Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
С раннего возраста у ребят нужно формировать трудовые навыки и умения, учить уважать работу других. Уже с 1-го года можно начинать воспитание малыша: поручить ему убирать за собой игрушки, например. В статье поговорим о методах воспитания и развития детей в труде.
Цели трудового воспитания детей
Первый опыт малыш получает дома. Основная роль отводится родителям, позднее подключается детский сад. Воспитатель знакомит подопечных с трудом взрослых, передает навыки и умения, тренирует их на практике.
Воспитание детей дошкольного возраста в труде необходимо для формирования:
- Позитивного отношения к нему;
- Уважительного отношения к результатам деятельности;
- Стремления помочь взрослым;
- Личностных черт: самостоятельности, трудолюбия, ответственности, серьезного отношения к порученному заданию;
- Умственного и физического развития, расширения кругозора.
Дошкольный возраст подходит для этого лучше всего. Ведь ребята открыты новому опыту, любознательны и полны энергии.
Виды трудового воспитания детей
Педагоги выделяют оптимальные виды труда для дошкольников.
Самообслуживание — первый шаг к самостоятельности
Начните постепенно учить чадо одеваться. Сначала он научится снимать шапочку, носочки, кофточку — поощряйте стремления. Как только малыш научится выполнять одну манипуляцию, делегируйте ему задачу: отныне раздевается с прогулки он сам. Дитя говорит «Я сам!»? Отлично! Поощряйте любую инициативу.
Покажите крохе последовательность действий во время переодевания. Учите самостоятельно есть, умываться, мыть руки, вытираться полотенцем.
В детском саду навыкам обучают уже малышей в возрасте 2-х — 3-х лет. Детей младшего возраста учат одеваться, есть самостоятельно. Родители удивляются: как многому научился сын, дочка вскоре после того, как пошел в сад.
У ребят постарше — от 3-х до 4-х лет — стимулируют стремление к посильному труду, а позднее повышают объем задач. На этом этапе их активно обучают разным трудовым умениям, навыкам самообслуживания.
Ребята 4-х — 5-ти лет овладевают максимумом навыков в самообслуживании. На этом этапе формируют интерес к труду и желанию достичь хорошего результата.
У шестилетних ребят умения совершенствуются
Хозяйственно-бытовой труд — наводим порядок
С младшего возраста приучайте дитя убирать за собой игрушки, а когда повзрослеет — свою комнату, помогать вам в уборке (например, протереть пыль, убрать с пола крошки).
Показывайте и объясняйте, зачем выполняете ту или иную работу.
В саду ваше чадо научится наводить и поддерживать порядок в игровой комнате, участвовать в организации быта (повесить полотенца, подготовить материалы для занятий).
В младших группах детишки приобретают простые бытовые навыки: моют и расставляют игрушки, помогают накрывать на стол, сметают с лавочек снег, листья. Важно, чтобы и родители тоже привлекали сыновей и дочерей к домашнему хозяйству. Благодарите и хвалите чадо за помощь. Это формирует чувство значимости, самооценку.
Средние дошкольники полностью накрывают на стол, готовят инструменты и материалы для занятий, протирают пыль, умеют подметать. Воспитатель ставит перед ними усложненные задачи: для их выполнения нужно приложить физическое усилие. На этом этапе поощряют результат деятельности, инициативу в выполнении заданий.

Старшие дошкольники совершенствуют полученные и приобретают новые навыки. Они не просто выполняют задания — самостоятельно организуют свою деятельность: подбирают необходимые инструменты, например. У детей появляются обязанности, которые они выполняют систематически. Их привлекают к помощи малышам.
Трудовое воспитание детей формирует доброжелательность, желание прийти на выручку, самостоятельность. Опыт, который ваше дитя получает в саду, переносите в домашний быт.
Труд в природе — расширяем кругозор
Воспитание детей дошкольного возраста в труде в природе предполагает общение с животными, растениями. Это формирует бережное отношение. У вас есть домашнее животное? Отлично! Попросите малыша налить попугаю водички или насыпать песок в лоток кошке — с вашей помощью двухлетка способен на это.
В саду малышам до 3-х лет помогает воспитатель. Они протирают цветы в комнате, поливают их, сажают семена, кормят птичек. Дома предложите малышу вместе полить цветок или покормить птиц хлебными крошками в парке.
Средние дошкольники выполняют задачи сложнее: учатся определять, когда нужно полить цветы. Если на территории сада есть грядки, ухаживают за ними. Дома вы можете посадить зелень и вместе с чадом выращивать ее.
Старшие дошкольники рыхлят землю, ухаживают за растениями: сметают с них пыль, орошают из пульверизатора. Дома предложите чаду вместе пересадить комнатное растение в новый горшок.
Шестилетние ребята самостоятельно определяют, когда нужно обработать почву, полить или пересадить растения. Они выращивают цветы, дарят их мамам. Поручите чаду ухаживать за цветком в его комнате: вовремя поливать, протирать его.
Ручной труд — изготавливаем поделки
Предполагает владение ребенком инструментами — ножницами, молотком, иголкой. Поэтому ручной труд доверяют пяти-шестилеткам. Они мастерят поделки из разных материалов — природных, бумаги, картона, ткани.
В процессе воспитания детей дошкольного возраста в труде ручном развивается образное мышление, творческие способности, совершенствуется моторика рук.
Дома предложите дочке подготовить самодельную открытку на День рождения бабушки, подключите папу: пусть смастерят с сыном кормушку для птиц.
Формы трудового воспитания детей
Педагоги объединяют их в 3 группы.
Первая — индивидуальные. Малышу дают поручение в индивидуальном порядке, которое он должен выполнить сам.
Вторая — коллективные. Задание дают группе ребят для их адаптации, формирования навыка совместной деятельности, социализации.
Третья — групповые. Совместная подготовка ребят к соревнованиям, конкурсам, утренникам, праздникам.
6 методов трудового воспитания детей
- Создание атмосферы. Зарядите малыша позитивом, энергией с помощью игры — он с радостью и интересом воспримет любое задание. Отлично работает музыкальное сопровождение и помощь взрослых. С музыкой веселее, а поддержка родителей, старших братьев, сестер придает уверенности.
- Наглядный пример. У дитя лучше получится работа, если наглядно продемонстрировать сложные элементы. Подбирайте живые, реалистичные, доходчивые образцы — так материал воспринимается лучше.
- Четкая инструкция. Перед выполнением задания дайте четкую инструкцию: что будем делать, что получим в итоге. Крохе важно понять, чем он будет заниматься, как выполнить задание и как оценивается результат.
- Практический опыт. Многократно повторите все действия — малыш должен понять, как выполняется работа. При групповом занятии учитывайте темп усвоения нового каждого участника.
- Разнообразие. Дошкольники не терпят статичности и монотонности. Предлагайте чаду разнообразный труд, ставьте разные задачи — поддержите его интерес, любопытство, желание.
- Индивидуальный подход. Будьте внимательны. При трудовом воспитании детей учитывайте индивидуальные особенности: черты характера, темперамент, темп, интересы, возможности.
По выполнению задания обсудите результаты, похвалите малыша, отметьте его старания.
Трудовое воспитание детей в игровой форме

Основной вид деятельности ребят до 7 лет — игра. И воспитание детей дошкольного возраста в труде через игру дает лучшие результаты. Как вы можете это делать?
Рассказывайте о профессиях. Зачем они нужны, почему важны. Формируйте уважение к представителям разных профессий у малыша.
Познакомьте дитя с профессиями на практике. Предложите выполнить посильную работу в форме игры. Подходите к труду творчески. Например, вместо указания убрать игрушки предложите уложить кукол спать, а машинки отправить на стоянку.
Пользуйтесь стремлением ребенка подражать вам. Например, девочки и мальчики обожают «куховарить». Подарите трехлетнему малышу кухню, имитирующую взрослую. Он будет счастлив. А скольким вещам научится в процессе игры!
Используйте «трудовые приманки»: красивые, яркие игрушки. Например, утюг, пылесос, гладильная доска, стиральная машина. Это привлекает малышей.
Давайте свободу выбора. Пусть чадо самостоятельно выберет деятельность, которой хочет заниматься.
В трудовом воспитании детей хорошо работает командная работа. Этот принцип используют в детских садах.
Воспитание и развитие детей в труде
Хотите вырастить трудолюбивого ребенка? Систематически давайте ему задания. Стимулируйте выполнять их как можно лучше.
Вот рекомендации психологов:
- Никогда не наказывайте дитя трудом! За провинность можно лишить просмотра мультика, но не поручить мыть посуду;
- Приветствуйте инициативу. Пусть дитя практикуется, ошибается, делает плохо. Наберется опыта — будет делать хорошо;
- Покажите — потом делегируйте. Сначала покажите крохе, как выполнить действие. Потом пусть пробует сам;
- Хвалите. Это придает сил, уверенности, чувства нужности, радости;
- Ставьте адекватные задачи. Учитывайте возраст, состояние здоровья, физическое и психическое развитие чада;
- Оценивайте результат. Не бойтесь критиковать. Тактично укажите на ошибки и недочеты. Критикуйте не малыша, а результат работы. Похвалите за старание;
- Чередуйте задания. Разнообразие подпитывает интерес дошкольника;
- Расширяйте круг обязанностей. С возрастом привлекайте дитя к важным семейным делам.
Говорите уважительно и доброжелательно.
Воспитание трудолюбия у детей младшего возраста
В год ваша дочка, сын многое умеет и понимает. Самое время привлекать его к бытовым задачам. Так вы формируете у него уважение к чужому труду, стремление помочь, умение брать на себя обязанности. Все это будет в будущем, но фундамент вы закладываете сейчас.
Обучайте в форме игры — веселой, увлекательной. Привлеките внимание чада простой фразой: «Давай играть!».
Учите его складывать игрушки после игр в коробки, вытирать салфеткой стульчик для кормления после еды. Можете дать ему совочек и щеточку — пусть подметает. На этом этапе результат не важен. Главное — вовлечь малыша в процесс, заинтересовать, вызвать желание. По мере взросления у чада будет получаться все лучше.
К 3-м годам у него могут быть обязанности: убирать игрушки, книжки. Подключайте его к другим домашним делам: пересыпать из пакета в контейнер крупу, выложить покупки из сумки.
Если у вас двое и больше деток, еще лучше: в раннем возрасте они любят соревноваться. Устройте конкурс с призом для победителя: кто быстрее соберет игрушки, аккуратнее сложит вещи.
Гендерное воспитание и развитие детей в труде
Родители, воспитатели в детском саду должны учитывать половую принадлежность ребенка в процессе воспитания. Полоролевые навыки и умения девочек и мальчиков отличаются. Это обусловлено разделением труда на мужской и женский. Исключением являются бытовые навыки, которыми полезно овладеть мальчикам и девочкам.
С ребятами обоих полов безотказно работает правило: не давайте поручение в приказном, требовательном тоне. Попросите: «Мне нужна твоя помощь». Это волшебная фраза: дитя почувствует себя взрослым, нужным, значимым и полезным.
Как воспитать трудолюбивую девочку
Во-первых, сформируйте у дочки любовь к чистоте и порядку. Вы — лучший пример. Станьте образцом для подражания.
Во-вторых, приобщайте к домашнему труду: убрать за собой игрушки, сложить аккуратно одежду в шкаф, протереть пыль, подмести, застелить постель, полить и протереть растения. Все это ваша дошкольница делает и в детском саду.
В-третьих, заинтересуйте рукоделием: шить одежки любимой кукле, пришить пуговицу, вышить незатейливую картинку. Это тренирует мелкую моторику рук, развивает логическое мышление, концентрацию внимания. Творческий навык пригодится дочке во взрослой жизни.
Воспитание в процессе трудовой деятельности мальчиков
Не ограждайте сына от домашних «женских» обязанностей. Он вырастет и бытовые навыки — постирать и погладить себе одежду, приготовить пищу или убраться в доме — пригодятся.
Воспитывайте в нем качества джентльмена. Например, открыть и придержать дверь перед женщиной, помочь донести маме сумку из магазина (с учетом возраста и здоровья сына). В детском саду мальчики помогают воспитателю вынести на улицу игрушки, занести их в группу, разложить на кровати комплекты чистого белья. Вы можете делать это дома.
Формируйте у сына волю к победе, дисциплине, лидерству, стимулируйте желание помочь другим. Во взрослой жизни он будет ответственно относиться к работе, семье.