Наш немецкий детский сад 4
ПотрындетьПисала уже про наш садик до 3 лет, сейчас мы пошли в новый сад. Пишу свои личные впечатления, сад нетипичный для Германии, многое из описанного существует только в этом отдельно взятом садике.
Чтобы улучшить наш язык (через 2 года уже в школу, а ребенок не понимает и не говорит), решено было перейти в немецкий сад. Совсем рядом с нашим домом располагаются целых три сада: католический при церкви св. Бонифация, городской билингвистический (у части воспитателей английский язык родной) и евангелический при церкви Пауля Герхардта. Билингвистический отмели, чтобы не создавать путаницы сразу с тремя иностранными языками у ребенка (он еще учит испанский с носителем языка 2-3 месяца в год на каникулах).
Католический очень уж мал - всего 1 группа - и работает до обеда.
В результате остановились на евангелическом через дорогу от дома. Садик этот нетипичный для Германии, в нем идет упор на развитие самостоятельности у детей.
В здании сада два этажа, просторные холлы с вешалками и шкафчиками, игровые помещения, туалеты для взрослых (мужские и женские) и туалеты для детей с маленькими унитазами, душем и уголком для перемены памперсов. На втором этаже расположены помещения для группы u3 (дети возрастов от нескольких месяцев до трех лет).
Для нас эта группа была уже неактуальна, так как Науму исполнилось уже 4 с половиной.
Все остальные дети от 3 до 6 лет условно делятся на Bezugsgruppen, в каждой такой группе 8 человек, относящихся к конкретному воспитателю. Нашим воспитателем стала Ирис, которая одновременно отвечает за творческое помещение. Но об этом подробнее.
Все остальные помещения в саду за исключением бюро и кафетерии делятся на функциональные комнаты. Есть например Bewegungsraum, по ещение для активных игр. Там можно лазить по стенам (альпинизм), ходить по бревну, лазать через туннель и тому подобное. В этом помещении скапливаются обычно самые шумные и активные мальчишки.
В Bauraum, строительном помещении, можно строить из различных конструкторов, складывать железные дороги и собирать машины.
Есть помещение для рисования и поделок - Kreativraum, музыкальная комната и комната для ролевых игр. Последнее не то, что вы подумали, а игры в куклы и театр;)) Там же стоят детские кухни и кукольные домики.
Интересный проект - Комната мастера, там дети могут под присмотром и научиться работать с настоящими инструментами - отверткой, молотком, гаечным ключом и др. Инструменты детские, уменьшенные для детских ручек. Дети делают определенные вещи для дома и с гордостью ими потом пользуются ( ну или дарят родителям). В этой комнате не только мальчики, как я предположила, девочкам это тоже очень интересно.
Приводить и забирать детей можно в строго определенное время, опаздывать нельзя. Принимают детей с 7 до 9 утра, дети, которые ходят до обеда, забираются в 13:30-14:00. Вечером родители приходят в период между полчетвертого и четыремя. В это время на рецепшен у входа стоит дежурный воспитатель, он заносит в журнал, кого привели и кого забирают. В остальное время входная дверь заперта, на рецепшен никого нет.Если надо увести ребенка в обед, а не вечером, обязательно нужно попросить сделать пометку в журнале. Забирать ребенка могут только те, кто занесен в список забирающих, с предъявлением документов. Утром дети расходятся по своим группкам, и проводится Morgenkreis - "Утренний круг". Дети берут подушечки и садятся на них в круг с воспитательницей. Сначала поют утреннюю приветственную песенку, потом по очереди берут "камень оратора" - у кого в руках этот камешек, тот рассказывает что-нибудь интересное, например, что он делал вчера после садика, остальные слушают и не перебивают. Воспитатель направляет беседу и помогает наводящими вопросами, если нужно (если ребенок еще плохо знает язык, как в нашем случае). В конце беседы каждый ребенок самостоятельно решает, в какое помещение он сегодня хочет: в строительное, музыкальное или другое. Поэтому все группы садика каждый день перемешиваются по интересам. В игровых дети находятся с воспитателем, ответственным за конкретную комнату. Но им спокойно можно выйти оттуда, если захочется - в туалет, попить, просто поиграть в холле или посидеть на веранде в уголке отдыха.
Дети могут перемещаться по всему зданию, а не сидят весь день в одной группе. Казалось бы, полный хаос и анархия. Но каждый раз, когда я забираю своего сына, воспитатель на входе говорит мне, где Наум в данный момент. На каждом этаже (и на территории участка) стоят кулеры и чистые бокалы, дети в любой момент сами подходят и пьют, если захотят, использованные бокалы ставят вниз на полку.
Кушают дети в отдельном помещении, в кафетерии, а не в группе, чему я рада. Все-таки кушать за столами, где только что клеили и красили, не очень гигиенично, лучше иметь для еды столовую. Завтрак - шведский стол, дети берут тарелку, сами набирают еду у стойки. Предложено обычно такое: мюсли, молоко, йогурт, сыры, колбасы, хлеб, сырная намазка, раз в неделю нутелла. Для тех, кто не ест свинину по религиозным соображениям, есть отдельная витринка с сырами и колбасами. Мой сын берет обычно черный хлеб с намазкой, сыром и колбасой, а часто еще дополнительно лопает одну колбасу без хлеба прямо у стойки)) На столах стоят по два графина, с минеральной водой и с теплым компотом, дети сами наливают себе то, что они хотят. Скажу сразу, для малоежек шведский стол мало подходит, скорее всего, они остаются голодными, но у сына всегда был хороший аппетит.
Обедают в три смены, в зависимости от того, едят ли дети горячую пищу (многие немецкие дети не едят) и остаются ли они на весь день (как вариант кто-то приходит в сад до обеда). "Едоки холодного", Kaltesser, перекусывают бутербродами.
Остальные дети едят горячее, например филе рыбы с рисом, макароны с мясным соусом. Хлеба можно брать сколько угодно, пьют так же, как на завтрак, наливая себе из графинов на столах. После еды сами выбрасывают остатки пищи в мусорный контейнер и ставят тарелки и бокалы в стопку для посудомоечной машины. Сын каждый раз с гордостью рассказывает: я поел и почистил тарелку!:)
Полдник летом сервируют прямо на улице, приносят нарезанные фрукты и овощи (яблоки, бананы, огурцы, помидоры, болгарский перец). Ужина нет, садик закрывается в 16 часов.
Дети старше 3 лет обычно не спят днем, по желанию их могут положить вместе с маленькими в группу до 3 лет. После обеда дети идут на улицу. За садом большая огороженная территория, на которой только к этому году поставили шикарную площадку. До этого дети гуляли на газоне перед садиком (который теперь пустует). Летом в жару дети переодевались в плавочки, воспитатели подключали шланг и делали фонтан в песочнице:)) дети были мокрые и грязные, но в диком восторге) На лето в сад положено принести плавки, панамки и крем от солнца.
На день рождения обычно ребенок сам решает, в каком помещении он хочет отмечать, и сам выбирает, с кем (никаких общегрупповых дней рождения, присутствуют только друзья). Ребенок сам решает также, чем всех угощать (есть несколько вариантов садиковского угощения).
Ну и напоследок - в нашем садике пять мужчин - воспитателей, считаю, это очень хорошо для воспитания мальчиков. Раньше воспитателей мужского пола не видела нигде, ни в России, ни в Германии.
Вот такой наш новый садик. Много нового и удивительного для нас. Но самое главное - ребенок с удовольствием ходит туда и очень всем доволен. Стал более ответственным и самостоятельным, а это дорогого стоит.
Фото:

Дорога в сад

В холле после прибытия 
На прогулке с другом Ами - площадка во двоге садика.

Уголок отдыха у лестницы.

Едем домой. Общий вид здания сада, слева гараж для колясок и самокатов.
