Детки из клетки: каждый малыш должен расти в семье
1 июня благотворительная организация «Детские деревни SOS» запускает акцию «Малышу нужна семья»#МалышуНужнаСемья.
В Международный день защиты детей благотворительная организация «Детские деревни SOS» запустила социальную кампанию «Малышу нужна семья», чтобы рассказать о том, насколько вредно детям от 0 до 4 лет даже самое краткосрочное пребывание в Доме ребенка.
С годами ученые и эксперты выяснили, что детей младше четырех лет категорически нельзя помещать в интернатные учреждения. Дети, попавшие туда даже на короткое время, страдают от нарушения эмоциональных связей и расстройства привязанности. Это приводит к серьезным задержкам в развитии, иногда необратимым.
О том, какие трудности в развитии являются основными и почему – рассказывает психолог благотворительной организации «Детские деревни SOS Лаврово» Наталья Мезенцева. Комментирует рассказ психолога многодетная приемная мама «Детской деревни SOS» – Ирина.
Она взяла ребенка, когда ему был один год и 9 месяцев, а до этого он 14 месяцев находился в Доме ребенка. В Дом ребенка попадают дети до 3 лет. После достижения этого возраста ребенок переводится в другие учреждения социального обеспечения.
1.Трудности успокоения и регуляции своего состояния. В норме ребенок, сталкиваясь с какой-то пугающей ситуацией, будет стремиться найти утешение рядом со своим взрослым. Но особенность детей из интернатных учреждений заключается в том, что взрослый не воспринимается ребенком как «безопасная гавань», рядом с которой можно найти поддержку и утешение. Малыш может очень долго плакать, не успокаиваясь в присутствии взрослого. Дети из учреждений зачастую прибегают к другим формам регуляции – самостимуляция: малыши могут раскачиваться, стукаться головой, иметь зависимость от еды.
Комментарий приемной мамы:
«В учреждение мой малыш, которого мы взяли в семью в год и девять месяцев, попал, когда ему было семь месяцев. Он провел там больше года. Но за год в нашей семье он многому научился. И, самое главное, свое любимое битье головой как способ успокоения, он забыл навсегда.
У нас появился новый ритуал с малышом: папа утром перед садиком приносит мне его на кухню, он сидит у меня на ручках еще в трусиках, я его обнимаю, целую, он сонный с полузакрытыми еще глазками прижимается ко мне и постепенно просыпается.
И так у него должно проходить каждое утро. Если по каким-то причинам у нас не получается все это сделать, куда-то торопимся или еще что-то, то у него портится настроение на весь день. Вот так он привык, что утром мама должна его покачать и пообнимать. Иной раз я о чем-то задумаюсь и просто его держу на руках, и тогда он сам начинает раскачиваться, сообщая мне, что его надо именно покачать».
2.Неизбирательность общения, отсутствие сформированного представления «свой-чужой». Дети из Домов ребенка не имеют возможности строить продолжительные отношения с одним взрослым. Поэтому у таких детей часто можно наблюдать, что каждый, обративший внимание, уже «свой». Другой вариант сложностей, когда ребенок вообще никому не доверяет, для него все -«чужие». Малыш может отказываться от тактильного контакта отворачиваться, когда к нему обращаются, испытывать привязанность к игрушке или питомцу, совершенно игнорируя взрослых.
Комментарий приемный мамы:
«У нас был именно такой случай: первое время он вообще ни к кому не шел, никому не доверял и не давал до себя никому дотронуться. Он не понимал, зачем его берут на руки. Не понимал, что мама может его укачивать, петь ему колыбельную, чтобы он успокоился и уснул. Когда я так делала, он вырывался и кричал. Он не понимал, чего от него хотят и что таким образом можно заснуть. Но постепенно он стал привыкать, что это дом, здесь мама, папа, братья и сестры. И теперь он ведет себя как все дети – бегает и прыгает, обнимается с братьями и сестрами, полностью нам доверяет.
Я могу сказать, что сейчас за год малыш колоссально изменился. Всей нашей семьей была проделана очень большая работа, чтобы он так изменился. Если бы он оставался в Доме ребенка, я не думаю, что он бы изменился. Я думаю, что он просто остановился бы в развитии и все. Если бы он еще год там пробыл, то его развитие было бы снижено еще больше».
3.Снижение познавательной активности, интереса к миру. Если малыш находится в состоянии благополучия, все его потребности удовлетворены, то он будет заниматься познанием мира. Дети в домах ребенка отличаются низким уровнем активности, слабым интересом к игрушкам и окружающему миру потому, что «потребность в привязанности и безопасности» и «потребность в познании» не могут быть активированы одновременно. Развитие возможно только в точке покоя. Если потребность в привязанности не удовлетворена (у ребенка нет взрослого, который за него отвечает, заботится, защищает), то потребность в познании подавляется. Поэтому малыши оттуда очень пассивны, не умеют играть, как будто внутренний импульс изучать этот мир у них подавлен, выключен.
Комментарий приемный мамы:
«Так и было. Наш малыш просто сидел или бился головой. В игрушки он не играл вообще. Он не понимал, что такое игрушки, кидал их и ломал.
И вот только спустя год наших с ним занятий он очень изменился. Сейчас он совсем другой: он играет в игрушки, он спокойно гуляет, и мультики по телевизору может посмотреть, и разговаривать начал. За год он научился говорить целыми предложениями.
То есть если раньше год назад он у нас вообще не говорил, ни во что не играл, и ничем не интересовался, то сейчас у него очень большие познания, и ему все надо. Активный и интересующийся ребенок у нас теперь. Его изменения начались по маленьким капелькам. Каждый месяц у него вырабатывается какое-то новое умение, и мы так этому радуемся! Он может сказать о машине «красная» или о покрашенной дома стене – «белая». А этого ничего раньше не было».
4.Задержка в развитии эмоционального интеллекта, социальных навыков взаимодействия. Многие дети в детских домах способны к переживанию только сильных первичных аффектов – страха и злости. Тонкие чувства, такие как обида, грусть, сопереживание малыши не проявляют. Такие способы взаимодействия, как поделиться с другом, играть по очереди, проводить время в совместной деятельности тоже бывают недоступны детям, проживающим в Домах ребенка. Это происходит потому, что дети в Домах ребенка не имеют возможности получать опыт утешения и внимания, чуткости к их эмоциональным потребностям и состояниям. Поэтому их реакции по отношению к окружающим становятся механистичными или отстраненными. Потребуется долгий путь и новый опыт заботы и внимания в приемной семье, чтобы малыш научился дифференцировать и выражать такие чувства, как обида, грусть, сопереживание.
Комментарий приемный мамы:
«Я впервые столкнулась с тем, что дети могут так себя вести и так реагировать на мир вообще. Для меня, как для мамы это было очень страшно. Я даже плакала первые два месяца, мне его было так жалко, что с ним такое происходит. И что я ничем не могу ему помочь. То есть я понимала, что должно пройти время.
И так и случилось: спустя год он теперь совсем другой. Благодаря тому, что ребенок находился дома в семье в постоянной заботе и внимании он стал по-другому себя вести. Ему захотелось быть с нами, понимать нас, играть с нами, повторять то, что делают старшие дети. Он стал хвостиком ходить за папой или все время обниматься с мамой.
Весь год мы с ним очень активно занимались, не оставляли его ни на минуту и во все вовлекали. Мои старшие дети – особенно девочки – очень полюбили с ним играть. С мальчиками он садится у нас делать уроки и даже пытается держать ручку, что-то писать. Какие-то каракули на листочке или рисовать.
Наша семья, окружение очень сильно повлияло на его поведение и привычки. И я очень рада, что он попал к нам в таком юном возрасте, и мы успели многие процессы остановить и выровнять развитие ребенка так, как развиваются все дети в домашней среде».
Для роста и развития наш мозг нуждается в правильной стимуляции. Для маленького ребенка первых лет жизни – это ласковые прикосновения, персональное внимание, чуткая забота и своевременный отклик со стороны взрослого. Но чем дольше ребенок находится в Доме ребенка в возрасте до 4-х лет, тем серьезнее наносится вред. При этом принятие в семью помогает улучшить его развитие и преодолеть некоторые негативные последствия, возникшие в результате проживания в учреждении.
С помощью акции «Малышу нужна семья» благотворительная организация «Детские деревни SOS» хочет привлечь внимание общества к проблеме пребывания малышей в Домах ребенка и еще раз поставить вопрос о необходимости постепенного сокращения этих учреждений и развития сети профессиональных семей, которые смогли бы обеспечить пребывание малышей в семейных условиях до устройства в постоянную приемную семью или на усыновление, или, если это возможно, до возвращения их в родную семью.
Детские деревни – SOS помогают семьям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, чтобы дети остались жить в семье и не попали в сиротское учреждение. Семьи получают комплексную профессиональную поддержку и учатся самостоятельно справляться со своими проблемами. Работа специалистов (психологов, юристов, социальных педагогов) возможна только благодаря пожертвованиям компаний и неравнодушных людей.
Помогите детям сохранить родную семью – поддержите работу «Детских деревень SOS»!