Кризис 7 лет у ребенка
В психологии возрастным кризисом 7 лет называют этап развития, когда ребенку по-новому открывается понятие взрослости. Он сопровождается формированием новых черт личности, умений. Период непростой для ребят и родителей. В статье расскажем, что происходит с вашим чадом, как его понять и помочь.
Психология кризиса 7 лет
Переходный период начинается в промежутке от 6 до 7,5 лет. Проявляется он у ребят по-разному и зависит от индивидуальных особенностей развития, обстановки и отношений в семье, психологической готовности к школе.
В 6 — 7 лет дитя переходит из дошкольного возраста в младший школьный. Он взрослый, на него возлагаются новые обязанности. Это испытание для психики. Чем она крепче, тем легче и быстрее дитя пройдет детский кризис 7 лет.
Еще один фактор — новые качества, которые приобретают ребята. В психологии они называются новообразованиями.
Психология семилетних детей
С ребятами в этом возрасте происходят колоссальные изменения.
Осознанная привязанность к родителям
На новое качество указывает психолог Любовь Петрановская. Привязанность дитя к родителям огромна, глубока, многогранна и осознанна. Ребята, которые чувствуют заботу, любовь и поддержку мамы и папы, к 7-ми годам готовы делиться своей поддержкой и защитой с другими людьми. С этим связана очередная сепарация. Она протекает на внутреннем, глубинном уровне, проявление ее спокойнее, чем у трехлетних малышей.
Произвольность поведения, развитие эмоционального интеллекта
Кризис в 7 лет у ребенка характеризуется утратой ситуативных реакций и непосредственности. Ребята осознают себя взрослыми, стремятся соответствовать новому статусу: контролировать свои эмоции, следовать правилам, управлять желаниями. Первоклассники становятся серьезными, сосредоточенными — от непосредственности не остается и следа.
Осознание собственных переживаний
Ребятам открывается их внутренний мир. Они осознают себя как личность, свои отличительные черты. Понимают, какие чувства испытывают: «Я злюсь», «Я грущу».
Позиция школьника, взрослого
Детский кризис 7 лет связан с изменением деятельности. У первоклассников ведущая деятельность — учебная. Они осваивают новую роль, учатся новым формам поведения. Стремятся общаться со старшими, избегают общения с малышами. Им нравится говорить на «взрослые» темы.
Причины возрастного кризиса 7 лет
По мнению великого детского психолога Л.С. Выготского, 7 лет — это период перехода от одного этапа развития к новому. Это переломный момент, поэтому сложностей не избежать. Изменения коснутся воспитания и поведения чада.
В психологии называют такие причины кризисного периода:
- Становление социального «Я». Роль школьника, новое представление о «взрослости», социальные контакты;
- Формирование новых черт личности. До 6-ти лет детишки подсознательно перенимают черты мамы и папы. С семилетнего возраста они начинают проявлять их ради достижения желаемого. Ложь, хитрость, шантаж неприятно видеть в чаде. На этой почве могут возникать конфликты;
- Несоответствие между требованиями, запретами родителей и возможностями, желаниями чада. Пересмотрите правила общения с сыном, дочкой. Давайте больше свободы, «отмените» запреты, которые изжили себя по мере взросления дитя;
- Становление взглядов и морали. На мировоззрение школьника будут влиять взгляды одноклассников, учителей. Ему нужно время, чтобы разобраться в собственном мнении и взглядах на жизнь;
- Противоречия в воспитании. Речь идет об ошибке со стороны родителей. В одних ситуациях они подчеркивают, что дочка, сын уже взрослый, в других — противоречат сами себе. Чадо не знает, как вести себя. В кризисные периоды важность последовательности в воспитании огромна;
- Новые телесные ощущения. Первоклассники становятся выше, худее. Тело готовится к подростковому периоду. Ребятам нужно время привыкнуть к своему телу, его возможностям.
Прекрасная идея — записать сына, дочку в спортивную секцию. Это фундамент для формирования здорового образа жизни, укрепления тела.
Особенности проявления детского кризиса 7 лет
В психологии симптомы разбивают на 3 группы.
Первая группа признаков — нарушение правил общения в семье. Чадо упрямится, грубит, игнорирует просьбы, спорит, портит игрушки.
Вторая группа симптомов — подражание взрослым. Дитя жеманничает, кривляется, говорит писклявым голосом, паясничает. Клоунада, вертлявость, неестественное поведение, шутовство вызывают негативные эмоции и осуждение, а не улыбку умиления. Когда взрослые делают замечание или критикуют поведение, ребята обижаются.
Третья группа симптомов — стремление к самостоятельности. Чадо старается помочь по хозяйству, интересуется семейными вопросами и хочет участвовать в их обсуждении, берет на себя новые обязанности.
Продолжительность возрастного кризиса 7 лет зависит от того, как быстро сформируется и укоренится в создании новая система мировоззрения.
Тактика поведения родителей при детском кризисе 7 лет
Ваша задача — помочь чаду пройти кризис с пользой и без психологических травм. Вот несколько правил от психологов.
Придерживайтесь одной линии поведения. Признали, что дочка, сын вырос? Независимо от ситуации, относитесь к нему как ко взрослому. Соблюдайте меру: не «грузите» разговорами о наступившей «взрослости», не сваливайте на него обязательства не по возрасту.
Дайте свободу в пределах разумного. Это нужно для формирования личности и взросления вашего дитя. Гиперопека в этом возрасте вредит и обостряет детский кризис 7 лет. Не стелите соломку на каждом шагу. Не контролируйте — учитесь доверять чаду.
Уважайте. Самого ребенка, его друзей, увлечения, проблемы, желания. Это его мир, ценности. Покажите, что это значимо для вас.
Вникайте. У сына, дочки проблемы в школе, с одноклассниками, учителями или успеваемостью? Не игнорируйте, не критикуйте — поддержите, помогите, подключитесь.
Принимайте. Ваше дитя — такое, какое есть. Со своими ошибками, неудачами, привычками, качествами. Не критикуйте его, не сравнивайте с другими детьми, не высмеивайте. Этим нанесете ему душевную травму, потеряете контакт и усугубите кризис в 7 лет у ребенка.
Соблюдайте границы. Телесные наказания, вербальные оскорбления, унижение неприемлемы. Не давите, не заставляйте чадо.
Формируйте позитивное отношение к школе. Не высказывайтесь негативно об учителях, школе, системе образования.
Здоровый образ жизни. Дитя должно достаточно отдыхать. Не занимайте все время после школы секциями — не лишайте его детства. Повышенные нагрузки вредят деткам.
Учите преодолевать трудности. Это лучше, чем решать за чадо все проблемы. Пусть попробует сам найти выход. Учите правилам безопасности на улице — это лучше, чем до 11-го класса водить дочь за руку в школу.
Кризис в 7 лет у ребенка: как помочь
Приведем рекомендации детских психологов:
- Проводите с малышом больше времени. Находите общие занятия, интересы, увлекайте его;
- Показывайте свою любовь. Говорите о ней, обнимайте, целуйте сына, дочку. Поддерживайте, выслушивайте, сопереживайте. Обсуждайте любые темы, не уходите от щекотливых разговоров. Не перебивайте;
- Относитесь как во взрослому. Говорите на равных, уважительно. Дайте чаду возможность самому решать проблемы, выходить из ситуаций, выполнять домашние задания. Попросит — будьте рядом и помогите;
- Формируйте высокую самооценку. Поощряйте, хвалите за достижения, принимайте индивидуальность чада, не подавляйте инициативу, помогайте стать уверенным. Подключайте к обсуждению домашних дел, интересуйтесь мнением сына, дочки. Советуйтесь.
Помните: он — ребенок! У него должно быть время на игры. Вместе дурачьтесь, смейтесь, веселитесь.
Стратегия воспитания в возрастной кризис 7 лет
Психологи советуют родителям запастись терпением в этот период. Грамотные методы воспитания и здоровые отношения с чадом — залог успешного прохождения переходного этапа.
Серьезно относитесь к школьным проблемам. Вам они могут казаться пустяком, а для сына, дочки — трагедией. Оценивайте проблемы с позиции дитя. Поддержите, успокойте, помогите справиться с переживаниями и выйти из ситуации. Ваш малыш — тревожный, застенчивый и робкий? Будьте внимательны вдвойне.
Интересуйтесь школьной жизнью. Она не ограничивается оценками и домашними заданиями. Спрашивайте маленького школьника об отношениях с одноклассниками, учителями. Что нового он узнал за день, что хорошего произошло, что ему понравилось или нет.
Поощряйте самостоятельность. Поручите чаду собирать рюкзак, выполнять домашние задания, заводить будильник. Помогите при необходимости.
Будьте последовательны. Дитя должно знать: если что-то нельзя, то нельзя всегда. Аргументируйте запрет, объясните причину.
Забудьте о собственных амбициях. Хотите, чтобы сын учился лучше всех, чтобы сделать успешную карьеру? Отдали дочку на танцы, потому что сами хотели заниматься ими в детстве, но не получилось? Это ваши амбиции, не переносите их на дитя. Пусть занимается тем, чем хочет. И отличниками тоже становятся не все.
Придерживайтесь режима. Укладывайте и будите дитя в одно и то же время, чередуйте нагрузки и отдых, ограничивайте время пользования смартфоном.
Не требуйте — просите. От семилетки много требуют в школе. Постарайтесь дома просить о помощи, а не требовать. Это работает лучше, не вызовет острую реакцию, протест. Говорите мягко и спокойно.
Прощайте ошибки. Не ругайте за них, не читайте нотации. Это опыт чада. Помогите исправить ошибку, сделать выводы. И похвалите за желание сделать самостоятельно — инициатива важна.
Обратитесь к школьному психологу. Вы не можете наладить контакт с дочкой, сыном? Он агрессивен, неуправляем? Категорически отказывается идти в школу и ничего не рассказывает? В сложных случаях вам поможет специалист.
Психология кризиса у девочек и мальчиков
Ребята по-разному переживают возрастной кризис 7 лет.
У девочек его признаки проявляются ярче. Например, в школе ваша дочка может отлично учиться, а дома капризничать и истерить по любому поводу. Семилетние барышни соперничают за внимание симпатичного одноклассника или учительницы. Это приводит к конфликтам между девочками.
Хвалите дочку за достижения, говорите слова любви и комплименты. Она хочет выглядеть «по-взрослому»? Относитесь к этому снисходительно, без критики. Помогите сделать красивую прическу и подобрать модный образ. Спрашивайте о школьных подружках, отношениях с одноклассниками и учителем.
Семилетние мальчики проявляют себя, стремятся к лидерству. Хотят показать всем, какие они «крутые»: сильные, бесстрашные. Показывают они это через грубость, агрессию. Они задирают девочек, дерутся друг с другом. У них есть своя позиция, мнение — они высказывают и отстаивают его. Мальчишки неусидчивы и невнимательны, поэтому учатся хуже девочек.
Разнообразьте досуг сына. Отдайте в спортивную секцию, пусть ходит с папой в мини походы на выходных, играет в футбол на улице, катается на велосипеде — он выплеснет энергию, станет спокойнее.
Итог кризиса в 7 лет у ребенка
По окончанию переходного периода у семилетки формируются важные качества:
- Становится глубже привязанность к маме и папе. Он воспринимает их не просто как абстрактных родителей, а как своих — любящих, понимающих, готовых прийти на помощь. Например, трехлетний малыш при ссоре с мамой может кричать на нее и прогонять, пятилетний попытается преодолеть ярость, а семилетний сделает вывод: мама ругала, потому что любит меня и хотела, как лучше. По мнению Любови Петрановской, это главный итог кризиса в 7 лет у ребенка;
- Дитя вживается в новую социальную роль школьника. Он позитивно относится к школе, с удовольствием учится, дружит с одноклассниками;
- Растет открытая личность. Семилетка хочет узнавать новое, он увлечен. Стремится помогать другим, заботиться, поддерживать — это результат доброго отношения родителей;
- Совершенствуются коммуникативные навыки. Ребята заводят новых друзей, уважают учителя и взрослых. Соблюдают правила;
- Растет целеустремленная личность. Маленький человек ставит перед собой цели, стремится к высокому результату.
Итоги кризиса в 7 лет у ребенка зависят от родителей. Доброе, мягкое отношение помогает ему пережить период легко, формирует важные качества и навыки.
Школьная дезадаптация — результат ошибок в воспитании
Требование хороших оценок и поведения, игнорирование проблем, телесные наказания мешают семилетке качественно пройти детский кризис 7 лет. Последствие таких ошибок в воспитании — школьная дезадаптация. Маленький ученик ненавидит школу, учится без интереса, получает низкие оценки.
Он теряет уверенность в себе, самооценка снижается. Конфликтует с одноклассниками, учителем. Ситуация тяжелая и стрессовая для малыша. На фоне переживаний начинаются физиологические и психологические расстройства: бессонница, утомляемость, потеря аппетита, головные боли, тревожность.
Постарайтесь не доводить до этого. Ситуацию исправить сложно.