Не думала, что буду делать это
Развитие детей второго года жизниИ всё таки делаю. Сравниваю своих сыновей.
Антошка в годик был более развитым. Вот, сижу читаю записи в его Альбоме, в годик он уже говорил односложными предложениями, активный словарь содержал более 50-ти слов, а в 1,5 годика уже запросто рассказывал простенькие стишки (мишка косолапый, про зайку). В 1г2м он подружился с горшком и ложкой, кушал сам.
Тёмка у нас обаяшка, всеобщий любимец и задавака, но он ничего не говорит! Показывает картинки, как кто из животных делает, машинка "бум-бум", "ма", "па". Всё.
С Антоном никто не занимался по Школе семи гномов, никто не включал ему Моцарта, никаких репродукций Васнецова не рассматривал, правильных книг с илюстрациями Рачёва не покупал. Никаких развивающих игрушек, волшебных горшочков, говорящих машинок у нас и в помине не было! Я вообще вышла на работу, когда Антону было 10 месяцев, времени еле-еле хватало на прочтение вечерней сказки.
С Тёмой бесконечные "развивашки", кроме вышеперчисленного рисуем пальчиками, пересыпаем сыпучие смеси, делаем пальчиковую гимнастику, говорим-показываем, результата - ноль.
Предвижу ваши возражения: перегрузили малыша. Нет! всё ненавязчиво, в виде игры, по 5-10 минут в день. Как только его внимание переключается - прекращаю.
Понимаю, все дети разные, всё зависит от темперамента, скорости нервных процессов и т.д. можно подвести серьёзную теоретическую базу.
Антон читает о своих "умелках", важничает! Заявляет мне недавно: "Мам, может Тёмка у нас отстает в развитии?"
Мда...
как и Дианка )))
недавно вычитала: "Самая главная задача мамы - оставить дитя в покое". То есть не воспитывать, а выращивать. Просто создать необходимые для его роста условия. А у Тёмки конечно много умелок, просто он "человек дела", молча всё делает 
И мы человеки дела- молчим пока:) но я вижу, как много он понимает уже, как он показывает куда идти, как ищет предметы- так трогательно:) ничего- заговорим:)
мама -спецназ:)