"Бабушкотерпцы"
Разные вопросы христианской жизниБабушкотерпцы.
Не могу не поделиться.
Вот о каком бы событии из моей могучей церковной практики я бы ни написала, в комментариях обязательно промелькнет несколько историй о том, как человек пострадал от церковных бабушек. И пострадал так, что ни жить, ни быть. И больше в эту организацию, сплошь состоящую из злых и нечутких людей он ни ногой, ни рукой, ни делом, ни помышлением!
И истории все как одна. И пострадавшие - в основном женщины (которые, как это ни печально, по всем законам бытия рано или поздно тоже станут бабушками, да, сестры, это неизбежно, но куда деваться).
Пришла, мол, я в храм, с пляжа пробегая - в купальнике, парео, джинсах, вечернем платье с декольте, без платка (нужное подчеркнуть), а тут из-под подсвечника кааак выскочит старуха, каааак зашипит на меня. И все. Вот прям все. На всю мою жизнь я получила травму, несовместимую с жизнью. Я же к Божечке шла, «несла свою беду по весеннему по льду», а встретила злую тетку.
Но ведь с порога должны были ангелы на крылья подхватить и вознести под купол в объятия вечной Божией любви. Полный разрыв шаблона, правда же?
Не так давно, сразу после крещения, после службы я увидела в храме молодую женщину. Зимой, уточню. Она стояла у свечной лавки, в обтягивающих джинсах и топике, без платка, естественно. И вокруг нее суетились наши церковные старушки. Женщина не плакала. У нее было такое лицо, как описано в Монтеневских «Опытах» про скорбь. То есть - лица не было. Добиться от нее, зачем она пришла, смогли не сразу. Выяснилось, что ее грудной ребеночек в реанимации, и врачи (я подчеркну - врачи!) отправили ее в храм за крещенской водой. Конечно же, они ее хотели просто отвлечь и дать возможность помолиться за дитя в храме. Но разговор не об этом. Разговор о том, что когда человек в таком состоянии и в таком виде приходит в храм, ни одна бабка его не тронет. Потому что это горе, и некогда тут думать о приличиях.
И вот мы подходим к понятию «приличия». Прилично ли прийти в Мариинку или Большой в форме фитнес-клуба? Или в больничную палату без белого халата и бахил? Нет? А почему? Правила? И мы их соблюдаем. Но этим правилам не так много времени, и никто не устраивает скандалов и не зарекается тысячу лет не переступать порога ни театра, ни больницы.
Церковной традиции - тысячи лет. И сейчас уже все хорошо знают, какие часы у патриарха, а, идя в храм, не вспоминают, что нужно просто захватить платок (сейчас эти платки и юбки развешаны при входе в каждый храм) и прикрыть летом свои соблазнительные перси. В чем боль-то ваша? Скажите мне на милость?
И еще, для реабилитации злых церковных старух скажу вот что (их не так и много, кстати). Ни один человек в зрелом возрасте не прибился и не остался в храме от великого богатства или счастья. На 99% это люди, пришедшие с таким горем и болью, что вам даже лучше и не знать. В Барнауле, при храме, «на подсвечниках» стоит женщина. На ее глазах сумасшедший топором зарубил дочь, зятя и двоих внуков. Она чудом осталась жива, и только работа в храме спасает ее от кошмара бытия. И она, конечно же, теологически не подкована так, как нам хотелось бы. Но она как может служит в доме Божием и хочет, чтобы к Тому, кто ее утешил и помог дальше жить, приходили с уважением и соблюдая немудреные правила. Только и всего.
Поэтому не злитесь и не ругайтесь на них. Они просто хотят «как лучше», впрочем так же, как и вы, пришедшие помолиться в чем пришлось. У каждого своя правда.
P.S. А знаете какие самые зловредные из всех старух? Это свекрови и тещи. Семья - это малая церковь вообще-то. И приходит в нее новый член. И начинает этого нового члена семьи тещенька или свекровушка пожирать. Не так посмотрел, не так сидел, не так ел и вообще не наших графских кровей. И разрушает-разрушает потихоньку… И это без привлечения попов и кадильного дыма, на бытовом уровне. А от всех в округе требует к себе уважения и почитания. Поэтому давайте-ка все мы начнем с себя. Так оно будет лучше.
Автор: Ульяна Меньшикова (с просторов сети).
Не могу не поделиться.
Вот о каком бы событии из моей могучей церковной практики я бы ни написала, в комментариях обязательно промелькнет несколько историй о том, как человек пострадал от церковных бабушек. И пострадал так, что ни жить, ни быть. И больше в эту организацию, сплошь состоящую из злых и нечутких людей он ни ногой, ни рукой, ни делом, ни помышлением!
И истории все как одна. И пострадавшие - в основном женщины (которые, как это ни печально, по всем законам бытия рано или поздно тоже станут бабушками, да, сестры, это неизбежно, но куда деваться).
Пришла, мол, я в храм, с пляжа пробегая - в купальнике, парео, джинсах, вечернем платье с декольте, без платка (нужное подчеркнуть), а тут из-под подсвечника кааак выскочит старуха, каааак зашипит на меня. И все. Вот прям все. На всю мою жизнь я получила травму, несовместимую с жизнью. Я же к Божечке шла, «несла свою беду по весеннему по льду», а встретила злую тетку.
Но ведь с порога должны были ангелы на крылья подхватить и вознести под купол в объятия вечной Божией любви. Полный разрыв шаблона, правда же?
Не так давно, сразу после крещения, после службы я увидела в храме молодую женщину. Зимой, уточню. Она стояла у свечной лавки, в обтягивающих джинсах и топике, без платка, естественно. И вокруг нее суетились наши церковные старушки. Женщина не плакала. У нее было такое лицо, как описано в Монтеневских «Опытах» про скорбь. То есть - лица не было. Добиться от нее, зачем она пришла, смогли не сразу. Выяснилось, что ее грудной ребеночек в реанимации, и врачи (я подчеркну - врачи!) отправили ее в храм за крещенской водой. Конечно же, они ее хотели просто отвлечь и дать возможность помолиться за дитя в храме. Но разговор не об этом. Разговор о том, что когда человек в таком состоянии и в таком виде приходит в храм, ни одна бабка его не тронет. Потому что это горе, и некогда тут думать о приличиях.
И вот мы подходим к понятию «приличия». Прилично ли прийти в Мариинку или Большой в форме фитнес-клуба? Или в больничную палату без белого халата и бахил? Нет? А почему? Правила? И мы их соблюдаем. Но этим правилам не так много времени, и никто не устраивает скандалов и не зарекается тысячу лет не переступать порога ни театра, ни больницы.
Церковной традиции - тысячи лет. И сейчас уже все хорошо знают, какие часы у патриарха, а, идя в храм, не вспоминают, что нужно просто захватить платок (сейчас эти платки и юбки развешаны при входе в каждый храм) и прикрыть летом свои соблазнительные перси. В чем боль-то ваша? Скажите мне на милость?
И еще, для реабилитации злых церковных старух скажу вот что (их не так и много, кстати). Ни один человек в зрелом возрасте не прибился и не остался в храме от великого богатства или счастья. На 99% это люди, пришедшие с таким горем и болью, что вам даже лучше и не знать. В Барнауле, при храме, «на подсвечниках» стоит женщина. На ее глазах сумасшедший топором зарубил дочь, зятя и двоих внуков. Она чудом осталась жива, и только работа в храме спасает ее от кошмара бытия. И она, конечно же, теологически не подкована так, как нам хотелось бы. Но она как может служит в доме Божием и хочет, чтобы к Тому, кто ее утешил и помог дальше жить, приходили с уважением и соблюдая немудреные правила. Только и всего.
Поэтому не злитесь и не ругайтесь на них. Они просто хотят «как лучше», впрочем так же, как и вы, пришедшие помолиться в чем пришлось. У каждого своя правда.
P.S. А знаете какие самые зловредные из всех старух? Это свекрови и тещи. Семья - это малая церковь вообще-то. И приходит в нее новый член. И начинает этого нового члена семьи тещенька или свекровушка пожирать. Не так посмотрел, не так сидел, не так ел и вообще не наших графских кровей. И разрушает-разрушает потихоньку… И это без привлечения попов и кадильного дыма, на бытовом уровне. А от всех в округе требует к себе уважения и почитания. Поэтому давайте-ка все мы начнем с себя. Так оно будет лучше.
Автор: Ульяна Меньшикова (с просторов сети).
Ирина
Тоже не нравится, когда прихожанки из разряда супер-пупер "благочестивых" начинают делать замечания. Тем более действительно, часто человек приходит впервые в храм, испытывая трепет и волнение, и мы должны стараться хотя бы не навредить. Это с одной стороны. А с другой, люди часто знают, как нужно одеваться в храм, но не считают нужным соблюдать приличия.
29.04.2017
Ответить
Море_внутри
Для меня нет связи между храмом и нагрубившим мне человеком. Я же не к бабушке пришла. А нагрубить могут где угодно, в магазине например, или в автобусе - что же теперь, на транспорте не ездить... Очень не люблю правда, когда обижают моих детей, а если мне замечание сделают - не обижусь)
29.04.2017
Ответить
Гермиона
Нет злобных старух, есть наша гордыня. Почему-то в храме она проявляется больше всего, наверное,происки лукавого,чтобы мы поменьше туда ходили. Вот сделает бабушка замечание, при чём по большей части справедливое, а раздирает так из нутри, прям вот за живое задели, на две ноги наступили сразу :)
28.04.2017
Ответить
Валентина
Воцерковлена давно. Один раз сходили на литургию в другой храм. Оказались в другом районе, туда и пошли. Мне раньше про него рассказывали: храм старый, батюшка хороший и т.д. И зашипела там старуха - свечница на моего годовалого ребёнка, очень злобно зашипела. И конкретно в тот храм я больше ни ногой. Годы прошли, может там уже и другая свечница, а может и нет, не хочу даже заходить и проверять. Хотя я по характеру не из робкого десятка, и в церкви далеко не новичок
28.04.2017
Ответить
Света
укажите ссылку на первоисточник размещенного Вами материала. Данное требование прописано в правилах нашего сообщества. Спасибо.
28.04.2017
Ответить
Вероника
я думала достаточно указать автора. Первоисточник это личная страница в ее фейсбуке - корректно ли давать ссылку на профиль человека?
З.ы. нашла на "матронах" перепечатку, добавлю в пост ссылку.
28.04.2017
Ответить
Valenok
Знаете, а у меня другой опыт - ни одна бабушка ни в одном храме дурного слова не сказала. Зато довольно молодая женщина, не больше 50 лет так на меня наорала, что к этому храму до сих пор некоторое охлаждение сохраняется.
28.04.2017
Ответить
Яся
Наш батюшка, ( к слову- ортодокс ортодоксом, семилетнего ребёнка может не причастить за баловство в храме) бабушек вышколил так, что захожанке в юбке уже ремня никто слова не мяукнет. Платок на голову и попу предложат, на вопросы ответят. Но замечания делать- не благословляется.
И из юности случай, в другом храме, зашла, мне нужно было икону освятить. Пока батюшка её в алтарь унёс- зашла женщина, как тут в статье написано- "Без лица", сказала что дочка у неё на операции, спросила кому-молится можно- что делать.
И вместо ответа получила злобное шипение аж двух "добрых христианок"- старушек, на тему- "Раньше надо было приходить, воцерковляться- причащаться- благословение на операцию брать"
И это всё- таким тоном,что просто жутко, смесь змеиного шипения со злорадством, "Боженька нехристей покарал"
Надо ли говорить, что прихожанкой того храма я не стала?
27.04.2017
Ответить
Ольха
Осуждение в любом случае неприемлемо и оправдывать "бабушек" нельзя. Люди разные и кто-то с трепетом придет в церковь и услышит слова осуждения, ему не захочется это повторить.
27.04.2017
Ответить
Яся
На самом деле, если у человека есть душевная потребность (мистический склад ума) - он к Богу придёт, даже не смотря на бабушек, вопрос только- к какому богу? Можно же и в секту уйти, если там поласковей встретят, или в неоязычество))
Моя бывшая коллега например, после второго в жизни посещения православного храма (первый раз на собственном крещении в младенчестве, второй раз в 30 лет, я на исповедь уговорила сходить) ушла в свидетели иеговы.
Что-то ей священник сказал такое, что больше она к нам не ногой, хотя полная картина скорбей в жизни, "необходимых" для воцерковления.
А для меня тот же самый священник был воплощением мудрости и чуткости.
Всё индивидуально, да.
27.04.2017
Ответить
Вероника
Ох, про секты отдельная большая тема!(((
И не в том проблема, что "батюшка не то сказал" - а в запросах и "исканиях".
Православие никому не навязывается. Но требует внутренней большой работы по изменению собственного духа. Работать над собой трудно и тяжело.
А секты привлекают "легким радостным позитивным взглядом".
Ярким фантиком, короче.
28.04.2017
Ответить
Яся
На самом деле- я не могу её осуждать за выбор, хоть и считаю его не правильным. Но если человеку и так плохо, хоть в петлю лезь, (а ей объективно плохо было, сама инвалид, мама умерла, папа пьёт и скандалит, личной жизни никакой и никогда, ещё и гепатит С нашли, в стадии цирроза), ещё и в церкви наговорят что-то в плане-"Это тебе за грехи твои тяжкие"- логично что человек уйдёт туда, где его встретят поласковей, чаем напоят и душевным участием побалуют.
28.04.2017
Ответить
Вероника
Да что вы, какое осуждение.. Просто реально не знаешь чем и как помочь здесь!
Ведь все мы знаем, что за "встречей поласковей" секты деструктивно действуют, разрушая душу человека((.
28.04.2017
Ответить
Яся
Ну а что мешает православным христианкам старшего возраста встречать новых людей в храме как-то более ласково?
По-моему это тот опыт, который стоит перенять у сектантов, тогда приходы крепче будут, и к сектантам после похода в православный храм сбегать не будут.
Да и собственную литургию "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы" было бы хорошо вспомнить.
28.04.2017
Ответить
Вероника
Ну.. нам всем "никто не мешает" быть святыми! Но мы не святы. Почему?
У людей есть свобода выбора. И если человек ушел в секту, но вовсе не стоит вменять в вину его выбор в сторону секты кому-то из прихожан.
Хотя иметь любовь друг к другу мы все должны.
28.04.2017
Ответить
Яся
Святыми нам мешает быть повреждённая природа)) От праотцев.
Но сектанты как-то держат себя в руках, и не отпугивают отвратным отношением заглянувших к ним "на огонёк".
Всё ещё считаю что этому стоит поучится))
Убеждение что "наша вера правая" как - бы не даёт права превозноситься над остальными людьми, и впадать в гордыню по этому поводу.
Иисус завещал апостолам учить других, проповедовать и вести к свету, а не отпугивать от истинной веры))
У меня созрел вывод- бабки работают "поставщиками" прихожан у сектантов)) Т.е.- те самые православные ревнительницы есть слуги князя тьмы.
Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
28.04.2017
Ответить
Вероника
Ох, ну вы и сравниваете!
Сектанты "держат себя в руках" - ибо секты это бизнес и у них непосредственная цель привлечь как можно больше людей.
И приветливость их насквозь фальшивая, обращенная в угоду человеческим эмоциям (если не сказать страстям). И за их "позитивом" и разговорами "о любви" и о том, что "Бог любит вас" - напрочь отсутствует как сама любовь, так и вообще понятие о крестной жертве Христа.
Не нравится мне такая позиция, когда вот "ах, бедные люди, их бабушки от церкви отвратили, ах!" Недостойная позиция относительно свободы выбора.Просто.. кто что ищет, тот то и находит.
Естественно, доброжелательность быть должна. Но не такая как у сектантов)))))
Любовь это не сюсюканье и потакание. Любовь, она в том числе "не радуется неправде, но сорадуется истине".
Я согласна с батюшкой Александром Пономаренко
"Люди уходят из Церкви или отказываются в Нее войти по разным причинам. Кого-то тяготят заповеди и посты, кому-то не нравится священник. Но причина, скорее сего в игнорировании самого важного и, на самом деле, единственно важного вопроса - Действительно ли Христос воскрес? Истину ли говорит Евангелие? Если да, если веришь, то тебя никто и ничто не отлучит от любви Божией."
Поэтому суть проблемы гораздо глубже.
Христос сказал: " ибо много званых, а мало избранных". И еще: "Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ... вместит"
Православие это не игра в пейнтбол, а тысячелетняя традиция. Это не красивый фантик в "позитивной" обертке, где сплошное психическое воодушевление (как организовывают в сектах разными способами). А огромная работа над собой.
И если человек не готов к ней - то как бы приветливо и ласково не встретили его в храме - он все равно отойдет. Свобода выбора.
Просто многие уже пытались сделать православие "удобненьким" для всех.Но это путь к ересям. Когда говорят - "а давайте на русском служить, чтобы всем понятненько было".. Или "а почему в шортиках нельзя в мужской монастырь, ну че такого? Никакой либеральности!". Нет, либеральности нет здесь, несомненно.
Ну и так далее.
Простите за многословие! Но уж больно коробит сравнение с "сектантской приветливостью"!
Там вообще подмена понятий. И человеческими методами заменяют отсутствие благодати.
Но нельзя путать внешний этот восторг и "позитив", сфабрикованный при больших собраниях, сопровождаемых громкой музыкой и энергичной речью, с таинством вхождения Христа в святыню человеческого сердца.
28.04.2017
Ответить
Яся
Ну подождите))
Что значит-""ах, бедные люди, их бабушки от церкви отвратили, ах!" Недостойная позиция относительно свободы выбора." - если объективно есть бабушки/тётеньки/старосты и даже священнослужители способные отвратить от церкви. Пусть даже от этой конкретной церкви, в больших городах это не страшно, можно найти церковь в которой тебе лучше и утешительней.
Но вот сейчас я живу в посёлке, тут единственный храм на несколько окрестных сёл, и предыдущий священник так себя зарекомендовал, что большая часть населения до сих пор наш храм по большой дуге обходит, предпочитая съездить в район, за 200 километров (это Сибирь, от сюда такие дикие расстояния).
До того в 16-17 лет "добрые православные бабушки" так "наехали" на моих глазах на женщину чёрную от горя, что в церковь я потом долго-долго ходила только по праздникам и по стеночке, стараясь не отсвечивать.
Я то всё равно воцерковилась, потребность такая была. Но мне было настолько страшно в храм ходить, первое время, что я уговаривала мою коллегу меня туда провожать) И там, на первой её исповеди (К слову- женщина была одета канонично, длинное платье, палантин на голове) ей наговорили про "грехи тяжкие" и отказались разрешительную молитву прочесть.
Она потом тоже "воцерковилась", если можно так сказать, они же считают себя христианами.
Когда я после замершей (потеряла очень желанного ребёночка, первая, и пока единственная беременность) пожаловалась сестре во Христе, православной женщине, регенту, человеку которого считала подругой- то вместо слов утешения у слышала-"Ну я не знаю почему так, вы же венчаны", и "Царствия Божьего ищите прежде всего".
Как по заученому. Ни грамма сочувствия или участия, "ищи проблему в себе, не так каешся, не так веришь, смирись."
Почему в православном обществе принято "кусать" ближнего побольнее?
С этим надо бороться, и практику эту- искоренять. Меня вот коробит когда хамство в церкви оправдывают.
Про фальшь у сектантов- ну не факт. (не берём в расчёт правящую верхушку) Они вполне искренно верят, пусть даже заблуждаются.
Мы периодически переписываемся, она рассказывала, и в больницу к ней "сёстры" приезжали, и звонили по несколько раз на дню. Они дружат, общаются вне собраний, куда-то ездят, и просто гуляют. Окружают друг друга душевным теплом и вниманием. Квартиры не отжимают))
28.04.2017
Ответить
Елена
Очень интересная статься,Вероничка,спасибо!Вот уже несколько лет читаю и перечитываю периодически одну потрясающую книжку Монахини N "Дерзай,Дщерь!".Не смотря на мудрёное название,книжка очень легко читается,а главное о многом заставляет задуматься.Она о нас,о женщинах.И с юмором,и остро,и с любовью.Там тоже есть немного об этих "бабушках" вездесущих.Кстати,не понравиться в Храме может не только бабушка,но и батюшка,и кто-то из постоянных прихожан.Собственно,конфликты-неотъемлемая часть нашей жизни.К сожалению.Бывает всякое.Но безусловно это не причина заклеймить всех и вся."Кто хочет ищет возможности,кто не хочет-причины." У меня самой было одно из первых столкновений с негативом касательно дел церковных очень давно.Лет 18-19 мне было,я любила тогда с будущим (сейчас уже давно бывшим) мужем гулять в Коломенском,там Храм есть красивый такой с голубыми куполами,Казанской Божьей Матери,если не ошибаюсь.Такой красивый!А там батюшка служил один очень строгий.Ну просто все его боялись))).У него один голос чего стоил!Однако меня,помню,данное обстоятельство не отвратило от посещения этого прекрасного места.У нас рядом с домом есть Храм Серафима Саровского,куда мы иногда ходим.Когда только переехали,часто там бывали.Так там один мужчина,он не служитель,просто помогает при Храме и постоянно там,может живёт даже.Он не вполне нормальный,что-то с психикой,может болен душевной болезнью какой то,я так понимаю батюшка ему платит что-то или кормит,а он за это смотрит за порядком,убирает там всё.Но человек этот довольно агрессивный,особенно к детям.Я сама видела,как он выгонял детей с территории Храма (нас в этом смысле Бог миловал),вообще туда с детьми не ходят люди,по крайней мере с маленькими,но мы по началу этого не знали.Потом начали в другой Храм ходить,где к деткам с любовью и спокойно относятся, там более терпимы к грудничкам,которые могут заплакать на причастии,к малышам на службе,к деткам,которые играют на территории Храма.Он чуть дальше от нас,но это не проблема.Есть в Москве я знаю "детские" Храмы.В Красном селе например.Мы там Никиту крестили.Там даже площадки детские при Храме есть.И атмосфера там такая домашняя,тёплая.Так что сердитые бабушки-не причина отказаться от главного.И конечно начать с себя-лучший рецепт в любых ситуациях.К тому же я думаю,ни одна встреча в нашей жизни не происходит просто так.Каждая нас чему то да учит.Не судить-рядить нужно,не других обвинять,а учиться у жизни,спрашивать "Зачем со мной это происходит?Для чего мне это дано?".Мы все тут не ангелы с крылышками,но за негативом и обидами так легко упустить что-то важное.Помню одна такая бабушка церковная мне очень помогла.Когда я перед третьими родами пришла в Храм (а как раз большой праздник был,Рождество Богородицы),народу очень много.У меня на душе так муторно было,прямо тянуло к Иконе Казанской Божьей Матери приложиться.А никак не пробиться сквозь толпу.И вот такая бабушка меня за руку взяла молча и провела прямо к этой иконе.Вот такая история.А через день у меня сложные роды были в ягодичном предлежании,которые прошли на удивление легко и без осложнений.Так что всегда надо помнить о главном.
27.04.2017
Ответить
Вероника
Лена, спасибо большое, что поделилась своими размышлениями! С тобой я как всегда "на одной волне" :)
28.04.2017
Ответить
Вероника
Возможно, потому, что среди этого возраста (категории) немало тех, кого "смертельно обидели" вышеописанные "бабушки".
А возможно просто пример-сравнение-наблюдение и призыв начать с себя..
27.04.2017
Ответить
Ольга
У нас в храме батюшка на проповеди отдельно про таких бабушек говорил) примерно как в посте. Батюшки сами не в восторге от излишне активных в этом плане прихожанок,я так поняла)
27.04.2017
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.