Давненько уже хотела прочитать эту книгу, но вот закончила буквально сегодня. И пока впечатления свежи, хотелось бы закрепить для себя некоторые размышления автора и свои собственные.
Как у начинающего родителя, а еще и родителя, недалекого от творчества, в моей голове проносились тучи вопросов - когда начинать рисовать и сколько? Чем? Что рисовать? А когда рисунки будут на что-то похожи? А как помочь научиться рисовать и прочее.. К счастью, теперь некоторые вещи встали на свои места ,)
Прежде всего, стоит понять, что маленький ребенок в возрасте примерно около года начинает пробовать материал. И стоит предоставить ему такую возможность. Подойдут пальчиковые краски, жидкая гуашь, кубики замороженных соков, кусочек свеклы, мелки, можно рисовать по манке или рису и т.п.
С возрастом линии становятся все более осмысленными и постепенно от линий ребенок переходит к изображению объектов. Но это не то, что привыкли видеть мы, взрослые. Он рисует не объект как таковой, а свое отношение к нему, свои впечатления и ощущения. Вот уж где поток чистого самовыражения! И в этом нам, взрослым, неплохо бы у них поучиться.
- Акварель стоит давать ребенку только тогда, когда он хорошо овладеет кистью и сможет разбавлять ее водой.
- С фломастерами автор советует повременить до 6-7 лет, поскольку они плохо смешиваются, нажим не регулируется и цвета бывают излишне яркими.
- неестественно ярких цветов в материалах для творчества лучше избегать.
- не рекомендуется использование аксессуаров вроде штампиков, лучше познакомить ребенка с различными техниками рисунка.
- Краски для ванной могут выступать лишь вспомогательным материалом.
Ребенку важно видеть результат, а если он тут же смывается, это демотивирует.
- Никогда не выбрасывайте детские рисунки у них на глазах.
Их можно прикреплять на холодильник, развешивать на стенах, веревке, стенде, заказывать сувениры с их изображением, вместе складывать и систематизировать, но выбрасывать только когда не видит.
- Экспериментируйте со способами и материалами для рисования. В книге приведен длинный огромный список техник, тем для вдохновения… Но всего этого полно даже если просто открыть интернет-сайты. Главное - не лениться и пробовать новое.
Когда начнутся человечки?
Рисованию людей в книге посвящено довольно много. Это очень важная составляющая детского рисунка. Первых людей, представляющих из себя так называемых, головоногов (голова и из нее растут 2 ноги), можно увидеть в возрасте около 3 лет. Затем по мере взросления художника, фигура обрастает руками и прочими человеческими атрибутами.
По тому, как ребенок изображает человека, можно делать выводы о его психо-эмоцианальном состоянии. Рисуночным тестам посвящена целая глава в конце книги, где подробно описываются все аспекты изображения фигуры.
Но говорить о таких тестах можно лишь тогда, когда ребенок начал более-менее узнаваемо изображать человека, ориентировочно после 4 лет.
Формирование зрительного образа
«Для детского восприятия решающую роль играет кинестетический канал. Чем больше динамических картин окружающего мира видит ребенок, тем богаче его зрительные образы. Поэтому в детском возрасте наблюдение за природными объектами, пристально разглядывание. эмоциональные впечатления важнее усвоения уже переработанной визуальной информации»
Автор отмечает, что сюжетно-ролевые игры принесут ребенку в разы больше пользы, нежели компьютерные. Для маленького ребенка основа развития - это общение чувственного опыта.
Что касается просмотра мультфильмов, то они не развивают фантазию, а скорее губят, поскольку ежесекундно на экране мелькает 24 кадра, за короткий промежуток времени мозг получает невероятное количество рисованых образов, не успевая критически их обработать. Так эти образы приобретают характер прочно усвоенных шаблонов.
Поэтому когда в ходе эксперимента ученикам начальной школы предложили нарисовать одного сказочного героя и одного персонажа мультфильма, все мультгерои были копиями экранного изображения, в то время как сказочные персонажи были весьма разнообразны.
Рисованный образ усваивается целиком, и способность генерировать собственные идеи при этом ухудшается.
Что касается книг, то они хоть и оказывают влияние на образное мышление, но в меньшей степени.
Логично с возрастом выбирать книги в меньшим количеством иллюстраций и большим - текста, дабы оставить пространство для фантазии ребенка.
И еще один важный момент. Некоторые издатели в погоне за легкими деньгами экономят на иллюстраторах, в итоге результат получается сомнительный.
«при выборе книг для маленького ребенка нужно учитывать, что любое изображение воспринимается им как образец. Подобные (некачественные) «рисунки» разрушают в детях чувство прекрасного.»
После этого абзаца мне так и хотелось подпрыгивая воскликнуть «Я знала, я знала!» Не зря я столько времени убиваю на выбор книг.
Кстати, раскраски автор использовать не рекомендует вовсе.
Зрительное восприятие можно тренировать и развивать. В книге приведен целый длинный список методов. Некоторые из них:
-поиск отличий в изображениях
- поиск заданной фигуры в ряду других
- узнавание контурных и силуэтных изображений предметов
-игра «что было?» Перед ребенком размещают картинки, потом взрослый что-то незаметно убирает и ребенок должен угадать что изменилось и т.п.
О шаблонах
Знаете что меня периодически пугает? Вот когда в детском саду задание, например, лепим зайчика. И в конце занятия собирается целая армия из зайчиков… совершенно одинаковых.
Не знаю как вам, а меня эта картина из одинаковых фигур, сделанных по шаблону воспитателя, как-то угнетает. А креатив? А индивидуальность? А полет мысли?..
Но ведь нередки ситуации, когда ребенок рисует и нам хочется добавить что-то, чтобы было похоже.. и невзначай мы сами начинаем навязывать ребенку шаблоны. Что елочка - это три треугольника, а домик - квадратик с треугольником сверху… Эти шаблоны прочно врезаются в мозг ребенка как эталоны, отойти от которых в дальнейшем сложно.
Как быть? Нужно стараться не изображать предметы. Важно дать ребенку самостоятельно создать образ.
Вот примеры - тут дети рисовали елочку без подсказки.
А вот следующие два рисунка исполнены явно «так, как нужно».
Чем грозит «шаблонное» рисование?
Ребенку будет тяжело в дальнейшем создать неповторимый образ, выработать свой стиль.
Для тех, кто хочет углубиться в тему рисования, в книге есть еще много полезного - и периодизация детского творчества с примерами, и научные подходы к детским рисункам, соотнесение их с произведениями мировой художественной культуры; ответы на популярные вопросы родителей, советы по развитию креативности и прочее.
В общем, сознательным мамочкам книга настоятельно рекомендуется к прочтению.
И напоследок вот еще одна иллюстрация из книги - рисунок на основе пятен краски, образовавшихся при сложении листа. Глядя на него, я вспомнила, как в детстве обожала такие штуки. И плодила их стопками.
Похоже, приходит время вновь ударится в детство…
Электронная версия книги доступна тут за относительно небольшую (если сравнивать с бумажным вариантом) плату. Однако некоторые добрые люди уже выложили ее вовсе безвозмездно здесь.
Много слышала про эту книгу, в ближайших планах прочесть ее. В библиотеке, к сожалению, ее нет, а я люблю больше настоящую книгу, нежели электронную ее версию. Но если не удастся найти бумажный вариант, буду читать в эл. виде. Спасибо за отзыв и ссылочки!