ТН "Юные исследователи". День 2.
Изучаем окружающий мир (тематические занятия и циклы занятий)День 2.
1. Инерция.
Впервые о том, что на свете есть инерция, написал в своей книге великий учёный-физик Исаак Ньютон.
Возьмите машинку с плоской крышей. Поставьте на неё любую фигурку и резко толкните машинку. Куда упадёт фигурка: вперёд или назад? Затем разгоните машинку вместе в фигуркой так, чтобы она врезалась в препятствие. Куда на этот раз упадёт фигурка?
В первом случае фигурка с крыши упадёт назад. Она по инерции остаётся на месте, а машинка уезжает вперёд. Во втором случае, машинка резко останавливается, фигурка по инерции продолжает двигаться и падает вперёд. То же самое происходит с человеком в автобусе или машине: когда они резко тормозят, человек по инерции наклоняется вперёд.
2. Поющие бокалы.
Вам понадобится стеклянный бокал или стакан.
Слегка намочив чистой водой пальцы правой руки, поставьте бокал на стол, а левой рукой крепко держите его за ножку. Средним или указательным пальцем правой руки начните вкруговую водить по краю бокала. Через несколько секунд вы услышите мелодичный звук. Звук не будет прекращаться, пока вы водите пальцем по краю бокала. Если это у вас успешно получилось, налейте в бокал чистую воду, немного не доходя до края, и продолжайте водить пальцем. Вы услышите звук значительно ниже того, который был без воды.
Продолжая круговые движения пальцем, посмотрите на поверхность воды. На ней образовались маленькие волны. Они произошли от колеблющихся, звучащих стенок бокала. Теперь начните постепенно удалять воду небольшими порциями. Звук постепенно повышается, и самый высокий будет у пустого бокала.
Возьмите теперь второй такой же бокал и повторите с ним опыт, как и с первым, но не наливая воды. Если вы поочередно будете заставлять звучать каждый из них, то заметите, что высота звука у них немного разная. Даже очень небольшая разница в толщине стенок бокалов влияет на частоту их колебаний, изменяется высота звука.
3. Сила тяжести.
Почти любое тело, расположенное достаточно неровно (не вертикально) по отношению к земле и ничем не поддерживаемое, стремится упасть в результате действия силы земного притяжения (силы тяжести).
А почему всё падает вниз, а скажем не улетает вверх или не остается висеть в воздухе?
Потому что их притягивает к себе Земля. Закон всемирного тяготения гласит, что тела обладающие массой притягиваются друг к другу, причем тем сильнее, чем их масса больше.
Предложите ребёнку бросать разные предметы на пол в квартире( перья, карандаши, кубики) на улице, в лифте и т.д. Объясните, что все предметы притягивает Земля, одни падают быстрее, у другие медленнее.
Но эта сила зависит не только от массы падающего предмета, но и от массы притягивающего тела. К примеру если бы вы уронили себе утюг на ногу на Луне, вам было бы не так больно потому что Луна обладает массой меньше, чем Земля. И сила притяжения там слабее.
4. Сила трения.
Трение возникает между соприкасающимися поверхностями. Между неровными поверхностями оно большое.
Без трения вообще никуда. Мы даже не могли бы ходить, а только падали бы сразу.
Насыпаем в маленькую бутылочку рис и утрясем его. Потом воткнем палочку для суши, еще утрясем. А теперь потянем за палочку. Бутылочка поднимается вместе с ней! Удерживает палочку в бутылочке с рисом сила трения.
Трение, в данном случае, стало больше силы тяжести. Палочку и просто выдернуть из бутылки становится непросто.
5. Проводим физминутку
У нас лежало на пути
Огромное бревно.
Его никак не обойти,
Поднять же - тяжело.
Его пытались мы тянуть,
И выбились из сил.
Тут я решил его толкнуть,
А Ваня - покатил.
Пошла дорожка под уклон,
Катилося бревно…
Вот так наверно человек
Придумал колесо!
6. Проводим любой эксперимент из набора "Эксперименты для самых маленьких"