Как побудить ребенка говорить, мой опыт
Развитие речи Решила изложить некоторые СВОИ мысли на тему стимуляции речевого развития, если вдруг такой опыт будет кому-то полезен, буду рада. Всевозможных критиков "да ты чо заморачиваешься ващеее", "совсем обалдели ребенка мучать, готовить к егэ, торопить развитие" и пр с фактами про неговоривших гениев - просьба время не тратить на чтение и комментарии ;)
Итак, в чем была задача и какие мы опробовали решения.
Когда в полтора года большинство сверстников моей дочери уже предпринимали попытки выражаться вербально, у нее в лексиконе было лишь около 5 слов и несколько десятков жестов. Объясняется жестами, молчит, как партизан, и ей вполне комфортно. Все знакомые и незнакомые фыркали и кидали камни в мой огород, мол, и занимаюсь я с ребенком мало и плохо, и "ну ты б ей хоть книжку почитала!..", и прочее вплоть до весьма обидного "с такой матерью ребенку будет очень сложно жить/расти/общаться, а всему причина - Вы!"
А я с ней 98% времени один на один, и рот не закрывается, и говорю, говорю, говорю, и книжки читаю, и мелкая моторика уже переразвита, и на море свозили, впечатления и встряска - будь здоров. Без толку.
НЕ СРАБОТАЛИ самые популярные методы:
- комментирование всех действий;
- чтение книг;
- "я тебя не понимаю, скажи словами!"
- игры со звукоподражанием (мяу-мяу и ав-ав);
- развитие мелкой моторики.
Ниже опишу то, что на мой взгляд внесло наибольший вклад в магический "пинок", вследствие которого ребенок начал интересоваться речью, говорить, повторять и сочинять, склонять и спрягать, т.е. осознал смысл наличия речи и связь между миром и звуками. Все добровольно, без насилия, заставляний, приставаний и даже без регулярных или систематизированных занятий.
1. Развитие мимики, артикуляции и дыхания. Ребенок же не сразу, как родился, может встать на ноги или схватить погремушку, так? Он сперва учится владеть своим телом, изучает возможности рук и ног, тренируется. Так и с языком и губами, их надо осознать и овладеть ими. Другими словами: учимся дуть и корчим рожи!
А. Дуть. На вертушки, на ниточки или дождик, на вату, воздушные шарики,пену в ванне, перья и листья, на свечки. В дудки, свистки и свистульки, флейту Пана, трубочки и трубы. В полые предметы типа бутылок, полых шариков с дырками и др. Пузыри: и выдувать из кольца, и через трубочку дуть в тарелку с мыльной пеной, чтоб была целая гора пузырей (осторожно!!! Любители поильников и соков с трубочками, не разобравшись в задании, могут напиться мыла!). Высший пилотаж: надуть воздушный шарик. Моя принцесса научилась дуть легко и рано, в полгода, но в 11 м нас настиг насморк, и она научилась сморкаться. Все, дуть - никак, только носом! Это, я считаю,было крупной проблемой, пока мы все не перепробовали, и девица не стала пытаться дуть ртом.
Б. Дурачимся, как можем, кривляемся. Улыбаемся широко, скалимся, имитируем с гипертрофированной артикуляцией (и выпученными глазами, чтоб смешнее было) а, и, о, э, у, ы. Язык показываем, широкий, узкий, трубочкой, облизывая губы, достаем языком до носа, прячем его за щеками. Надуваем щеки, целуемся, фыркаем и шушушукаем как ежики, цокаем, щелкаем и т.д.. Это простые игры, их не надо готовить, они эмоциональны и воспринимаются на ура большинством карапузов. Если повторяет - чудесно, нет - ищем ту физиономию, которая вдохновит. Чем спонтаннее и разнообразнее, тем более яркая реакция у младенца.
2. Антиагитация.Метод изобрелся мною как итог размышлений: "Говорю, говорю, говорю... А она нет! А зачем ей говорить, если я говорю?!" Дала возможность ребенку высказаться. Обычный режим "рот не закрывается" на один день, раз в неделю, замещается режимом "кратко и по делу". Никаких лишних комментариев, уговоров, сказок и прибауток. Только то, что важно и нужно: "Ешь кашу", "Не лезь на горку", "Возьми", "Надевай штаны", "Провода не трогать" и т.п. Не объясняем, почему не трогаем, не описываем вкусовых свойств каши и не играем в прятки со штанами. Без злобы, конечно. Читать можно, но без пояснений и комментариев, только текст и желательно покороче. В итоге у ребенка создается информационный вакуум, он чувствует, что чего-то не хватает, и пытается своим лепетом восполнить столь привычное и недостающее для комфортного восприятия мира "Деточка моя милая, не лезь на горку, дорогая, там высоко, ты не не хочешь упасть? А у мамы спина болит, я не смогу тебя там удержать +еще на страницу". Осторожно только, надо быть на чеку, потому что привыкшие к убалтыванию малыши могут не осознавать реальной опасности без ваших увещиваний, так что расшибленные колени или разбитый нос могут появиться, увы.
Особого опыта использования метода у меня, правда, нет, мы его применили лишь трижды. Каждый раз: плюс 2-3 слова за день, тогда как простые дни приносили по 2 слова за неделю максимум. Т.е. именно на антиагитационные дни эффект имелся. Но есть и просто вероятность совпадения.
3. Мультфильмы. Как ни стыдно признавать, да, мультики. Простые, советские, с внятной озвучкой и трогательными героями. Яркие впечатления от скачущих зверушек имеют сильную эмоциональную составляющую, а особо выделяющиеся моменты врезаются в речь карапуза.
4. Витамины. Для речи нужно не только желание, но и физические процессы в мозгу (и не только). А как им развиваться, если материалов нету?.. Особенно это касается малоежек, плохоежек, неедяк и прочих консерваторов. Если детеныш соглашается вкушать лишь макароны, микроэлементов ему может и не доставать... А значит, посещаем врача и спрашиваем про витамины. Разумная профилактика авитаминоза не навредит, а вот скачок в развитии подготовить может.
5. Психологический комфорт. Звучит немного нелепо, особенно если ваш материнский инстинкт здравствует и активничает (в отличие от моего ;))) ). Тем не менее известно, что дети чувствуют состояние матери, и если проблема у нее есть - усталость, невроз, ссора с мужем, затаенная обида, неуверенность в возможностях ребенка (особенно если читаете ленту развития и постоянно сравниваете своего ребенка с другими) и т.д. - это может тормозить развитие.
На своем опыте: была проблема, покопалась, поплакала, осознала... Через 2 дня дочь внезапно начала выдавать по 5 слов в день!.. Может и совпадение, но в любом случае, разогнать своих тараканов (или хотя бы рассадить по полочкам) не помешает ;)
6. Помогаем из лепета лепить слова. Многие дети выдают массу звуков, слогов и почти-похожих-на-китайские слов. У взрослых больше опыта и богаче словарный запас, так подключайте ассоциации и помогайте из абракадабры вычленить нужное! Приведу пример, чтоб было понятнее. Ребенок любит слог "бу": "бубабабу"полдня голосит он. Предложите ему БУУУУлку. Не хлеб, не батон, не нарезной или хлебушек, плюшечку или саечку, а именно бубубулку. Здесь главное, чтоб малыш понял, что он САМ может сказать БУ и тем самым ОБОЗНАЧИТЬ предмет, это важное открытие. Подбирайте слова, похожие на удобные для ребенка слоги. И пусть первое время баранка побудет бубликом, а маленький шарик - бусинкой. Расширять лексикон и искать отличия можно потом, когда усвоится однозначность связи между предметами и словами.
Но тем, кто лепечет осознанно, т.е. одной и той же бибабу стабильно обозначает один и тот же предмет, хоть и неясной этимологии это обозначение, такой метод уже НЕ нужен, это пройденный этап и только запутает ребенка при чрезмерном употреблении.
А вообще в итоге приходит мысль, что всему свое время. И если в генах заложено ребенку начать говорить в 3 года, хоть оперу в трех лицах ему пой - не поможет, а если гены согласны на 1г3м, то хоть совсем не занимайся - все равно нахватает слов на улице =)
В общем, любите своих детей и радуйтесь их успехам!
P.S.: что имеем сейчас - активный словарь размером ок 190 слов (я не псих, просто я люблю считать и красивые цифры, да, считала специально, и да, записывала все слова в дневнике, да, горжусь каждым словом ;))) ), ежедневные добавки по 4-6 слов, что сейчас увеличивается в арифметической прогрессии (вчера было уже +9), склонения и спряжения, притяжения. Вот теперь можно покупать альбомы для развития речи, играть в логопедические игры, "ставить" звуки и заниматься другим "шлифованием" умений
Лучший ответ
Ксюша
класс))я давно вот тоже задумалась...не говорит и все,точнее мало..а все для этого делали,как и ты писали ..и моторика и фигорика))про гены не знаю..я заговорила в полтора и стихи уже читала,как говорит моя мама))спасибо за советы)
15.10.2013
Ответить
Белла Енотова
гены-то не только твои =) еще от мужа и всех родственников, может, она в троюродного деда по речи пошла, а не в тебя =)
16.10.2013
Ответить
Ксюша
согласна))еще вспомнила,что моя гигантский шаг в речи сделала,когда у нее появилась подружка-наша соседка 4 лет,которая естесственно разговаривает. И я поняла снова,на сколько важно обычное человеческое общение со сверстниками)
17.10.2013
Ответить
Белла Енотова
к нам это точно никак не относится, "обычное человеческое общение" у нее хорошо хоть истерику провоцировать перестало, но теперь просто молча отворачивается и уходит. у нее оно в категорию "важно" никак не попадает. =)
18.10.2013
Ответить
Дельфина (WomanFM- волна хорошего настроения)
статья интересная, я по свей замечаю что она именно стесняется говорить слова когда чувствует что не получается, хотя о дискомфорте психологическом говорить сложно. Мы всей семьей садимся играть в лото и просим ее повторять слова на определенный момент наступает ступор.Но согласна с тем что надо подготавливать тренировать речевой аппарат . Пробовать мимику, звукоизвлечение.Наша отлично произносит любые подражания животных от РРР до КВА.Но в слова это пока не выливается.Могу еще добавить прослушивание песенок и пение вместе с мамой. Доча просит петь меня и повторяет на своем пока но постепенно вставляет и редкое слово) Напевать слова помогает снять напряжение .Не просто скажи САМОЛЕТ а именно пропеть плавно это слово В разных интонациях или прокричать. Что бы эмоционально снять напряжение.
15.11.2013
Ответить
Белла Енотова
да, пение - дело хорошее, им же даже заикания лечат в тяжелой форме!.. так что идея отличная =)если только ребенок соглашается петь... моя вот вообще музыку отрицает с рождения: ни там Моцарта какого, ни мои песни - сейчас просто заявляет "Мама, не петь! плохая песня!" и рот мне закрывает... Так что тут тоже надо пробовать, смотреть, пойдет ли =)))у нас, правда, задача уже другая: слова я уже считать бросила, потому что восьмисложные предложения ей уже не проблема, теперь мы со звуками боремся =)
16.11.2013
Ответить
Дельфина (WomanFM- волна хорошего настроения)
Удачи) Да это все индивидуально знаю есть дети которые от рока балдеют))
16.11.2013
Ответить
Ольга Корсикова
Спасибо! Очень полезная статья! А я то думала, только мой Ванюшка на китайском говорит!:))) Нам тоже совершенно не помогли стандартные методы (книги, комментирование, я тебя не понимаю и т.д.). Сегодня же попробую из его "богатейшего лексикона" вычленить слова! А еще нам очень помогает писать слова. Вот хоть 100 раз скажи слово - не повторит, а если написать, да еще и разными фломастерами - уже пытается!
25.10.2013
Ответить
Ольга Корсикова
Слова пока вычленить сложно, очень быстро говорит, совсем ничего не понятно:) Но начал давать успехи другой метод. Я стала разговаривать с ним более простыми, четкими фразами, говоря и за себя, и за него, показывая, как он должен ответить в данной ситуации. Например Ваня тыкает на бутылку с водой и мычит. Вместо того, чтобы сказать: "Ты хочешь попить водички? Сейчас я тебе дам." сначала спрашиваю "Что ты хочешь? Ты хочешь пить?" Если он не говорит "да", то я говорю за него "Скажи, да, я хочу пить" и дальше "На Ваня воды". Фразы должны быть максимально простыми и четкими, можно даже пальцем тыкать, кто должен сказать "Я хочу пить", а кто должен ответить" На Ваня воды". Конечно, сразу фразу он не произнесет, но хотя бы на вопрос уже может сказать либо "да" либо что-то похожее на "пить"!
27.10.2013
Ответить
Наталья
С удовольствием прочла ваш пост. Про мимику беру на заметку. Мой говорить не хочет - лень. 10-15 простых слов и слов подражаний. НО даже имеющийся скудный запас использует не охотно, сначала просто поноет, потом "дай" скажет. Вынуждаю беднягу, делаю вид что не понимаю. Дуть умеет, моторика просто супер (мне бы так крупинки собирать) Речь для меня сейчас просто больная тема. Тем более с дочей сравниваю, она в 1год и 5 мес 78 слов говорила, а в 1 год 6 мес 100 (тоже люблю это дело посчитать)
15.10.2013
Ответить
Белла Енотова
Спасибо за добрые слова! Говорят, у мальчиков посложнее с речью, да и год-пять все-таки рановато, тем более уже десяток есть и это классно! Раз у него понимание назначения речи уже имеется, то процесс идет :)удачи =)
16.10.2013
Ответить
Ирина
Пост на мою болезненную тему. Сын не говорит и тоже дует на свечку носом. Что я только не прбовала. Ему проще показать жестами, отвести меня за руку, тыкнуть пальцем, речь его как-будто даже не интересуетИз вашего поста возьму мимику, всё остальное уже присутствует в той или иной степени....
15.10.2013
Ответить
Белла Енотова
дуть нам реально сработало так: дудка, самая простая (громкая и противная), показать, как взять губами и дуть. Берет губами и дует носом, а я вероломно зажимаю ей носик, воздух идет через рот, появляется звук, у ребенка радостный шок. Два раза так "помогла", и она поняла, как и что нужно. вдруг и вам поможет?
16.10.2013
Ответить
Галина
Как бы там ни было, совпало это с естественным развитием речи или нет, любые адекватные занятия с ребенком идут на пользу. Вы молодец, очень разумный подход, и описали все доступно, думаю, многим это пригодится
15.10.2013
Ответить
Ольга
хочешь посмеяться - у меня Лёнька неважно разговаривал в 3 г. , с дефектами речи и я наслушалась "вот у вас у самой дикция - откуда ж ему бедному знать как правильно". и единственное разумное, что мне пришло в голову - научить его читать - чтоб он правильные слова видел. Читать научился, дефекты не ушли, есть оказывается у логопедов своя методика (кто бы мне сказал тогда) по исправлению звуков... когда наша логопед в садике узнала про это всё - чуть в обморок не упала)) у нас тогда сверстники в садике еще не все буквы знали - а мы уже бегло читали.читать и сейчас любит - нет, чтобы за уроки сесть - он с книжкой в уголок...
15.10.2013
Ответить
Белла Енотова
хехехе =) молодец!а потом логопед исправил или само прошло?главное, чтоб школа не убила любовь к книгам, как мне...
15.10.2013
Ответить
Ольга
логопед за 2 года ежедневных занятий плюс потом еще сами дома. вся группа шипящих(( ой, не говори((
15.10.2013
Ответить
Белла Енотова
ничего себе.. 2 года! более 600 занятий... интересно, а если б не логопед, что было бы?
16.10.2013
Ответить
Ольга
у нас в первом классе, как пришли, столько детей неправильно говорило - мне ж слух резало. В садике логопед утром, я с ним дома вечером... потом в школе был логопед - кому нужно (только она с ними плохо занималась) а так - на учебе отражается - ошибки по русскому отсюда.
16.10.2013
Ответить
Ольга
Вы молодец, с толком подошли к делу. Все по сути, грамотно. Но еще все совпало с периодом 1 г.6 мес - 1г9 мес? Это период бурного развития речи и нового витка в развитии.Сидеть, сложа руки, до 3-х лет - нельзя. Я знаю мам, мол, еще никто не молчит, заговорит, еще захочешь, чтобы помолчали! Бред...Мне нравится ваша позиция по медикаментозной помощи (я еще и у невролога консультируюсь).Еще про мульты - оправдание для моей совести)). Ведь хотим все как надо - до 3-х лет без телека, конфеты только на НГ, а пока книжки и книжки!))))Сейчас дочь реально слова говорит? Мои пока слоги, все повторяют. Меня пока и это реально радует (по опыту двоен). У нас папа придумывает как дуть: то пакеты на трубочку привяжет, то просто пузыри в чашке дуем))))
15.10.2013
Ответить
Белла Енотова
Спасибо за добрые слова.Не совсем, в 1г6м-1г9м было все, что прошло под грифом "не сработало", а с девятого месяца скачками пошло под альтернативные занятия :) бурное развитие пошло с 1г10,5мТелек я б до 6 не включала, там такие страсти показывают, а мультиков и не найти, уж лучше их отдельно, без купюр и реклам =)))Слова - да. Дикция, правда, далека от идеала и есть звуки, которые ей не даются (например, совсем никак ж и з, а к заменяет на т), есть еще всякие остатки типа "аф" и "му", но вполне приличные конструкции осваивает: отдельно, остальное, одеяло, обезьяна и т.д.О! пакет с трубочкой, особенно если его скомкать в шарик крошечный, шикарная идея!а сам пакет раскрасить! спасибо!!! обязательно попробуем! =)
15.10.2013
Ответить
Ольга
я тоже мульты в записи смотрю)))А в 1 г 11 мес - какая дикция!), слова -есть, предложения из 2-х слов есть - и это прекрасно!
16.10.2013
Ответить
Белла Енотова
просто с имеющейся дикцией не все сочтут ее слова за слова =) вот потому и не знаю точно, как отвечать =)
17.10.2013
Ответить
Ольга
Вчера только встетили девочку 1, 7 - говорит! предложениями! Но дикция, да...хромает. Муж сказал, ну-у это еще не разговор!) Ага-ага, а наши только ка-ка, ма, мо)))
18.10.2013
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.