Гиперактивный ребенок (СДВГ): как вести себя родителям
Дети бывают разными. Кто-то от природы тихий, спокойный, меланхоличный. Кто-то наоборот, активен и любознателен. Есть и такие, которые доставляют немало беспокойства окружающим своим поведением. Речь идет о детках с СДВГ — синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Из статьи вы узнаете, в каких случаях нужно обращаться к врачам, как помочь гиперактивному ребенку и как проводится лечение. И реально ли это — повлиять на таких деток и их поведение?
Что такое гиперактивность
СДВГ — одна из самых частых патологий, которая приводит к трудностям поведения и обучения. Встречается у 4,0 — 9,5% детей старшего дошкольного и школьного возраста. Обусловлен повреждением головного мозга и его последующей дисфункцией. Проявляется повышенной возбудимостью, чрезмерной речевой и двигательной активностью, снижением внимания, импульсивностью.
Характерны эмоциональная неустойчивость, нервное напряжение, что приводит к нарушениям поведения, избыточной подвижности. Но это не проблема воспитания, а потребность дошкольника сбросить напряжение. Маленький человек не виноват — он из-за особенностей функционирования головного мозга не умеет и не может вести себя по-другому.
Тем не менее, то, как себя ведет гиперактивный ребенок, доставляет массу неудобств. Сначала маме, затем воспитателям, педагогам детского сада и учителям. Возможны конфликты с ровесниками.В итоге возникают комплексы, психологические проблемы.
Если вовремя поставить диагноз и начать коррекционную работу, поведение деток можно исправить таким образом, что они смогут обучаться, получить образование, адаптироваться в коллективе и вести обычную жизнь в социуме. Без своевременной помощи нарушения поведения сохраняются в подростковом возрасте, во взрослой жизни, препятствуют нормальной социализации.
СДВГ — признаки
Не каждый подвижный ребенок является гиперактивным. Что поставить диагноз СДВГ, необходимо присутствие следующих симптомов (их называют триадой):
- импульсивность;
- гиперактивность;
- дефицит внимания и рассеянность.
Первые симптомы появляются в среднем или старшем дошкольном возрасте, редко — после 7 лет. Именно в этот период появляются проблемы в воспитании и обучении. Крохе сложно сосредоточиться на занятиях, нет усидчивости и самостоятельности.
В зависимости от того, какой признак преобладает, выделяют два подтипа: с повышенной активностью и с дефицитом внимания. Когда оба признака присутствуют в равной мере, говорят о смешанном подтипе. Разберем эти подтипы подробнее:
- Гиперактивный ребенок излишне подвижен. Усидчивость — не его сильная черта. Практически постоянно в движении: встает, бегает, крутится. Даже когда просто сидит, то поеживается, болтает ногами, руками. Движения не всегда целенаправленные. Он не поклонник спокойных игр. Также ему трудно сдержаться, когда нужно дождаться своей очереди в игре. Дошкольник или школьник постоянно выкрикивают ответ с места на занятиях, при этом даже не дослушав вопрос. К тому же, вмешиваться в чужие разговоры, перебивать других ребят, много разговаривать — привычное для них дело;
- Дошколёнок с дефицитом внимания часто совершает ошибки, не может сосредоточиться на чем-то одном. Со стороны кажется, что он не слышит и не слушает, когда к нему обращаются другие люди, что он небрежен. Внимание рассеяно, из-за чего не удается выполнять задания и доводить начатое дело до конца. Даже когда есть конкретная инструкция по шагам, возникают трудности: при выполнении заданий, работы по дому. А про самостоятельные занятия и говорить не нужно — дошкольник постоянно отвлекается. Особенно его напрягают задания, которые требуют умственного напряжения. Любой шум, разговор — он тут же переключается на них. Может терять вещи, при этом даже не помнит, где и как это произошло.
Чтобы поставить диагноз СДВГ, а маленького человечка должны присутствовать как минимум 6 из перечисленных признаков в течение полугода и более.

Как ведут себя гиперактивные дети
Гиперактивные дети дошкольного возраста ведут себя иначе по сравнению со сверстниками. Первые симптомы мама может заметить уже в грудничковом возрасте. Младенцы раньше начинают переворачиваться, ползать, а потом садиться и ходить. Несмотря на свою активность, они не засыпают от усталости, а перевозбуждаются и начинают капризничать. Став постарше, постоянно норовят куда-то залезть, что-то открыть, что-то потрогать. Не осознают опасность своих действий.
Сон непродолжительный. При этом малыш засыпает с трудом, спит чутко, просыпается от любого шороха. Самостоятельно заснуть после пробуждения он не может, маме приходится длительно его укачивать.
Незнакомая обстановка, чужие люди, шум, громкие звуки — дополнительный раздражающий фактор. В этих условиях малыш перевозбуждается, начинает капризничать. Даже в спокойной обстановке кроха не может надолго задерживать внимание на одной игрушке: быстро отвлекается на другую.
Будучи школьником, гиперактивный ребенок и сам не занимается, и мешает вести уроки, отвлекает одноклассников, подает отрицательный пример для других. Постепенно, по мере взросления, признаки затухают, но не исчезают совсем. Человек остается подвижным, суетливым, импульсивным: совершает необдуманные поступки, ему трудно рассуждать логически.
Дефицит внимания проявляется неспособностью выполнять задания в школе и дома. Это становится заметным, когда он остается без посторонней помощи: без подсказок ученик не может справиться ни с одной задачей. Тяжело ему даются те упражнения, где требуется усидчивость, внимательность, и те, где нужно прикладывать усилия, подумать. Напротив, в играх, динамичных занятиях они могут преуспеть.
В подростковом возрасте нарушения не такие выраженные. Но всё же подростки в отличие от ровесников несамостоятельные, безответственные, безрассудные, не склонные подчиняться общественным нормам поведения. При этом они ведомы, поэтому часто попадают в плохие компании, совершают правонарушения.
У 20 — 35 % пациентов проявления СДВГ сохраняются во взрослом возрасте и проявляются рассеянностью, забывчивостью, безынициативностью, неспособностью довести начатое дело до конца. Характерны частые проблемы в личной жизни.
Гиперактивность и темперамент ребенка
Следует различать гиперактивного ребенка и обычного активного. Обе группы детей подвижны, но врожденными темпераменту, при котором нет нарушений мозговых функций, характерны следующие отличительные признаки:
- нормальное засыпание, сон достаточный и крепкий. Если просыпается, повторно засыпает без укачиваний, маминой груди;
- активность, подвижные игры не влияют общее состояние. После них ребята самостоятельно успокаиваются и быстро засыпают;
- дитя осознает свои действия, понимает, что может быть опасным, избегает их, испытывает страх;
- понимает слова «нет» и «нельзя»;
- спокойно общается с другими детками, что важно в детском в саду, делится со своими игрушками;
- не проявляет агрессии к людям;
- активность не препятствует нормальному развитию, в том числе умственному, общению с другими людьми.
Причины патологии
Относительно факторов риска ведутся исследования. Большинство специалистов считают, что у гиперактивных детей дошкольного возраста причиной нарушений может быть поражение головного мозга.
Это может произойти как в пренатальном периоде, так и в постнатальном:
- Пренатальные факторы СДВГ — токсикозы, угроза, неправильное питание, многоводие, вредные привычки мамы, болезни мамы (особенно опасны инфекционные), стрессы, профессиональные вредности, внутриутробные нейроинфекции, родовая травма, токсины (тяжелые металлы, синтетические и растительные токсины), гипоксия, резус-конфликт;
- Постнатальные факторы — преждевременные роды, незрелость структур головного мозга, задержка внутриутробного развития, асфиксия в родах, особенности воспитания, дефицит витаминов, микро и макроэлементов в рационе, повторение детьми поведения других людей, особенное строение центральной нервной системы, эндокринные нарушения, конфликты (с родителями, сверстниками), эпизоды насилия в семье, психологическая травма.
Особенно сложная ситуация — когда у гиперактивного ребенка присутствует несколько факторов. Например, недоношенность, последствия которого усугубились черепно-мозговой травмой в дошкольном возрасте.
Что делать родителям гиперактивных детей
Первые шаги, которые необходимо сделать родителям — признать то, что с их малышом не всё в порядке, и обратиться за помощью к специалистам. Нередко мамы и папы не обращают внимание на поведение чада, считают, что это возрастное и пройдет самостоятельно. В некоторой степени они боятся, что скажут знакомые, родственники, боятся, что над их чадом начнут насмехаться. Нужно помнить: чем раньше вы начнете коррекцию, тем выше шанс, что она будет успешной. Не упустите это время.
Гиперактивным ребенком занимаются несколько специалистов: невролог, педиатр, психолог, в некоторых случаях — психиатр. На первом этапе проводят диагностику, после чего подбирают лечение.
Диагностика
Во время диагностики СДВГ специалисты исключают болезни нервной системы, психические расстройства и нарушения развития: эпилепсию, тревожные расстройства, шизофрения, расстройств аутического спектра, эндокринные патологии, последствия черепно-мозговых травм, тугоухость. Также причиной поведения могут быть возрастные кризисы: 2-х лет, 3-х лет: в этом случае также нужна помощь врача.
Важны такие методы обследования, как беседа с гиперактивным ребенком и с его родителями, осмотр, наблюдение за поведением, тестирование.
Для подтверждения или исключения сопутствующей патологии могут назначить общий анализ крови, биохимический анализ крови, ЭКГ, рентген черепа, электроэнцефалограмму, МРТ, КТ и другие.
Лечение
Если диагноз гиперактивный ребенок подтвердится, назначают коррекцию. Родителям нужно пересмотреть многие аспекты жизни. Цель терапии: реализация дошкольника как личности, нормализация психологической обстановки, выработка навыков контакта с окружающими людьми, повышение самооценки, поиск сильных сторон, достижений.
Достичь этого помогут:
- Помощь семье — семейная терапия, которая должна улучшить взаимодействие между членами семьи, сформировать у мам и пап навыки воспитания детей с гиперактивностью. В результате тренингов родители будут знать, как успокоить гиперактивного ребенка, как развить его сильные стороны и повысить взаимопонимание с ним;
- Психолого-педагогическая коррекционная работа — подразумевает перестройку учебного плана, подбор материалов в индивидуальном порядке, что позволит повысить возможности успешного обучения. Обычно детей переводят в специализированный класс;
- Психотерапия — работа с гиперактивным ребенком, формирование у него навыков общения, раскрытие его способностей, выработка навыков преодоления трудностей;
- Медикаментозное лечение длительное. Применяются препараты различных групп, но чаще всего ноотропы, в частности препараты гопантеновой кислоты. Ноотропы стимулируют формирование высших психических функций — внимание, память, контроль психической деятельность, речь. Помогают детям адаптироваться к окружению.
Работа с психологом
Разъяснения и советы психолога помогут разобраться родителям, почему у детей развивается нарушение поведения, какие проявления могут быть, как вести себя и как воспитывать. Маме и папе важно понять, что данное нарушение поведения — это не их вина, не тем более малыша.
Вот рекомендации, которые позволят улучшить взаимопонимание с гиперактивным ребенком:
- Установите правила поведения. Они должны быть конкретными (не «быть вежливым», а «нельзя перебивать, когда говорят другие»), понятными, выполнимыми. Придерживайтесь их постоянно;
- Когда общаетесь с малышом, и он не слышит вас, установите контакт экологичными способами. Можно дотронуться до его руки, плеча, развернуть к себе. Не кричите и не ругайте его;
- Обеспечьте безопасный быт;
- Выработайте режим, который нужно соблюдать всем членам семьи ежедневно, включая выходные и праздники. Прием пищи, прогулки, занятия, водные процедуры, отход ко сну и утренний подъем должны быть в одно и то же время;
- Предстоит сложная задача? Разбейте его на шаги;
- Хвалите за успехи, за достижения;
- Ищите сильные стороны крохи, то, занятия, которые он выполняет лучше всего, и развивайте их — так вы повысите самооценку. Кроме того, он будет заниматься с удовольствием;
- Найдите занятие, во время которого гиперактивный ребенок сможет выплеснуть скопившуюся энергию — спорт, игры, бег, езда на велосипеде;
- Следите за своим поведением — приступы агрессии, гнева при детях недопустимы. Также не позволяйте себе и другими общение на повышенных тонах в присутствии малыша;
- Разговаривайте с гиперактивным ребенком о нормах поведения в обществе. В беседе акцентируйте внимание на положительных сторонах личности дошкольника.
Заключение
Если заметили необычное в поведении малыша — не откладывая проконсультируйтесь со специалистом. Не поддавайтесь панике, не ищите виноватых. Вместо это спокойно и планомерно выполняйте рекомендации врача. Только так вы сможете улучшить ситуацию и прогноз. Не забывайте, что лучшее лекарство — это ваша любовь и понимание! Пусть у вас всё получится!