Размышления о школе воскресной
Дети в ЦерквиЭтой осенью у дочки, кроме подготовки к школе обычной, начались еще занятия в школе воскресной. Еще пару лет назад я подходила к преподавателю в храме, узнать каких деток они берут. Тогда Саша была еще слишком мала. Занятия проводились для детей школьного возраста. Для малышей ничего предусмотрено не было. Сейчас ситуация не сильно изменилась. Единственное, что появилось все же разделение на младшую (от 6ти до 10ти лет) и старшую группы (все, кто старше 10). Саша, естественно, в младшей группе. По-моему, она самая мелкая из всех (по возрасту, конечно).

Занятия ведет, как это нередко бывает, супруга одного из священников прихода, куда мы ходим. Она преподает деткам Закон Божий - 45 минут. Затем перерыв 15 минут. Далее 45 минут хора в общей группе(младшая и старшая вместе). Поют дети уже с регентом того же храма. Затем чаепитие те же минут 15. Потом старшая группа уходит на свои занятия по Закону Божьему, а младшая свободна.
Режим занятий непростой. И я очень сильно сомневалась, что Саше это подойдет. Она ведь еще даже в школу не ходит, о каких 45 минутах урока может идти речь. Решили просто попробовать побывать на одном занятии. Уж очень Сашке хотелось. Все лето мне про воскресную школу жужжала. Если честно, где то глубоко в душе, я даже надеялась, что ей не понравится, она устанет, съедет под стол уже через 30 минут. Ведь мне же туда ее возить и проводить по 2 часа времени в ожидании, с Тимошей. Думала я, что может получится ограничиться только хором, например. Но, на удивление, Саша осталась всем довольна. И это несмотря на то, что информация на занятиях совсем не для детей ее возраста. Я бы сказала, что даже не каждый третьеклассник вникнет. Матушка выдает довольно большой объем информации, иллюстрирует ее на экране заранее подготовленной видеопрезентацией, задает много вопросов. Дети сидят за одним общим овальным столом (никаких парт). Родители могут расположиться рядом на мягких диванчиках или стульях. Чем многие и пользуются. Некоторые конспектируют занятие. Уж не знаю, для себя ли или с детьми потом повторяют. Мы с Тимошей тоже сидим на занятии, пока он не начинает активно мешать. Тогда тихонечко выползаем за пределы библиотеки, где проводят занятия. А там уже есть место, чтобы развернуться малышу.

Много интересных декораций к разным спектаклям, праздникам.



Тут закуточек, там комнатка, лесенка, шкафы с книгами… Так незаметно наступает время перерыва. Ребята, в основном, в это время носятся, бегают, прыгают. В это время меняется расстановка стульев для хора и приходит старшая группа. С началом занятия, наконец можно Тимошу уложить спокойно поспать, а то раньше дети не дают этого сделать. Спит он на мне в слинге. Просыпается либо сам, либо будят за чаепитием. И у сына легкий полдник, а потом можно всем дружно ехать домой. Гулять рядом особо негде. Если с Тимой выходить на улицу, то нужно куда то идти, искать дворы спокойные. Посмотрим, может чуть позже и будем выходить, если местечко для небольшой прогулки найдем.
Никаких требований к одежде нет. Приходи в чем хочешь. Кстати, в храме тоже очень спокойно относятся к женщинам в брюках и с непокрытой головой. У меня «православный» образ внешнего вида, наверное, закрепился уже на бессознательном уровне. Я то ходила в воскресную школу при мужском монастыре. Там требования были жесткие - юбка ниже колена и платок. Бабушка для Саши сшила очень красивую юбку. В ней она ходит и в обычную школу и в воскресную. По-моему, прекрасный образ для девочки.
Хор. И здесь все «по взрослому». То, что Саша 2 года занималась в обычном детском хоре и рядом не лежало с хором церковным. Распевки, ноты, новые незнакомые молитвы… Я в ноты смотрю как баран. Из всей нотной грамоты, я знаю только, что темненькие ноты короче светленьких ))) и все! Объяснить что-либо ребенку, конечно, не могу. Регент говорит, что и не надо. Пусть просто учится смотреть в ноты. Пошли нотки вверх и голос выше, вниз - ниже. Пока наш с Сашей дуэт (тренируемся по вечерам) с трудом тянет на хор охрипших кошек. У меня ни слуха, ни голоса. Она некоторые слова даже выговорить не может, не то чтобы понять их смысл. Стараюсь объяснять, по мере своих скромных знаний. При всем этом, дочка опять довольная как будто ей слона подарили. Ходит, напевает чего то себе под нос. Тут даже «Благослови душе моя Господа» воспроизвела по дороге в садик, шокируя прохожих. В общем, что-то в голове оседает, все таки. Наверное, на это и расчет. Поскольку запомнить что-либо из такого большого потока информации, ребенку очень сложно. А так… Походишь годик - другой, а на третий может и начнешь что-то понимать)))
Зачем нам все это надо? Я не рассчитываю на то, что ребенок будет все знать. Даже не надеюсь на это. Дело в том, что вот ходит она в садик, на дополнительные всякие занятия. Да, чему то учится. Общается с другими детьми и взрослыми. Но, в этом общении нет темы Бога. Дома, мы конечно и Библию детскую читаем и другие книги, и молимся, в храм ходим… Только все это происходит в пределах нашей семьи. Мне кажется, что если круг расширится, то и детям будет интересней и полезней. В их жизни будут не только игры в «дочки-матери», болтовня про волшебные кристаллы и прочие мультяшные выдумки. Но, и рассказы о святых, о Боге, церковные праздники и обычаи.
Моя жизнь во Христе, по сути, тоже началась с воскресной школы. Мне было 8 лет, когда мама нас с сестрой крестила. Сама она тогда не особо много чего знала о православии. Занятия для взрослых надо было еще поискать. Со школой для детей было проще. Так я и оказалась в воскресной школе. Училась сама и что-то родители узнавали новое. Кстати, наши занятия всегда проходили в одной общей группе. Я была самой младшей, а были и подростки лет до 14-15, наверное. И занятия были сложные. Кроме Закона Божьего, тот же хор, а еще церковно славянский язык преподавали. Было и рукоделие, и подготовка к праздникам. Это было прекрасное время! Благодаря воскресной школе моя жизнь на много лет была связана с Валаамом. Были в этом и отрицательные моменты, но положительных все же больше.
Я не знаю почему Саше нравится заниматься в воскресной школе. Ведь она мало, что понимает из сказанного. Может, конечно, что то запоминает. А может просто обстановка для нее подходящая. Но, раз уж ей там так хорошо, пусть ходит. Буду возить, вроде не так это тяжело получается даже с Тимошкой. Так что, если ничего не изменится, скоро буду рассказывать о праздниках и других событиях в воскресной школе.