Заповедь о субботе

Святитель Иоанн Златоуст по вопросу празднования субботнего дня пишет так: "Уже не было надобности один день праздно­вать тем, которым всю жизнь повелено праздно­вать. «Посему станем праздно­вать, – сказано, – не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор.5:8). Уже нет нужды стоять у ковчега и золотого жертвен­ника тем, которые имеют в себе самого Владыку всяческих и вступают в общение с Ним всеми способами – и молитвою, и приношениями, и писаниями, и милостынею, и ношением Его внутри себя. Итак, какая надобность в субботе тому, кто всегда празднует и живет на небе? Будем же праздно­вать непрестан­но, удалясь от всякого зла. В этом-то и состо­ит истин­ный праздник".  Я не слышал такого, чтобы Православная Церковь учила "СВЯТИТЬ" день субботний. Может, это пробел в моём образовании...  День этот, действительно не относится к числу будних дней - это последний день недели и он имеет свои особенности. Так как в церкви существует недельный круг богослужений, то являясь последним днём недели суббота в богослужении имеет многочисленные отличия связанные с "переходом гласа" и с наступающим днём воскресным (который действительно большим праздником является). Так же, поскольку церковь объединяет в себе и ныне живущих и усопших своих членов, день субботний выделен для поминовения всех святых и всех усопших православных христиан (а, к примеру, понедельник для поминовения ангельских сил, среда - Пресвятой Богородицы и т.д.). В связи с этим в субботу по уставу совершается поминовение усопших. И в Родительские субботы мы, конечно же, должны прийти на службу, помолиться о наших усопших сродниках! Но такого, чтобы день этот проводить каким-то особым образом (как мы призваны проводить день воскресный), "святить" его каким-то образом, этого я никогда не слышал.
07.12.2010
Спасибо за ответ, отец Алексий! Слово "святить" я привела потому, что встретился такой текст заповеди о субботе: «Помни день субботний, чтобы святить его». Сейчас вот увидела такой: Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой - суббота - есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.(здесь) Причем, если перейти по ссылке на слове "суббота", то идет описание о воскресном дне. Так о чем же все-таки заповедь о субботе и как она правильно звучит?
07.12.2010
 Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой... - это, в Новом Завете, относится к воскресению.
07.12.2010
Отец Алексий, простите, что пристаю к Вам с распросами, но очень хочется понять. Как это в Новом Завете? Вроде заповеди ведь в Старом Завете? И ниже в комментарии я писала, что именно внесло смуту - батюшка на сайте Православие.ру объясняет, что в этой заповеди речь идет именно о субботе. У меня вообще почему такой вопрос вообще возник. Я раньше понимала так, что эта заповедь о воскресном дне, что выполнение этой заповеди состоит в том, что в воскресенье надо посещать храм, быть на службе. У меня с посещением богослужений вообще проблемы, и сейчас я стараюсь их решать. И получается, что я могу (если сильно постараться) быть один день в неделю на службе - или в субботу, или в воскресенье. И хотелось бы причащаться почаще. Если причащаться в воскресенье, надо быть на вечерней службе в субботу (а это совсем проблематично), а если в субботу, то на утрене и вечерня служится, и вроде бы как все как надо. Но если я буду ходить на службу в субботу, а в воскресенье не буду, то не будет ли это нарушением заповеди о субботе? Вот я о чем.
07.12.2010
Эта ветхозаветная заповедь, о дне субботнем, в Новом Завете, призывает нас отдать Господу день воскресный, так как время покоя миновала и теперь, по словам Господа: "Кто не собирает со Мной, тот расточает", Евангелие учит нас отдавать Господу, а значит служению ближним, все дни своей жизни! А седьмой день (1/7) святить особо. Христиане почитают День воскресный, так как не возможно не считать особым праздником (среди дней недели) день, в который воскрес Господь Иисус Христос! В этот день (начиная с вечерней субботней службы и заканчивая воскресной литургии), конечно, всем православным надо быть  на службе, если позволяют обстоятельства, и таким образом строить свою жизнь, чтобы эта возможность была всегда.  В Вашем случае, пока нет возможности делать всё, как должно, Вы можете попеременно то бывать на воскресной службе и причащать Настю, то в субботу причащаться самой и если будет Настя, то и её. Должно быть некое разумение, в чём главный смысл заповеди, о чем хорошо говорит Иоанн Златоуст (о субботе и о других заповедях), так как если мы  исполняем заповедь по внешней форме, но упускаем при этом суть её, то мы фарисействуем. Помоги, Господи. 
07.12.2010
Спасибо! С Настей мы приходим к самому Причастию, т.к. ей непременно хочется походить, все посмотреть, потрогать, и она просто мешает окружающим. А если я буду всю воскресную службу сама, но не буду на вечерней в субботу, а папа Настю приведет в храм к Причастию - так я смогу причащаться неосужденно, или это неправильно?
07.12.2010
Вам, пока, всё можно! Дерзайте! Господь любит деток и мамам прощает всё, чем они жертвуют ради них (нарушения постов, сокращение молитв, опоздания в храм, непосещение богослужений и прочее), главное, чтобы мамы помнили всегда о Господе!.
07.12.2010
Спасибо Вам большое! Спаси Господи Вас и Вашу семью!
07.12.2010
Спаси, Господи! Божьего Вам Благословения!
07.12.2010
Отец Алексий, и еще про субботний пост хочу спросить. если причащаться в воскресенье, то поститься ведь надо чт-пт-сб (а на деле получается ср-чт-пт-сб), а читала недавно (да и в статье, про которую у Вас спрашивала) написано, что в субботу поститься нельзя. Как правильно?
07.12.2010
В субботу поститься МОЖНО. А если часто причащаться, то достаточно пт-сб попоститься и в воскресение уже причащаться.  Не вся информация, исходящая из уст священнослужителей и монахов применима ко всякому человеку. Есть частные беседы с конкретными указаниями для определённого лица и ко всем применять их нельзя. А есть и монашеские особенности жизни, которые, часто, неприменимы к людям, живущим в миру. А есть и личные мнения, которые не подтверждены соборными определениями Церкви. Статья под ссылкой - типичная представительница одного из трёх перечисленных вариантов.
12.12.2010
Спасибо!
12.12.2010
Вы забыли о 64 апостольском правиле Если кто из клира будет усмотрен постящимся в день Господень, или в субботу, за единственным исключением Великой Субботы: да будет извержен. Только не надо его самостоятельно толковать, как многие псевдобогословы от своего ума (нарушая 19 правило трульского), смотрите толкования Вальссамона. Аристена и Зонары. Или приводите мнения из Предания Церкви, когда учите людей чему либо.
28.01.2015
Богословие от иерея Алексея никому не интересно, приходят в Церковь не к вам, а к Богу, потрудитесь озвучивать не свои мнения, а мнения Его Церкви, выраженные в постановлениях Соборов и Предании.
28.01.2015
Cуррогатное материнство Переплавить крестики