Физика на кончиках пальцев, или игрушки-балансиры
Все о развивающих игрушках, пособиях и книгах (обзоры, рекомендации,хвастики, ссылки)В этом посте кратенько расскажу о новом для нас виде игрушек - балансирах. Они стали для меня настоящим открытием. Мне казалось, что балансиры подходят более старшим деткам, лет с трех или позже. Но это не так. Оказывается, балансир балансиру - рознь, можно начинать и раньше, главное, чтобы сама игрушка была подходящей возрасту.
Итак, балансиры... В чем суть? В игрушке обычно есть основа (некоторые балансиры основы не имеют, их можно собирать на любой ровной поверхности) и много деталей разного размера, формы и веса. Ребенку (или игрокам) нужно добавлять по одной детальке так, чтобы вся конструкция оставалась в состоянии равновесия. Если балансир падает - игра заканчивается.
Я подозреваю, что балансиры - игра древняя. Наверняка, наши предки использовали для балансиров: камешки, веточки и прочие природные материалы. Смотрите, какая красота! Можно заняться подобным на отдыхе, на пляже.
Выстраивание балансиров - не просто веселое упражнение, при этом тренируется мелкая моторика, сенсорика, в зависимости от материалов, из которых изготовлен балансир, а еще ребенок ПОСТИГАЕТ законы математики и физики! Вот это что-то, вообще, запредельное))). Мне понравилось, как в одной статье игрушку назвали физикой на пальцах. И, правда, точнее не скажешь...
Чтобы конструкция находилась в состоянии баланса, нужно учитывать физические законы. И тут самое интересное: маленький ребенок этих законов не знает, а потому играет ИНТУИТИВНО! Таким образом, методом проб и ошибок малыш узнает сложные физические законы, пропускает их через себя, точнее через кончики пальцев... Законы только через несколько лет для него будут сформулированы в учебниках. Но почва-то для их восприятия уже подготовлена! Ценность подобного восприятия бесспорна: ребенок проживает эти законы на телесном уровне, открывает их сам.
А еще балансиры развивают логику, пространственное мышление (о нем я писала ЗДЕСЬ) умение размышлять, а также такое ценное качество как достижение поставленной цели (но это на будущее).
Я покопалась на сайтах интернет-магазинов, и нашла на них балансиры нескольких видов, которые можно классифицировать примерно так. Все они интересны и полезны, но рассчитаны на разный возраст:
- балансиры на неустойчивой платформе, чаще всего полусфере. На ней выстраиваем мелкие фигурки. Думаю, что раньше трех лет приобретать его нет смысла совсем. Вот такого плана:
- составляем композицию из мелких деталей на определенной конструкции, детали имеют крепления. Такие игрушки стоит покупать еще позже, мне кажется. Вот, например:
- и то, во что могут поиграть малыши - балансиры-пирамидки или балансиры-пазлы. Вот они-то подходят детям от двух лет. А, может, даже раньше. Я сужу по своему ребенку.
Балансиры-пазлы у нас вот такие:
Кстати, каждый раз балансир можно собирать по-новому. Они так интересно сделаны, что все фигурки комбинируются друг с другом. Мы собирали несколько раз, и все время пирамида получалась новой.
Эти же деревянные фигурки Аня использует в сюжетных играх, собирает, расставляет, кормит, расселяет в домики.
Не смогла я пройти и мимо балансиров-пирамидок:
А еще из деталей этих пирамидок мы строим фантазийные фигурки. Вот у нас птица, похоже?))
То есть для нас балансиры стали одними из тех игрушек, которые мы ищем. А предпочитаем мы сейчас максимально функциональные игрушки, дающие простор для использования, фантазии, творчества. Недавно моя подруга по ББ - Женя - опубликовала пост со своими размышлениями об игрушках. Многие ее мысли созвучны моим. Так вот с некоторых пор мы объявили "СТОП" ажиотажной скупке всего подряд, и выбираем крайне придирчиво и взвешенно.
Если у вас нет балансира, то для начала можно попробовать использовать любую пирамидку с кольцами или квадратами, пластиковую или деревянную - значения не имеет. И собрать ее без оси.
P.S. Балансир на главном фото поста построила, конечно, я. Сама Аня еще не умеет столько фигурок выстраивать)))