Об учебе, знаниях и учебных методиках наших детей. Как помочь своему ребёнку найти свой путь
Подготовка к школе. Об обучении и психологической готовности.Долго я раскачивалась на этот пост: несколько лет, если быть точной. Я давно постигла дзен в учебе своих детей и уже с легкостью нахожу рычаги воздействия. Этот пост будет полезен мамам, чьи дети пойдут в первый класс тем, кто не знает подход к своим детям, кто не может разобраться с чего начать и как вообще относится а своему «идеальному» или совсем неидеальному ребёнку. И конечным толчком к этому посту стала книга Кэрол Дуэк «Гибкое сознание».
Сразу скажу: книга просто замечательная и очень необходима родителям, учителям, бизнесменам, да и вообще всем... Автор научно доказала влияние внутренних установок на личность. Суть книги в том, что существует 2 основные установки: установка на данность и установка на рост. И какая установка будет двигать человеком и что этому способствует: какое поведение родителей, учителей, тренеров, боссов, руководителей. Так же в книге затронуто много подводных камней в каждой теме, например в теме учебы затронута тема буллинга: как вести себя и как взаимодействовать с детьми, если Вы с этим столкнулись. Кратко: люди с установкой на рост не просто ищут возможность испытать себя. Испытания- это почва для их роста. Ошибки и проигрыши они не воспринимают как поражение, для них это толчок а развитию. Они находятся в движении и жажде знаний. Люди же с установкой на данность процветают только когда они находятся в безопасности и контролируют происходящее. Как только они встречают сложные задачи они перестают чувствовать себя умными и талантливыми и теряют к делу интерес. В книге затрагивается так много жизненных аспектов: от чего зависит построение отношений между мужчиной и женщиной, в бизнесе, между ролителями и детьми, между учителями и учениками, между тренерами и спортсменами. После поста выложу некоторые страницы, но честно говоря практически каждая на вес золота и практически каждая страница изобилует нужной и важной информацией. Поэтому лучше Вам прочесть ее самим. Но конкретно в этом посте я затрону тему про учебу и успешность наших детей, опираясь на эту книгу.
Любая учебная программа содержит систему оценивания. И зачастую становится первоочерёдной важностью, вместо самих знаний. Вместо того, чтобы переживать о том как тебя оценят ( какую поставят оценку) и не будешь ли ты выглядеть глупо, нужно думать о том, что дала тебе эта ситуация, проигрыш, какие у тебя ошибки, в чем нужно сделать усиление на рост, где пробелы в обучении или работе: каких знаний и умений не хватило, чтобы работа( учебная или деятельная) была выполнена верно и качественно. Любая ошибка - это результат недостаточных знаний, времени или неподходящей методики. Не давайте своим детям оценку, не ставьте клеймо. В своё время я, видя сложности у дочери с математикой говорила: у неё не было и нет способностей к математике, она творческий человек и мир цифр для неё не постежим. Тем самым, я давала почву для дальнейшей лени и безынициативности у своего ребёнка( мол чего трудиться то все равно не удалась в математике). Помню была как то олимпиада с результатами, а в конце подсчеты и один из них: логика 20%. Дочка так и говорила, что если она где то ошибётся, она так и скажет: « Привет, я такая то и у меня логика 20%.» Типо чего стараться, если все равно не получится, если природа не наградила таким талантом. Нет дальнейшей мотивации. И в книге много раз заостряется на этом внимание: талант не равен личностному развитию. Взрослые частенько «закапывают» способности своих именно талантливых в чем то детей. Потому что изначально ставят ребёнка на пьедестал и характеризуют его как «самого умного». Превозносят его за отличающийся, быстрый и сообразительный ум, не думая о том, что тормозят его рост и не дают ему двигаться дальше. Тем самым лишая ребёнка стремления к дальнейшему развитию в области его таланта и расслабляют его . И наоборот: если ребёнку что то даётся с большей сложностью, чем другим, если он не такой быстрый в решении задач, не с таким аккуратным почерком, со слабой техникой чтения или физическими данными, то многие родители не верят в своих детей, не поддерживают их, не пытаются им грамотно помочь разобраться в их проблеме, а только критикуют и сравнивают с другими детьми, у которых все получается лучше. Ребёнок таким образом получает определенное место в обществе, где в него перестают верить все и даже не ожидают, что он на что то способен. И сам он редко пытается доказать обратное. В обществе свои правила: талантливые дети превозносятся и ими восхищаются, ведь им даётся все легко, они такие умные. Но жизнь идёт и с возрастом требуется все больше новых знаний и умений, большего личностного развития, а ребёнок, которого всегда превозносили сильно расслабляется. В то время как «троечники» и «неудачники» вырываются вперёд за счёт того, что привыкли бороться и отстаивать себя, отбиваться от очередной критики, почему они такие «глупенькие». А ещё чаще существуют «натянутые» отличники, которым педагоги ставят 5, чтобы не испортить их аттестат и их репутацию. Эти дети борятся за свою оценку, а не за своё развитие. Как то в своём интервью Ирина Хакамада рассуждала, почему троечники более удачливы и успешны во взрослой жизни: потому что троечники имеют энергию созидания( они не растрачивают свою энергию и стремления на скучные предметы от вялых учителей), а отличники имеют энергию исполнения( оценкой они подтверждают свой статус, они не могут выглядеть глупо и ошибаться( хотя ошибка- это лучшая мотивация для роста) и получить меньше чем 5, ). Оценка биполярна: она может говорить как о хороших подтверждённых знаниях, но и как о «потолке» знаний своего обладателя. При чем биполярна и очень хорошая оценка и плохая. Поэтому сама по себе любая оценочная система провальна уже по своей сути. Поэтому на оценки я не заостряла внимание никогда. Хотя сама училась хорошо всегда, но отличницей не была. С единственной поправкой: учитель который любил свой предмет, влюблял в него и меня, и меня хлебом не корми, дай учиться, до сих пор помню этот кайф от решений геометрических теорем, от математических решений, от русского и литературы, на уроках у учителей с горящими глазами хотелось видеть бесконечно: дискутировать, напитываться и восхищаться. В этом и есть весь секрет: задача учителя - взращивать любовь к учебе своего ученика, дать ему ощущение счастья и наслаждения на его уроке. А если учитель что то мямлил и бубнил себе под нос, был любителем дать задание «читать учебник», то этот предмет автоматически становился нелюбимым. И я училась так себе на четверочку для галочки. Я и до сих пор уважаю тех, кто относится к любой своей работе с упоением и страстью. Перегоревшие к своему делу люди - это своеобразные живые «мертвецы», люди лишенные огня, стимула, выгоревшие, безэмоциональные, холодные. Очень часто держатся на своём имени и статусе и тычат им всем под нос. Хотя сами уже ничего не могут дать своим ученикам, не являются учителями по своей сути, они как застывшие мумии. И знания их тоже застывшие, не имеют движения, новых струй мыслей, догадок, исследований. Поэтому окончив школу на 4 и 5 я сразу сказала себе, что никогда не буду зацикливаться на оценках у своих детей, потому что оценка не даёт ничего и даже больше: она не даёт роста и уравнивает всех под одну гребёнку. Как то я написала в сообществе, что я не знаю оценок своих детей за четверть и сразу была «отправлена» в кучку к плохим и равнодушным матерям))) Я беспокоюсь только тогда, когда вижу, что у моего ребёнка пропал «горящий взгляд», что ему становится все равно как учится, чему учится, и учится ли вообще. Моя задача, как и учителя - взращивать любовь своего ребёнка к стремлению к знаниям, находить слова, которые станут для него мотивацией, «зажечь» его. Не обесценивать какие то предметы, типо: «ну да, зачем тебе физика, ты же хочешь стать переводчиком!» В мире все бесконечно интересно! Все! И имеет значение только то, как это подано, так чтобы заинтересовать или навсегда убить желание изучать это. Не научить ребёнка перекладывать вину на других: « это все училка виновата, она тебе 2 ни за что поставила. Моей кровиночке гениальной». Ребёнок должен понимать, что все чего он добивается в учебе зависит от его усилий и труда. Не закритиковать ребёнка по самые уши: «почему Петя знает на 5, а ты нет? Почему Маша уже читает 200 слов в минуту, а ты по слогам? Почему все вокруг гении, как и твои родители, а ты не пойми в кого уродился?!» Нужно убирать суждения и вместе с ребёнком, помогая ему пытаться разобраться в его ошибках, умениях, навыках, знаниях, психическом состоянии. Мы родители даны детям как наставники и учителя, и одна из главнейших наших функций- помочь им разобраться и быть в этом мире. И очень большой потенциал скрыт в нашей собственной работе над собой.
Что нужно для того, чтобы быть счастливым человеком? В первую очередь желательно родиться в счастливой семье, где ты будешь видеть пример союза двух счастливых людей: где мама и папа любят друг друга, где они честны взаимно, где они партнеры, а не актеры с ролями: «папочки» и «доченьки»; двух сумасшедших, сгорающих в буре страстей; жертвы и палача; благодетеля и утопающего. В семье, где ребёнок рождается у двух психически незрелых личностей будут страдать все: мать, отец, ребёнок... И раз мы это осознаём, уже даже имея на руках маленьких детей или постарше, мы должны направить максимальную энергию на проработку в себе всех травм и страхов, что мешают нам расти и растить детей в здоровой обстановке. Поэтому результат учебы и знаний ребёнка- это напрямую труд родителя. Не оставлять все как есть и «кидать» ребёнка в школьную систему( как спасение утопающего- дело рук самого утопающего), а помочь ему, быть внимательным: какие учителя его окружают, какие одноклассники, нужны ли репетиторы, чтобы подтянуть где то пробелы. И наверное самое главное- любить. Любить безусловно. Вы помните Ваши иллюзии и амбиции, когда кроха ещё только был в вашем животике? Я помню. Мои мысли тогда: это будет самый воспитанный малыш, самый аккуратный, самый умный, самый красивый, самый послушный, идеальный бриллиантовый ребёнок! Вряд ли кто то думал по другому😂😂😂 Ну что? У кого нибудь ожидания совпали с реальностью?🤪🤪🤪 И вот ребёнок рождается и взрослеет, если у ребёнка строптивый характер - сложнее, покладистый - легче, но первое что мы, родители делаем- мы стараемся во всем и везде его контролировать( разумеется присыпая все это благими намерениями): как поел, как поспал, как в туалет сходил, как игрушки убрал, как написал буквы, как помыл посуду, как сделал, то о чем просили. И контроль в большинстве своём превращается в назидание, а позже частенько трансформируется в тиранию. И постепенно сам вростаешь в систему и делаешь ребёнка заложником системы. «Ты что опять получил 3? Почему на тебя жалуется завуч? Дождусь я от тебя 5-ки или нет?» Как будто 5-ка или правильный реверанс перед соседкой поднимают цену ребёнку. А разве он не прекрасен просто так потому что родился? Как тогда... в роддомовской палате, и тогда когда его мучали колики и когда у него полезли первые зубки, когда он пошёл и первый раз сказал так неуверенно и обрывисто ма-ма...разве сейчас без пятерки и ещё одного «спасибо» и «пожалуйста» он не так же мил и совершенен? Ребёнок с первого вздоха любит учиться, ему все интересно, все открывается с восхищением, мир для него волшебный... Вот только загоняя ребёнка в программу мы лишаем его учится как и прежде: с любовью... Представьте диких лошадей, которых решили одомашнить и приручить: уязвимые и спокойные поддадутся дрессировке( системе) будут выполнять команды и делать то, что скажут, даже если им будут делать больно( критиковать, осуждать, обесценивать), строптивые же до конца жизни будут смотреть в горизонт и пытаться сбежать и сломать систему( читали книгу «Чёрный красавчик?» а ведь это прям аналогия) Так и с ребёнком: ограничивая его системой и требуя от него хороших оценок за знания, которые он от природы любил получать просто потому что он родился в этом мире, мы убиваем в нем любовь и тягу к ним. И сначала мы делаем из них несчастных детей, а впоследствии - несчастных взрослых, которые не любят свою работу, они не понимают чего они хотят, подростки не знают куда им идти учится, они не видят своё любимое дело. Потому что все, что делала система вкупе с критикой родителей- она убивала в детях любовь к своему делу и к своим знаниям. Помню как я подошла после первого курса института к отцу и сказала, что поняла, что это не то, чем бы я хотела заниматься, я хочу попробовать другое, что было бы мне намного интереснее, на что отец отреагировал негативно и сказал, чтобы я выбросила этот бред из головы, ведь главное - это диплом( который благополучно пылится в шкафу). Жалею ли я, что получила не то образование? Нет не жалею, эти знания мне тоже приносят много пользы в жизни, но это никогда не станет моим любимым делом, работой. Я могла бы получить их и без образования. ( я лингвист и переводчик если что. Но это было уже давно и неправда, 80% знаний «сгорели», потому что не понадобились) И вот я получаю эти знания сама. Но всем же нужен диплом😂😂😂 Поэтому слушайте своих детей и дайте им возможность быть собой. Это так просто сделать человека счастливым: дать ему, что он просит. Как сказал Йоханссон Иттен «Если вы, не зная законов владения цветом, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом "незнании". Но если вы в своем "незнании" шедевры создавать неспособны ,то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний.»
P.S. Прошу прощения за формат позже разобью на абзацы и отредактирую ошибки. И все вышеописанное не является поводом оскорбить отличников или усомниться в их знаниях, ничего личного, как говорится.














