нам нужно двигаться?
Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма.
На сегодня главная проблема заключается в создании современной системы патриотического воспитания молодого поколения, способного обеспечить целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования в новых условиях преданности, чувства любви к Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенности в великом будущем России.
Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое - осмыслить ее и предпринять конкретные шаги.
Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у ребят высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, а также на изучение строевой подготовки, основ рукопашного боя, воинских традиций, знакомство со школой выживания, занятия по огневой подготовке. Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.
Спортивно-массовые мероприятия помогают сохранять преемственность поколений и традиций. А в глазах школьников повышается значение воинской службы.
На результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ и ОФП, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и
навыков. Большое воспитательное воздействие на ребят оказывают занятия, так называемые уроки мужества, которые вызывают у ребят неподдельный интерес: разбирается и собирается боевое оружие, экипируется солдат и т.д. Продолжением этих уроков служит военно-спортивная эстафета, в которой принимают участие и девушки. В это мероприятие включаются различные соревнования: ориентирование на местности, преодоление минного поля, передвижение по сильнопересеченной местности, оказание медицинской помощи, разведение костра, и другие конкурсы и игры. Заканчивается соревнование конкурсом военной песни, посвященной Родине, Вооруженным силам.
В период проведения месячника оборонно-массовой работы наши ученики встречаются с участниками Великой Отечественной войны, проживающими в нашем селе, которые рассказывают ребятам, что в жизни есть место подвигу. Кроме классных занятий мы организуем и проводим с учениками экскурсии и походы, которые сами по себе, кроме познавательных задач, решают важнейшую задачу сплочения коллектива и оставляют заметный след в патриотическом воспитании.
Существует много различных форм и методов позитивного воздействия на подрастающее поколения, одной из подобных форм является клуб «Допризывник». В здании администрации Еленовского дома культуры мы своими силами организовали работу тренажерного зала. Он пользуется большой популярностью у допризывной молодежи и ребят, отслуживших в армии. Часть ребят, занимающихся в секции, состоят в казачестве. Его целью является отвлечение молодёжи от пагубных пороков современного мира и воспитание в подростках таких черт характера, которые существенно помогут войти им во взрослую жизнь. Важнейшими аспектами является и психологическая подготовка: подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности.
Работой нашей секции заинтересовалось казачество. Оно оказало нам помощь и поддержку. Благодаря помощи районного отдела казачества мы смогли расширить круг своей деятельности.
Сегодня при клубе действуют секции по военно-прикладным видам спорта: стрелковая, ориентирование, рукопашного боя, метания ножа, гиревого спорта, общей физической подготовки (занятия на тренажерах). На протяжении 3 лет члены клуба защищают честь района на республиканских и краевых соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, где занимают призовые места.
Клубом «Допризывник» был разработан социальный проект «Делай с нами» для работы с детьми «группы риска». Цель проекта - создание условий для специфической предупредительной деятельности по выявлению негативных личностных свойств у подростков, предупреждению их противоправного поведения и корректировка сложившихся стереотипов, формированию на этой основе качеств личности, способствующих положительному законопослушному поведению.
Ежегодно через клуб «Допризывник» проходит более 30 человек, которые принимают участие в реализации различных проектов.
Выпускники клуба «Допризывник» владеют приемами рукопашного боя, отлично стреляют, метают ножи, владеют туристическими навыками, не имеют вредных привычек, духовно и физически здоровы, достойно выполняют долг перед Родиной в армии.
За последние несколько лет мною была организована работа секции по настольному теннису для детей и подростков на базе сельского дома культуры, для старшего поколения - шахматный кружок. К сожалению, из-за отсутствия нормальных условий и материальной поддержки в настоящее время их деятельность приостановлена. В течение нескольких лет у нас работает кружок «Спортивное ориентирование», где занимаются дети с 1 по 11 класс. Но и тех ребят, кто закончил школу, мы не оставляем в стороне. Ежегодно все желающие участвуют в составе нашей команды во всероссийских соревнованиях «Российский азимут».
Все, чем мы занимаемся, интересно, полезно. Большую поддержку мне оказывают родители членов кружка, ребята постарше. Все тренажеры и оборудование приходится делать своими руками. Хотелось бы, чтобы нашей деятельностью интересовалось больше людей, способных оказать если не помощь, то хотя бы поддержку. Следует отметить, что в этом году младшие ребята стали приходить на секцию с родителями. Взрослым очень понравилось у нас, и они стали заниматься вместе с детьми. Приходят даже целыми семьями. Среди мам уже есть мастера по стрельбе и метению ножа. Не стоит забывать, что взрослые лучший пример для детей, необходимо ежедневно своим поведением, своими поступками и словами способствовать их воспитанию.
В решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так и семья, и учебное заведение. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.
06.09.2017
Ответить
Андрей
Военно-патриотическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью подготовки юношей к военной службе и воспитанию гражданственности и патриотизма. Работа по воспитанию патриотов это не только учебный процесс, но и реализация государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Российской федерации. Одним из приоритетных направлений военно-патриотического воспитания является значительное улучшение допризывной подготовки молодежи, совершенствование учебно-материальной базы.
Военно-патриотическое воспитание будущего защитника начинается в школе. Оно требует стройной, научно-обоснованной системы, активной целенаправленной работы педколлектива, учитывающей существенные изменения в военном деле, в способах ведения вооруженной борьбы, в общественно-политическом строе, сроке и характере службы, в отношениях общества к выполнению воинского долга, в международном и внутригосударственном военно-политическом положении, а также уровня общеобразовательной подготовки юношей допризывного и призывного возрастов.
В недалеком прошлом проблему военно-патриотического воспитания молодежи брала на себя компартия страны и через молодежные комсомольские организации регулярно осуществляла руководство патриотическим и интернациональным воспитанием юношей и девушек.
С развитием плюрализма и ликвидацией одного из военно-политических блоков - Варшавского договора - политические партии и общественные организации уменьшили внимание к военно-патриотическому воспитанию населения, особенно молодежи.
Средства массовой информации «вешали» российскому патриотизму самые унизительные ярлыки, давали грубые клички: от шовинизма до фашизма, от расизма до «черной сотни», от антисемитизма до нацизма, от «имперского мышления» до национальной ограниченности и т.д. Вместе с тем молодежь как основной объект военно-патриотического воспитания нуждается в помощи.
Военно-патриотическое воспитание является той областью деятельности, которая формирует чувства, мысли, идеи, понятия, поступки, связанные с защитой своего Отечества.
Военно-патриотическое воспитание молодежи имеет четыре основных направления:
идейно-политическое;
морально-психологическое;
физическое воспитание;
военно-техническая подготовка.
Российский патриотизм и интернационализм невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Сегодня сущность военно-патриотического воспитания состоит в выработке гибкой системы, на основании которой следует вести целенаправленную работу по формированию у молодежи любви и преданности Родине, чувства уважения к ратному труду, воинской службе, к героическим традициям российского народа и его Вооруженных Сил.
Военно-патриотическое воспитание - сфера творчества. Оно имеет множество форм и методов подготовки и проведения, зависит от уровня школьных классов (начальные, средние, старшие). Какие из форм наиболее интересны для ребят, увлекают, «прижились»? Из опыта работы гимназии, по военно-патриотическому воспитанию следует, что там, где администрация учебного заведения заблаговременно планирует эту работу, включая весь педагогический коллектив, родительский и ученический актив в зависимости от периода года, «красных» дат календаря, Дней воинской славы, эти мероприятия военно-патриотического содержания проходят интересно, увлекательно, полезно.
К таким мероприятиям в урочное время можно отнести следующие:
уроки мужества, встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, воинами Вооруженных Сил РФ;
занятия по строевой, огневой, тактической подготовке на уроках с юношами и девушками 9-11 классов и на учебных сборах с юношами 10 -х классов;
организация военно-спортивных соревнований с юношами на учебных сборах;
планирование и проведение военно-патриотической работы во время прохождения учебных сборов с юношами 10-х классов;
спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта (стрельба, кросс, метание гранат, силовые единоборства, тяжелая атлетика и т.д.);
изучение текста военной присяги, знаков различия, формы одежды, воинских званий с акцентом на историю их возникновения, изменения в связи с историческими реформами Вооруженных Сил;
изучение наград, почетных званий, степеней отличия, истории их зарождения;
изучение типов боевой техники и оружия, истории их создания, модификационных изменений и их преимущественных отличий от зарубежных аналогов;
изучение правил обращения с оружием, порядка разборки, сборки, хранения и ухода за ним;
организация встреч с выпускниками посвятившими себя служению Отечеству;
изучение биографий и подвигов сверстников в годы Великой Отечественной войны;
изучение воинских и патриотических ритуалов и их значения для военной службы;
обсуждение произведений литературы и искусства на патриотическую тему,
просмотр тематических передач на телеканале «Звезда» с последующим обсуждением;
написание сочинений, посвященное ратному подвигу земляка;
краткая информация о выходе нового военного законодательства;
конкурс рисунка ко Дню защитника Отечества или ко Дню Победы, Дню освобождения города (села) от захватчиков;
краткая информация или беседа о военно-политическом положении в мире и стране;
краткое сообщение о целях, сроках и порядке первоначальной постановки юношей на воинский учет, профориентационная работа военной направленности с юношами и девушками (рассказ о военных учебных пунктах при гражданских высших учебных заведениях и правилах приема в военные институты).
Во многом этой работе способствует наличие у нас в Краснодарском крае региональной программы курса ОБЖ для учащихся 9-11 классов (автор Ю.Я. Леонтьев). В отличие от федеральных программ (авторы: А.Т. Смирнова «Просвещение», В.В. Маркова и В.Н. Латчук «Дрофа»), в региональной программе преподавание раздела «Основы военной службы начинается уже с 9 класса, это позволяет получить необходимые знания и навыки в строевой, тактической, огневой подготовке выпускниками средней школы, а для обучающихся в 10-11 классах предусмотрено преподавание этого раздела с увеличением количества часов до 52. Это способствует военно-патриотическому воспитанию юношей и девушек и более полной подготовке юношей к военной службе.
При проведении занятий по тактической подготовке изучаются способы и приемы ведения боя в горах, лесу, городских условиях, изучаются операции проводимые антитеррористическими группами «Альфа», «Вымпел» по материалам открытых публикаций. При изучении используются современные технологии и возможности интернета. Учащиеся создают сайты в сетях: «Последний звонок Беслана», «Норд-Ост», «Внимание террор». Учащиеся старших классов, после просмотра фильма об агрессии Грузии против Южной Осетии, горячо обсуждали и одобряли военную помощь России народу Осетии, чтили память российских миротворцев погибших при исполнении воинского долга.
Неравнодушие к ратным подвигам ветеранов и нынешних воинов, черта прививаемая в повседневной учебе и внешкольной работе. Учащиеся выступают с сообщениями об интересных фактах биографии земляков героев, были и интересные случаи в их изысканиях. Например, с интересными фактами из биографии Героя России Звягинцева А.Н. Его имя, наряду с именами Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена «Славы», начертано на мемориальной доске на площади перед администрацией города Сочи, наш земляк офицер, водолаз-спасатель, удостоен этого высокого звания за мужество и героизм при проведении спасательной операции АПЛ «Курск». Выяснилось, что в школьные годы он увлеченно занимался спортом, играл в волейбол, неоднократно выступал на соревнованиях в составе сборной города Сочи. Член сборной России по волейболу, чемпион Всесоюзной спартакиады школьников, кандидат в мастера спорта, он неоднократно подчеркивал, что спорт ему очень помогал и помогает в службе.
Или еще: в одной из телевизионных передач на телеканале «Звезда», посвященному первым применениям установок залпового огня «Град», рассказывалось о вооруженном конфликте между СССР и КНР на острове Даманский и о мужестве советских воинов пограничной заставы им. И.И. Стрельникова. Я попросил учащихся 9-10-х классов, увлекающихся военной тематикой, подготовить сообщение об установках залпового огня и событиях вокруг спорной территории о. Даманский. Учащиеся не только собрали материал, но и обратили внимание на то, что один из награжденных пограничников, Бубенин Виталий Дмитриевич - Герой Советского Союза, проживает в г.Сочи в Красной Поляне (месте строительства олимпийского комплекса зимней олимпиаде 2014 года). Он в марте 1969 пришел на помощь пограничникам заставы И.И. Стрельникова. Будучи раненым и контуженным продолжал руководить боем до подхода основных сил.
Такие случаи более полного подхода к решению поставленной задачи характерны для учащихся, увлеченных военной тематикой, их сообщения всегда интересны и выслушиваются с особым вниманием и уважением к их работе. Конечно не все учащиеся так усердно подходят к данному виду деятельности, лучше, как правило, c этим справляются дети военнослужащих, «стреляльшики» - любители компьютерных игр, кстати они неплохо разбираются в оружии и боевой технике, играют под флагом России и берут в «бой» наше оружие, они имеют наиболее «продвинутые» знания не только о боевой технике и оружии, но и разбираются в тактике ведения боя и стратегии. Увлеченно спорят с другими и со знанием дела отстаивают свою точку зрения с конкретными аргументами; часто среди них нахожу желающих участвовать в олимпиадах по ОБЖ. В 2011 году на муниципальном этапе олимпиады по ОБЖ четверо учеников стали призерами: один 9-классник ("cтреляльщик"), двое из 10 -х классов и еще один из 11 класса. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику и в этой кропотливой работе.
Во внеурочное время можно проводить следующие мероприятия:
поисковая и исследовательская работа ;
турпоходы и экскурсии (тематические); походы по местам боевой славы;
вахты памяти, недели славы;
посещение и поздравление, помощь ветеранам, «экспедиция милосердия»;
тематические вечера по случаю праздников видов Вооруженных Сил, Дней воинской Славы России;
День защитника Отечества, День Победы;
организация и посещение клуба будущего воина «Десантник», «Гренадер»;
олимпиады по ОБЖ;
военно-спортивные кружки;
посещение воинской части, совместные вечера «А ну-ка, парни!»;
шефство над могилами, памятниками, памятными досками, установленными в честь погибших защитников Отечества;
посадка деревьев на аллеях памяти погибшим землякам или защитникам села, города;
работа экспедиции «Летопись Великой Отечественной»;
викторина на тему: «Земляк, герой, патриот»;
смотры строя и песни;
несение почетного караула у монументов, памятников воинской славы;
совместные с РОСТО (ДОСААФ) мероприятия военно-патриотической направленности;
стрелковые соревнования;
оформление и работа в зале (комнате) боевой и трудовой славы;
конкурс (примерный): «Гражданином быть обязан»;
военно-профориентационная работа с юношами и их родителями;
шефство над инвалидами войны и труда;
школьные конкурсы-смотры военно-патриотической работы;
проведение месячника оборонно-массовой работы;
проведение акции «Георгиевская ленточка»;
проведение спортивных соревнований с допризывной молодежью по военно-прикладным видам спорта. (Спартакиада допризывной молодежи посвященная Дню Победы, легкоатлетический кросс в честь Дня призывника, проверка по физической подготовке допризывной молодежи, соревнования по гиревому спорту).
Эти обязательные соревнования проводятся в нашем регионе в ОУ и на районном, муниципальном, зональном и краевом уровнях, - все это связано с подготовкой юношей к военной службе.
Трудно переоценить значение планирования военно-патриотической работы. Перед началом учебного года я, совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, с председателем Совета старшеклассников, составляем проект плана работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся. Вносим в проект уже наработанные мероприятия (месячник оборонно-массовой и спортивной работы, военно-шефская работа, проведение вахты Памяти) и обязательно учитываем календарь знаменательных дат. Это, к примеру, юбилеи Дней воинской Славы России - 300-летие первой победы русского флота у мыса Гангут, 100-летие ВВС и т.д. Обязательно рассчитываем возможности Совета старшеклассников по проведению того или иного мероприятия, их активное участие в военно-патриотической работе имеет большое значение, юноши и девушки четко знают интересы сверстников. Не обойтись и без участия классных руководителей и мудрого слова директора. Конечно, план не догма, поэтому в работу вносятся коррективы, и это нормально.
Особое внимание при проведении спортивных соревнований по военно-прикладным видам уделяю проведению Спартакиады допризывной молодежи как итоговой работе за годы учебы. Успеху на этих соревнованиях во многом способствует военно-патриотическая работа, позволяющая сплотить команду для достижения высоких результатов. Обязательное условие - комплексный и индивидуальный подход к формированию и подготовке команды. Обязательно проводить ротацию спортсменов с проведением обмена опытом участия в соревнованиях старших товарищей. Это наиболее характерно для сборной команды и тут без помощи учителей физкультуры не обойтись. Дело в том, что десять человек должны показать результат в пяти номинациях, по два участника в одном виде (подтягивание, стрельба, разборка-сборка АК, бросок гранаты на дальность, челночный бег) и командное прохождение с песней, торжественным маршем, и комбинированная эстафета. В отдельных видах набрать участников команды по видам не особенно сложно, а вот состыковать это со строевой подготовкой и прохождением с песней - большая проблема. Тут приходит на помощь подготовка и проведение смотра песни и строя, который предшествует спартакиаде.
Строй сплачивает коллектив способствует согласованности действий, взаимопониманию. Стимулирующий фактор смотра - предоставление права нести почетный караул в День Победы у мемориалов памяти.
Подбор однообразной формы одежды, эмблем, умение отвечать на приветствие, сдавать рапорт, выполнять повороты на месте и в движении, движение походным и строевым шагом, все это дисциплинирует, как весь коллектив, так и отдельных учащихся и в будущем помогает в военной службе.
К формированию группы учащихся для несения почетного караула (парадной группы) необходим определенный подход. Туда включаются не только победители смотра строя, а и учащиеся из других классов, показавшие хорошие навыки в строевой подготовке независимо от учебной параллели. Учащиеся старших классов составляют основу почетного караула, а младшие выполняют роль дублеров, это не означает, что они только тренируются, они тоже несут караул, но меньшее время. В процессе тренировок и подготовки к выполнению почетной обязанности, учащиеся изучают историю «Вахты памяти», традиции, устройство автомата, правила обращения с оружием.
Значительное время уделяется отработке элементов строевой выправке и подтянутости, четкости и слаженности выполнения элементов ритуала одиночно, в паре и четверке. Ученики гордятся этим высоким доверием и не без гордости подчеркивают, что стоят в почетном карауле и их показывают в новостях по ТВ.
Как одной из форм военно-патриотической работы является ежегодное участие учащихся в проведении вечеров Памяти воинам афганцам-десантникам, которые организует и проводит «Центр военно-патриотической и допризывной подготовки молодежи». Там звучат песни афганской поры, выступают участники боевых действий с рассказами о мужестве и отваге советских воинов, просто о жизни на войне, патриотизме и интернационализме воинов выполнивших свой воинский долг. Звучат имена воинов занесенных в книгу памяти, в их честь и память о них зажигают свечи, звучит реквием. Важным атрибутом этих встреч является присутствие флагов России, Краснодарского края, Воздушно - десантных войск, звучание гимнов России и Кубани.
Ученики гимназии в центре ВП и ДПМ «Десантник» участвуют не только в военно-патриотической работе, но и готовят себя к военной службе, горной подготовка, занятиям армейским рукопашным боем, стрельбе, - вот далеко не полный перечень предметов. Осваивать эти премудрости армейской жизни (воспитывать силу, ловкость, терпение) им помогает пример воинов-афганцев и других мужественных людей.
Работа по военно-патриотическому воспитанию является неотъемлемой частью обязательной подготовки юношей к военной службе и от ее проведения зависит, каким будущий воин придет на службу Отечеству в той или иной области службы.
Военно-патриотическая работа по воспитанию молодежи может проводиться при подготовке и проведению спортивных мероприятий.
Так выглядит сценарий открытия зональных соревнований по гиревому спорту среди допризывной молодежи с акцентом на военно-патриотическом воспитании (опускаем место и время).
Судья-информатор: «К торжественному маршу, в колонну по два шагом марш».
Звучит торжественный марш
Судья-информатор (на фоне марша при выходе участников):
- Приветствуем команду Апшеронского района: их земляки в годы войны мужественно выполняли свой долг перед Родиной - трое удостоены звания «ГСС» и двое стали полными кавалерами Ордена «СЛАВЫ», среди них Славянский Иван Павлович - командир батальона, удостоенный высокого звания за мужество и героизм, проявленные при форсировании Вислы.
- Приветствуем команду г. Белореченска: трое земляков в годы войны удостоены звания «ГСС» и двое стали полными кавалерами Ордена «СЛАВЫ», среди них Голенев Степан Трофимович,принимавший участие в обороне г.Туапсе и г.Новороссийска и удостоенный звания «ГСС» за мужество в боях на « Малой Земле».
- Команда г. Геленджик впервые принимает участие в наших зональных соревнованиях - мы знаем о подвиге их земляка , летчика транспортной авиации Шульженко Леонида Владимировича , звание ГСС ему было присвоено за умелое выполнение спец. Задания Правительства в 1949г. пожелаем и команде успешного выступления на нашей земле.
- Приветствуем команды Динского района и профессионального училища №63. Команда Динского района - фаворит соревнований, уже дважды становилась победителем в зональных и краевых фестивалях по гиревому спорту. Четверо их земляков в годы войны стали «ГСС» и 3 человека полными кавалерами Ордена «СЛАВЫ». Ковалев Федот Иванович - артиллерист противотанкового орудия, прошел всю войну и в боях за освобождение Польши и Чехословакии проявил мужество и героизм.
- Западный Округ г. Краснодара представил свою команду гиревиков, сильные ребята они знают о 26 ГСС - Краснодарцах и чтят их память, среди них братья Игнатовы, партизаны-разведчики, в их честь названы улица в г. Краснодаре и школа в г. Геленджик.
- Выходит команда Усть-Лабинского района, их земляк, Ободовский Василий Георгиевич проявил мужество и героизм при форсировании Днепра, пожелаем и мы команде стойкости на пути к победе.
- Замыкает торжественную церемонию открытия команда г. Сочи и профессионального лицея №19 - финалист зональных соревнований прошлого года. Спорт давно и прочно прописался на Сочинской земле, он всегда помогал в трудные минуты. Герой России - Звягинцев Андрей Николаевич, водолаз-спасатель, удостоен этого звания за мужество проявленные при подъеме «АПЛ» КУРСК, в школьные годы был победителем спартакиады школьников СССР по баскетболу, успешно представляя г. Сочи.
- Судья-информатор: «Мужество и сила, ловкость и бесстрашие - эти качества необходимы для службы в армии и они присущи воспитанникам военно-спортивного клуба «Гренадер» Сочинского городского центра внешкольной работы. Руководитель клуба - Касьянов Сергей Анатольевич, педагог дополнительного образования.
Звучит музыка. Начинаются показательные выступление по рукопашному бою воспитанников клуба.
- Судья-информатор (после выступления):
«Право поднять флаг России, флаг соревнований предоставляется капитану команды Динского района как команды-победительницы прошлогоднего фестиваля по гиревому спорту. Парад, смирно! Равнение на флаг»
Звучит гимн России.
Список использованной литературы
Закон Р.Ф. «О дня воинской Cлавы России»;
Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»;
Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010, на 2011 - 2015 годы» (постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422, постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795), опирающихся на Концепцию патриотического воспитания граждан РФ 2003 года, а также программы «Военно-патриотического воспитания: 3 я пятилетка»
Российская Федерация, Краснодарский край, Хостинский район, г.Сочи.
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение гимназия №5
Старков Владимир Валерьевич, Преподаватель-организатор ОБЖ
30.08.2017
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.