Сирия-Иордания-2
Как мы отдохнули!(рассказы и фото)В тридевятом королевстве (маленький ликбез)
Да, Абдалла II был намного приятней своего сирийского коллеги. К тому же потомок пророка Мухаммеда в 40-м колене. Его отец – покойный король Хусейн I, до сих пор любимец страны.
В начале XX в. шариф Хусейн, возглавлявший древний род Хашимидов, поднял местные племена на борьбу с Османской империей. За это Британия позволила его сыну Абдалле возглавить учрежденный ею эмират Трансиорданию. Несмотря на должность, шейх был беден и отличался от обычных бедуинов только тем, что палатка его ставилась не на четырех кольях, как у всех, а на шести. После Второй мировой войны Иордания получила независимость и статус королевства, а шейх стал королем Абдаллой I. Он правил до 1951 г., когда в иерусалимской мечети аль-Акса ему прострелил голову портной. Маленький внук Хусейн в этот момент стоял рядом, чудом остался жив и стал следующим королем, так как его отцу Талалу диагностировали шизофрению.

До 18 лет Хусейн учился в Британии и вернулся оттуда совершенно западным человеком. Маленький король (ростом 1 м 55 см) был любителем дискотек, женщин и французских вин, прекрасно стрелял, плавал, великолепно управлял истребителем, пассажирским лайнером, автомобилем, яхтой.

Его жизнь была похожа на фильм об агенте 007. Хусейну удалось выжить после более чем двадцати покушений: его самолет был обстрелян сирийцами, домашние животные отравлены, капли от насморка подменены кислотой, которая проедала эмаль на умывальнике, подложена бомба, в пищу добавлен яд… Вечерами венценосный авантюрист переодевался в простого таксиста и колесил на старом «форде» по городу, узнавая, как живут рядовые иорданцы. Эту манеру развлекать своих подданных переодеваниями впоследствии перенял его сын Абдалла.
Во внутренней политике Хусейн I опирался на преданную бедуинскую армию и разведку. В отличие от нефтяных соседей Иордания была бедна, и король сделал ставку на образование, повторяя: "У нас нет ресурсов, но есть мозги". Вскоре арабским странам, напитанным нефтью, понадобились специалисты, и Иордания начала поставлять лучших менеджеров, управленцев высокого уровня, технических специалистов в Ирак, Кувейт, Саудовскую Аравию, что обеспечило стране приток капитала.
Во внешней политике Хусейн пытался лавировать между недружелюбными соседями и сдерживать арабо-израильский конфликт. При этом любимыми формами политической деятельности короля были посредничество (особенно тайное) и создание коалиций.
Осложняло жизнь Иордании нашествие палестинцев, которые изгонялись с территории Израиля и западного берега реки Иордан в два захода - в 1948 и 1967 гг. В ходе арабо-израильской войны 1967 г. Иордания потеряла свои земли к западу от реки Иордан. Тогда Хусейн позволил партизанским формированиям Организации освобождения Палестины (ООП) во главе с Ясиром Арафатом проводить операции против Израиля с территории Иордании. Однако к 1970 г. партизаны вконец охамели и затребовали самостийности. Король огорчился, лично возглавил армию и в течение недели ликвидировал неблагодарных.
Впоследствии Хусейн начал сложную игру, пытаясь улучшить отношения с арабскими странами и ООП, избегая при этом конфронтации с Израилем и поддерживая дружественные отношения с США. В арабском мире союзником Иордании долгое время был Ирак. Ирано-иракская война принесла стране процветание: все поставки воюющему союзнику шли через Иорданию, она и сама производила мелкую переработку и сборку. Но после заявления короля, что Ираку лучше было бы без Саддама Хусейна, старые друзья иракцы отвернулись от бывшего союзника.
Король Хусейн был четырежды женат и воспитал 12 детей: пять принцев, шесть принцесс и одну приемную дочь. Король удочерил ее после катастрофы самолета Москва-Амман, упавшего на жилой дом. В той катастрофе погибли все, кроме восьмимесячной девочки.
Первая жена короля Дина абдель Хамид провинилась тем, что смогла родить лишь одного ребенка - дочь Алию. Второй стала англичанка Антуанетта Гардинер, названная Муной, - мать сегодняшнего короля Абдаллы II. Это была настоящая любовь, длившаяся всю жизнь.

Когда Хусейн собрался вступать в третий брак, он очень не хотел расставаться с Муной, однако та не смогла делить любимого ни с кем и настояла на разводе. Впрочем, жить вдали от любимого она тоже не смогла и осталась в Аммане. Когда соперница, третья жена Алия, погибла в авиакатастрофе, Муна заменила мать ее детям.

Высокое положение Муны при дворе и близость к Хусейну сохранялись и во время его четвертого брака, несмотря на недовольство новой королевы Нур.
Нур - Лайза Халаби, дочь президента авиакомпании Раn American World Airway, арабка по отцу, родилась и выросла в Америке. Когда она познакомилась с Хусейном, ей было 26 лет, а ему - 42. Заметив привлекательную служащую "Королевских иорданских авиалиний", король пригласил ее позавтракать. А после завтрака предложил отправиться в путешествие по его стране. Вскоре юная знакомая спешно приняла мусульманство и стала законной женой Хусейна и королевой Иордании.

За двадцать лет царствования новая королева так и не научилась бегло говорить по-арабски и всю энергию тратила на борьбу с соперницами, обеспечивая своим детям путь к трону. Пасынки и падчерицы в ответ прозвали ее «королевой из ЦРУ». Простые иорданцы тоже не приняли Нур и окрестили «американкой», а потом и вовсе еврейкой, дальней родственницей Ицхака Рабина. После смерти монарха его дети от брака с Нур потеряли право на престол, а сама королева оказалась в опале. Последним утешением ей стало помещение ее портрета в компании 20 самых красивых женщин планеты в так называемую «Капсулу столетия».

Когда король умер, страна обезумела от горя – почти никто из сегодняшних граждан не помнил Иордании без Хусейна.
На трон Иорданского Хашимитского королевства взошел Абдалла II, сын Муны, наиболее прозападный и просвещенный из арабских лидеров. Как в свое время отец, Абдалла ведет активный образ жизни: мотогонки, самолеты, прыжки с парашютом, восточные боевые искусства.

Вместе с короной Абдалле достались и нерешенные проблемы: долг в 6 млрд долл., почти 30 процентов безработных при населении 5 млн человек, а также дефицит водных ресурсов. Вода в стране очень дорога. Еще 5 лет назад с высоты птичьего полета можно было любоваться голубой гладью озера Азрак. Сегодня его не существует – выпили.

Жена молодого короля – королева Рания - так же божественно красива, как и ее предшественница. Несмотря на свое палестинское происхождение, она активно борется за права мусульманских женщин и ведет светский образ жизни.

И вот столица – Амман. Улицы беспорядочно завиваются вокруг гигантских кочек, на которых лепятся низкорослые светлые кубики новостроек. Когда-то Амман назывался Раббат Аммон, фараон Птолемей II переделал его в Филадельфию, потом город умер на многие века, и его роскошный амфитеатр пророс травой. В ХIХ в., после Кавказской войны, сюда из России потянулись непокоренные черкесы и чеченцы. Турки, тогдашние оккупанты, предложили селиться беженцам именно здесь, на руинах старого города. Дикие кавказцы стали живым щитом от не менее диких бедуинов. В 1921 г. эмир Абдалла сделал Амман столицей эмирата Трансиордания и встал там палаточным лагерем, как заправский бедуин. Капитальное строительство началось недавно, поэтому Амман безлик, как все молодые города.
Попутчики пересаживают нас в местное такси, и через полчаса мы в окутанной сумерками Мадабе. Заселяемся в крохотный номер отеля «Мариам», с кроватей тянут крахмальные шеи лебеди, скрученные из полотенец. Под перилами балкона – тьма, усеянная огоньками. Среди них почти нет зеленых – мечетей: Мадаба – христианский город.
Когда-то здесь был богатый византийский город с десятками храмов, роскошными виллами. Жители всерьез увлекались мозаикой и выкладывали ею все плоские поверхности. И в этом им не было равных. Но страшное землетрясение 749 г. поглотило город. В 1880-е гг. разбуянившиеся в Караке мусульмане довели-таки христиан, и те решили гордо дислоцироваться по соседству. Когда начали строиться, наткнулись на мозаичные полы, очень обрадовались сокращению строительных работ и водрузили свои дома на них. Так и топчут до сих пор древние мозаики.