Итоги учебного года на СО 1 класс.
Процесс обученияЯ уже рассказывала, что у нас нет понятия "учебный год", т.к сын учится без каникул, но итоги подводить планирую в июне.
Пишу этот отчет для себя и для всех, кому интересно семейное обучение, кто ищет альтернативные или дополнительные методы обучения детей. Если вы - сторонник СО, тогда заходите почитать.
Я уже рассказывала о нашем плане занятий (кому интересно вот ссылочка). Там я писала о том, что у нас есть траектория, которая меняется в зависимости от интересов ребенка. Например, на листе бумаги из точки А в точку В можно добраться разными путями: можно по прямой, а можно зигзагами идти, можно свернуть с пути, постоять на месте, если есть необходимость у ребенка или у родителя.Плана занятий мы придерживались не всегда, и в этом его прелесть. Бывает, что нет настроения учиться, погода хорошая - гуляем весь день (хотя и на прогулке много что успеваем изучить, повторить), а бывает, что за один раз делаем норму 2-3 дней. Тем не менее, занимаемся мы в режиме "light".
Но ближе к лету мы втянулись и теперь каждый день сынок делает обязательный минимум.
Итак, начнем по порядку.
Математика. Идем своим ходом.
Еще в 5 лет Тигран устно прорешал весь учебник математики за 1 класс ( "Школа России").
Поэтому изучаем математику мы не по школьной программе.
Учебный материал очень растянут, "одно, да потому", ребёнку неинтересно.
Вот смотрите, оглавление 2 части учебника по математике автора М.И.Моро.
Здесь четко видно, что дети топчутся в пределах второго десятка!!!
Вот здесь можно полистать учебник он-лайн и посмотреть весь материал.
Поэтому становится понятно, почему ребенок в 5 лет смог решать весь этот учебник.
И по этой же причине я стала искать и нашла много разных интересных пособий, которые позволяют заниматься ребёнку с удовольствием.
Почему много, да потому, что я учитываю психотип своего ребенка, ищу альтернативные методы объяснения нового материала.
Еще работая репетитором я поняла, что приходящему ко мне ребенку "как в учебнике" уже объяснил учитель в классе и это не сработало. Приходилось искать другие слова, методы. Был у меня случай, когда приходили заниматься два ребенка из одного класса. Объясняю материал одной так, она все понимает. Приходит вторая, тоже самое ей говорю, а эффекта нет. Приходилось на месте думать, импровизировать. С одним сказку придумаешь, со вторым схему нарисуешь для лучшего понимания материала.
Так и с сыном занимаюсь.
***
Теперь Тигран может считать устно такие примеры : 5-7, 4-8, и т.д
В ноябре Тигран открыл для себя умножение, принёс мне на листочек в клетку, на котором нарисовал прямоугольные и квадратные сетки. В этих сетках он подсчитал клетки, и так уже дошел до умножения на 5. При чем некоторые примеры может устно ответить.
При этом устное вычитание идет у него не так быстро (как мне бы хотелось).
Вот такие пробелы я корректирую игровыми занятиями. Т.к если просто дать столбик примеров, то он говорит, что уже было подобное. Характер такой - требует чего-нибудь нового. Сынок не поверхностный, если ему очень интересно, то он глубоко ныряет в тему. Приходится думать, как преподнести ему материал. Мне легко в том плане, что он практически все схватывает на лету,
***
Русский язык.
Результаты меня устраивают.
Из 1 класса прошли такие темы:
Сочетание "Ча-ЩА", Жи-Ши", "Чу-Щу",
Заглавная буква в словах
Фонетику мы пропустили ( уже, наверное, все знают, почему. Если кто не в курсе, то посмотрите
В изучении русского языка мы ушагали далеко за пределы 1 класса: изучили
однокоренные слова,
безударные гласные в корне слова,
проверка парных согласных в корне слова (зуБ - зубы, этаЖ- этажи)
парный согласный в середине слова ( багаж- нет багаЖа),
сочетание "оло", "оро",
словарные слова.
Всё это мы изучили с января этого года, при чем Тигран не сидел за партой, а играл.Я сама сделала кубики Зайцева. И теперь наши занятия проходят весело и ребенок все время двигается, а не сидит на месте.
Тигран сделал вот такой "прибор".
Я даю ему слова с пропущенными орфограммами на маленьких листочках, он выставляет эти слова на кубиках, на листочке пишет пропущенную букву и потом возвращает мне этот листок через отверстие в своем "приборе".
Все игрушки тоже принимают участие в наших занятиях.
Я вижу огромный плюс в этих кубиках: ребенку не приходится ничего зубрить. мы просто играем, а информация усваивается отлично.
ПИСЬМО.
Ура! Тигран стал писать письменно!!!
Еще зимой я писала, что ребенок не хочет писать письменно.И что я только не делала... единственное, что силой не заставляла ))) и никому не советую!
А в начале лета Тигран записал письменно! Это длинный рассказ. Обязательно напишу отдельный пост и поделюсь опытом.
Чтение.
Читает все вывески на улице, названия рассказов, сказок при вечернем чтении.
Интересные книги, которые я показывала здесь, тоже читает и перечитывает ( особенно нравятся ему тоненькие книжечки.)
С начала июня я ввела обязательное чтение. Тигран читает каждый день по небольшому рассказу из книги для чтения.
Кому интересна тема чтения, почитайте мой пост "Как помочь детям читать с удовольствием"
Вместо окружающего мира у нас природоведение (опять же я опиралась на рекомендации из видео
С этим предметом у нас проблем нет, Тигран знает больше, чем требует программа 1 класса, в этом нам помогли аудио-энциклопедии с Чевостиком и Дядей Кузей (46 диcкoв, скачать можно здесь.)
А еще ребенок изучает природу на практике. Это гораздо интереснее, чем читать учебник.И у кого есть такая возможность, это просто замечательно!
Как участвует папа в семейном обучении сына.
Всё физическое воспитание лежит на папиных плечах.
Физкультура.
Тигран ходит с нами на достаточно большие расстояния. В хорошую погоду мы ходим всей семьей до "Ленты" 1 км и до "Семейного магнита" 1,5 км.
Тигран с 5 лет ходит с нами эти большие расстояния пешком. Бывает, что идем до Магнита, потом до Ленты и он приходит домой и еще хватает сил скакать и бегать ))
Мы часто ходим с Тиграном в новые районы города, которые строятся рядом с нашим.
на край города
ходим за город пешком.
Тигран научился подтягиваться, ходить по рукоходу, очень быстро бегать ( по крайней мере быстрее 7-8 летних ребят),
научился залезать по канату,
сейчас осваивает приемы с мячом.
Папа занимается с сыном историей ( особенно интересно Тиграну слушать про СССР),
практически каждый день разговаривают с папой на психологические темы.
Трудовое обучение.
Муж старается всячески приобщать ребенка к мужскому физическому труду, если что-то ремонтирует, то Тигран обязательно участвует.
Тигран с папиной помощью смастерил себе вот такие счёты. При чем инициатива была полностью Тиграшина.
Папа поддерживал, направлял, сын сам работал с инструментом.
Ещё муж дает Тиграну схемы для сборки
и материал
и Тигран собирает конструкции.
Скейт Тигран освоил сам.
В прошлом году научился поворачивать на скейте. А я даже прокатится на нем не могу ))
Летом папа учит Тиграна плавать.
Английский язык.
Да, в 1 классе в общеобразовательной школе нет такого предмета, но у нас есть и все потому, что в этом году возник посыл от Тиграна, раньше я предлагала английский, а теперь сам просит. Поэтому у нас был довольно большой перерыв и далеко в изучении языка мы не продвинулись. Да и цели пока такой нет, ведь не зря же в советской школе иностранный язык начинали вводить только тогда, когда родной язык был уже изучен на достаточном уровне.
Поэтому в изучении языка я не спешу, пока осваиваем устную речь.
* Тигран может назвать свое имя, назвать свой возраст, сказать "дайте, пожалуйста...",
* "Я люблю", "я не люблю",
* " Я умею, я не умею ( бегать, прыгать, плавать, читать, считать и пр.)".
* Знает названия частей тела, многих животных, овощей, фруктов и некоторых предметов обихода.
*Изучили Оборот there is/there are. Прошли множественное число.
Творчество.
Мне не приходится что-то выдумывать, Тигран и без меня сам рисует, много лепит, еще больше конструирует и моделирует из бумаги и др. предметов.
Эту объёмную картину сделал самостоятельно. Открыл нашу старенькую картонную книгу со стихами, увидел там попугая, нарисовал его на листе и оформил пластилином.
клюв и баранки сделал объёмные.
Еще из картона сделал себе телефон )))
Дорос до поделок из бумаги по схемам.
Увлекся шахматами.
Социализация.
Самая любимая тема всех противников семейного образования )))
Цель социализации- быть многогранным, понимать чужие точки зрения. И совершенно не обязательно принимать и действовать по чужим схемам, нужно просто понимать окружающих и осознавать, что у каждого человека может быть своя точка зрения на тот или иной вопрос.
Сама слышала: "Этого мелкого берём играть, он уже всё понимает!" ))) Зимой на горке сами подходили к Тиграну, спрашивают как дела и пр ( хотя с прошлого лета не виделись).
Сейчас Тигран общается и играет с разными детьми. Вот тут на фото Тигран в голубой ветровке играет со старшеклассницами и с девочкой 7 лет и мальчиком 10 лет. Не стесняется.
Единственное - не любит играть с детьми в зомби и монстров.Он не играет в игры на планшете, не смотрит мультфильмы про зомби, поэтому играть в такое ему не хочется.
Пожалуй, это единственный пример, когда он отходит в сторону и ищет других ребят для игр.
Недавно Тигран придумал игру "камешки", познакомился с ребятами и научил их играть. Теперь часто встречаются в парке и играют вместе.
Вот пожалуй и все.
Итоги.
По математике далеко ушагали от школьной программы, по русскому тоже, письменно не пишет записал(!).
Английский и историю в 1 кл в общеобразовательной школе не проходят, но мы начали заранее по просьбе сына.
Окружающий мир тоже перекрыли всю программу.
Физическая культура и трудовое обучение- занимаемся, есть результаты.
Тиграну в январе исполнилось 7 лет и если бы мы с мужем решили отдавать его в школу, то он бы пошел в 1 класс в полные 7 лет, т.е. в этом сентябре ( 2018 г). В этом году мы попробовали обучаться дома и выше я написала как это у нас получилось.
Официально со следующего учебного года (2018-2019) я напишу заявление на СО в 1 класс.
Если у вас возникли какие-нибудь вопросы по теме данного поста, пишите в комментариях, я отвечу.
Всего доброго!