Наше развитие 2,3 года.
Малыш растетДавно собиралась сделать подробный пост о том,как я провожу занятия с сыном. Вместить все не получится, но вмещу отчасти: материалы с которыми занимаемся,методы и результаты занятий. Фотографий приведу немного-помимо коробочек с материалами из магазина есть целая гора всяких карточек, распечатанных на фотобумаге и с принтера. Занятиям с ними попробую уделить отдельный пост.
Занимаюсь я с сыном в первую половину дня-обычно с 10.30 до 12.00-12.30. Утром он максимально внимателен, чего не скажешь о вечере, когда ни за что его не удержать на месте! Время занятий у нас всегда одно и то же, потому как- режим. Иначе никак не получается, так как еще есть обстоятельство в виде младшего, которому тоже необходимо время и внимание. Но, я все же пытаюсь держаться намеченного плана, ибо мы так привыкли. Провожу занятия с понедельника по пятницу, так как в выходные слишком много других дел. Все дни занимаемся примерно однотипно, тематических дней не провожу и к занятиям заранее не готовлюсь-все по ходу, потому как просто нет на это времени(в будущем постараюсь изыскать его обязательно).Для того, чтобы быстро доставать новые задания к занятиям я разложила все имеющиеся материалы по нескольким икеевким коробочкам: в одной пазлы, мемори-игры и т.п., в другой раскраски, атласы, наклейки, бумага с карандашами и фломастерами для быстрых игр, в третьей-все для творчества(пластилин, пальчиковые краски, кинетический песок и прочее). отдельная небольшая корзинка для разных карточек. Во время занятий это очень удобно быстро достать, не подготавливая это с вечера.
Итак, приступим!
Для занятий Макс привык использовать стол и стульчик (пластиковый из икеи-он очень легкий, его ребенок может поставить сам куда ему захочется и сыну очень нравится заниматься за ним сидя или стоя, или прыгать по нему :) ). Мы ставим их на середину комнаты к дивану, где обычно сижу я.
1. Наши импровизированные занятия по Доману. Смотрим карточки из комплекта "Чтение" от Умницы. Максу всегда нравилось смотреть карточки. И мне никогда не приходилось прибегать к разным приемам, чтобы удержать его внимание. Смотрим сразу 15 карточек. Показываю быстро. Эти 15 карточек мы смотрим на протяжении 3-5 дней. Затем играем с ними. Например, так: я раскладываю их на столе и Макс показывает каждое слово, которое я называю-сажает на них машинки, человечков и прочее.
2. Английский. Смотрим один из комплектов слов английского из той же Умницы. Мне нравится то, что есть карточки со словами с картинками на обороте. Показываю их сначала быстро, потом переворачиваем, смотрим картинки, каждую я называю по английски, потом по русски. Если идентичные предметы есть в наличии-показываю их. Макс хорошо запоминает и знает уже около 50 слов. Хорошо понимает вопросы на английском, выполняет просьбы, понимает глаголы. Типа предложений "Bring me...", " Give me...", "Show me,please..." и т.д. Понимает глаголы и начинает бегать, прыгать, хлопать при словах run, jump,clap и т.д. Когда мы умываемся, моем руки и делаем многие другие действия в течение дня- я проговариваю все это по-английски. Каждую неделю я беру новый комплект и мы его смотрим ежедневно+повторяем один из старых каждый день.
3. Математика. Просмотр точек сына не впечатлил с самого начала. Я по разному пыталась, но что-то не срослось. Смотрим цифры. Также как и со словами-раскладываю цифры -он их называет и показывает то, что я прошу. Уже знает цифры до 20-умеет показать и назвать. Берем счетные палочки или разные картинки с изображением разного количества разных предметов. Прошу показать где две(три, четыре, десять и т.д) палочек, яблок, мышек...На палочках решаем простые задачки, типа "убери из этих 5-ти палочек три. Сколько осталось?". Ему это просто. Пока у меня на большее фантазии не хватает. С нарисованными цифрами задачек решать не получается, да и рановато, наверное. Попробуем позже.
4. Обычно собираем пазлы. Даю ему каждый день недели новую коробку с пазлами, чтоб они пореже повторялись... Не накупишься так, чтоб много их было. Обходимся несколькими комплектами, но они начинают надоедать. Мак сам собирает все пазлы из комплекта-их там 4-6 штук. Иногда помогаю советом посмотреть на картинку на коробке. Максимальный пока прогресс-пазл из 20 кусочков. Совсем малышовые пазлы из 4 кусочков ему уже не нравятся. Раньше на ура шли макси-пазлы-с большими частями и фигурными картинками, сейчас больше идут части стандартных прямоугольных картинок.
5. Дальше у нас идут игры на развитие памяти. Называть громко это "занятия по методике Шичиды" я не осмелюсь. Импровизирую в соответствии со своими возможностями(острой нехваткой времени на подготовку и ограниченность в связи с этим в материалах).Так что, не судите строго-выхватываю понравившиеся мне кусочки из методики.
"Цепочка памяти". У нас куча маленьких картинок из которых я и составляю "смешные истории". Макс пищит от удовольствия и просит: итория-итория!!! еще! еще! Сочиняю ахинею на ходу. Макс без ошибок может разложить примерно 12 картинок. Мог бы и больше...Я не запоминаю сама того, что несу!Поэтому иногда фотографирую на телефон.
6. Сетка памяти. На помощь приходят наборы парных картинок из МЕМО-игр. Беру два расчерченных листа -один Максу, другой мне. Сначала раскладываю свой комплект карточек у себя(сейчас у нас сетка на 9 карточек). Прошу посмотреть, спрашиваю запомнил? закрываю от него свой комплект тетрадкой и прошу разложить его карточки. Потом сравниваем результаты.
7. Не знаю как назвать следующее занятие. Беру около 9-12 карточек. Кладу их на стол картинками вверх, называю и переворачиваю рубашками вверх. Прошу показать где какая карточка.
8. Игры на тренировку внимания. Беру стаканчики от малышового сортера и прячу под них маленькую игрушку так, чтоб сын видел. Мешаю стаканчики, как в уличной игре. Прошу показать где игрушка. Также прячу в кулаках, под разными книжками, много как..
9. Собираем лото. Последнее время это ему не интересно. Поэтому переиначила такие задания. Раскладываю все картинки от лото и прошу выбрать всех рыбок или все животных, которые живут в пустыне(в тайге, в степи), в общем сортировка.
Для вышеуказанного использую преимущественно следующее
Самодельный сортер, сделала еще когда сыну было 1,5. Сейчас мы им уже не пользуемся, ибо устарел.
10.Танграм. Изначально знакомила сына с танграмом с помощью нарисованных фигур на больших листах и просила просто положить деревянные фигуры на части рисунка. Это мы освоили. Сейчас кладу картинку сбоку, а сына прошу положить фигуры на столе таким образом, чтоб получилась изображенная на листке фигура.
Пока тренируемся класть фигурки ровненько.
11. Мандалы. Мы пока только готовимся к мандалам, скорее это из-за меня-мне все некогда распечатать картинки и разукрасить их, так как цветного принтера нет. Пока довольствуемся следующим: рисую два одинаковых рисунка и разукрашиваю прям при сыне части рисунка разными фломастерами, потом закрываю свой экземпляр и прошу его раскрасить его экземпляр этими же фломастерами. Он просто ставит нужными фломастерами полосочки на своей картинке.
12. Тренировки внимания. Играем в игру "найди отличия". Показываю картинку, затем через несколько секунд показываю её же и еще одну картинку, которая отличается от предыдущей одной деталью или несколькими. Чаще Макс попадает в ту, которую видел.
13. Разные творческие занятия.
Лепим из пластилина. В наличие есть и пластилин и тесто для лепки. Иногда лепим из теста доля печенья, если я готовлю. Тогда сын просто формочками делает фигурки из пласта теста. Это ему нравится больше. Из пластилина мы преимущественно лепим машинки, солнышки, цветочки. Иногда украшаем это добро всякими мелочами типа обломков от машин, мозаикой. Сыну нравится, но процесс не более чем на 5 минут.
Рисуем. Даю для рисования ручку, фломастеры, карандаши, восковые мелки. Сына не надолго удерживает бумага и он идет рисовать на игрушках, выключателях, мебели. Но я поощряю-все ж можно отмыть! Чаще рисование мы начинаем вместе-я прошу нарисовать что-то, вожу его рукой, потом даю свободное время. Совсем по другому обстоят дела с пальчиковыми красками. До появления раскрасок сына процесс не сильно увлекал и мы решили отложить это на потом. С появлением раскрасок сын стал с удовольствием вместе со мной разукрашивать пальчиками и кисточкой картинки в раскрасках, так что за раз можем разукрасить две-три картинки.
Аппликация. Это мы стали осваивать буквально недавно. До этого я иногда показывала как держать ножницы, как просто резать бумагу. Отдельно показывала, как мазать клеем бумагу и приклеивать. Теперь все это в одном процессе. Я рисую с помощью линейки и фломастера на цветной бумаге части будущей аппликации, потом мы вместе вырезаем и приклеиваем.
Кинетический песок. Появился у нас еще когда сыну было 1,6. Тогда я пыталась его заинтересовать самим процессом ковыряния в песке ибо на площадке на улице в песке копошились все малыши, кроме моего ребенка. Так и не заинтересовала. С наступлением осени-зимы(сыну было 1,10) интерес стал немного расти. Сейчас он с удовольствием лепит формочками фигуры, мнет песок, интересуется процессом. Так что песочком я очень довольна.
14. Клеим наклейки в книжечки.С этим процессом сын освоился быстро-как взять наклейку и как ее аккуратно наклеить. Книжечки беру тематические, типа наклей кружочки по цвету, по размеру и т.п.
15. Естествознание. Этому разделу можно уделить отдельный пост, но я ограничусь описанием того, как мы изучаем географию. Для этого я приобрела атлас для 7 класса с политическими картами континентов. На физической карте сын изучил где какой океан, материк, крупные острова и архипелаги. На политических картах изучили где какая страна Северной и Южной Америки, Африки, сейчас мы на Азии. Помимо этого в виде маленьких карточек сын запомнил уже около 100 флагов государств.
Здесь дело не во флагах и странах на карте,конечно.
Я как-то читала пост, полный возмущения, дескать что вы всерьез считаете, что ребенок в таком возрасте в состоянии понять где Германия, а где Португалия? И, дескать для него это эначит не более, чем песочек в песочнице... Конечно же да! так и есть! И дело совсем не во флагах, странах, планетах, таблице Менделеева и дорожных знаках... Дело в том, что я просто хочу развивать память ребенка и мне совсем не принципиально, чем это делать! главное, чтоб малышу нравилось(сын флаги и карты материков обожает) и он что-то запоминал и тренировал память...По-моему, это так.
Схема занятий, в целом, такова. Иногда мы что-то убираем, иногда проводим только малую часть, а потом читаем книги или занимаемся логоритмикой. Стараюсь ориентироваться по малышу. Все части занятия коротенькие, чтоб не наскучили, стараюсь менять материалы прежде, чем сыну становится не интересно. Естественно есть перерывы на то чтоб побеситься, поиграть с машинками, посмотреть в окошко.
Иногда мы делаем упражнения для глазок с яркими шариками, иногда смотрим ролики с упражнениями для глаз на YouTube. Смотрим фотографии на телефоне или компьютере и вспоминаем где и когда это было.
В планах, проведение тематических дней и недель, может начнем просматривать флеш-карточки...В общем, все упирается в меня, ибо с двумя карапузами и домашним хозяйством с отсутствием помощников, нужно реально думать где изыскать время для подготовку. Но я его найду.