Развитие воображения у детей дошкольного возраста
Подвижные игры у современной детворы давно вытеснены гаджетами. Ни о каком развитии воображения у детей речи не идет: они пользуются тем, что предоставляет электронный «друг». Проблема актуальная: скудное воображение у подрастающего поколения не дает им развиваться творчески, нестандартно мыслить, создавать что-то новое и находить решения в любой ситуации. Расскажем о психологии детей, наиболее действенных способах воспитания воображения ребенка раннего и дошкольного возраста.
Особенности развития воображения у детей
Эта способность играет роль для познавательных процессов. Человек с хорошим воображением умеет составлять планы, находить выход даже из самой сложной ситуации, принимать решения в нестандартных условиях. Поэтому воображение у детей нужно стимулировать с малых лет, чтобы он стал успешной личностью.
В психологии много внимания уделяется развитию фантазии как одной из форм отражательной деятельности сознания. С его помощью детки выходят за рамки опыта.
Несмотря на то, что у ребят раннего и дошкольного возраста фантазия хорошая, воображение у них беднее по сравнению со взрослыми: их интересы элементарные, взаимоотношения с внешним миром простые и однотпиные. В мире малыша царят фантазии, игры, сказки.
До 3-х лет ребята оперируют образами: отделяют его от предмета, обозначают с помощью слова. Таким же способом отделяют свое собственное «Я» от других людей, их действий. Способны заменять одни вещи другими, использовать их в разных ролях. Воспроизводят эмоции в виде образов. При этом чем ярче эмоции, тем чаще его используют в играх. В этом помогут игры, сказки, прогулки, рассказы, чтение книг, мультфильмы. Но творческого отношения к событиям пока нет.
Воображение у детей пробуждается к 3 годам. В 3 — 4 года малыши верят в выдуманного персонажа, в события, додумывают сюжет игры или сказки. Повышена эмоциональность: ребята могут начать плакать во время просмотра мультфильма.
Детки старше 4 лет учатся планировать свою деятельность, составлять план действий. Соотносят негативные переживания с героями сказок или рассказов. Фантазии возникают не спонтанно: увидел какой-то предмет, появился замысел — тут же его реализовал. Совершенствуется речь: малыш строит повествование, составляет истории.
Старшим дошкольникам характерна активное фантазирование. Они умеют не только воссоздавать ситуации, но и включают в сюжет элементы творчества. Используют мышление, анализ. Деятельность становится целенаправленной. Образы, сюжеты становятся более детальными. Развитие воображения у детей происходит в ходе сюжетно-ролевых игр.
В этом возрасте эта функция играет защитную роль: предохраняет нервную систему от тяжелых травм, давая возможность «допроживать» ситуацию, разрешить конфликты.

Виды воображения у детей
В психологии выделяют 2 вида фантазии.
Пассивное или непреднамеренное, непроизвольное — замысел возникают без усилий воли, стихийно, связан с предметами или событиями, которые вызвали интерес. Контроля над процессом нет.
Второй вид — активное воображение у детей (преднамеренное, произвольное). С его помощью маленький человек создает образы для выполнения какой-либо задачи. Например, главный участник игр — супергерой, который, чтобы соответствовать образу, он должен уметь плавать, летать, карабкаться по стене, управлять кораблем. Будущий школьник может использовать свою память и вспомнить то, что его больше всего впечатлило в других сказках.
Произвольное воображение у детей делится на три формы:
- Продуктивное, или творческое — способствует созданию новых образов, которые никогда не существовали до этого. При этом внешней опоры, готового подробного описания или картинки нет. Таким способом кроха отодвигает границы мышления. Это полностью самостоятельный процесс;
- Репродуктивное или воссоздающее — с его помощью чадо воспроизводит в изначальном виде, с помощью описания конкретных образов. В этом случае используется опора. Опорой могут выступить картинка, схематическое изображение, словесное описание. Малыш в ходе работы использует память;
- Мечты — фантазии, связанные с его жизненными ситуациями, событиями: что он получит на праздник, или куда поедет на каникулы.
Функции воображения у детей
Познавательная функция нужна для восполнения пробелов, получения более полной картины окружающего мира. При помощи образов маленький человек получает новые впечатления. Учится понимать поступки других людей, их эмоции. С возрастом у него получается сочетать в своем мышлении реальные качества наряду с выдуманными.
Вторая функция — аффективная, направленная на защиту своего «Я», своей психики. Благодаря этой функции переживания, которые глубоко въедаются в память, дитя может проигрывать в сознании. Так он берет роль стороннего наблюдателя. Может в дальнейшем воссоздавать эту ситуацию в игре: его обидели, и он, чтобы сохранить самооценку, в игре берет роль спасителя, героя, который ничего не боится, проявляет смелость, ловкость.
Что влияет на развитие воображения
Воображение у детей зависит от окружения. Малыши по своей природе любознательные, активные, но нужен человек, кто будет направлять энергию в полезное русло. Сначала это семья, затем педагоги детского сада, школы.
В ходе работы используются игры, художественное творчество, лепка, конструирование, мультфильмы. Воспитание воображения ребенка дошкольника проводится с помощью чтения сказок, стимулирования навыков сочинительства. Используя их можно гармонично развивать кроху, грамотно подготовить его к школьной жизни.
Как развивать воображение у детей
В психологии применяемые методы развития разные: основным условием воспитания воображения ребенка является соответствие заданий количеству лет и уровню интеллекта. Слишком простые задания не вызовут интереса у дошкольников, сложные — вызовут затруднения, они не поймут суть.
Ранний возраст
Для младшего возраста подойдут простые задания: наблюдение за окружающим миром, сравнение. К примеру, на что похожа капелька, снежинка, цветок. Сначала будет сложно находить аналогии, но постепенно границы мышления начнут расширяться: сын или дочь начнут выявлять схожие характеристики разных предметов. Такой формат отражает представления о мире. Дети получают информацию о взаимоотношениях людей, природе, животных, различных событиях.
Сказки, рассказы — основной способ развития воображения у детей в раннем возрасте. Народный фольклор сама по себе — воспитательный момент, а также отличная база для фантазии. Детки искренне включаются в литературные произведение, живут в воображаемом мире. Слушая, рассказывая волшебные истории, малыши активно используют творческое мышление, речь, память. Попросите пересказать услышанную сказку, мультфильм — так параллельно будет совершенствоваться речь, пополнится словарный запас.
Перечитали с малышом всю домашнюю детскую бмблиотеку? Советуем вспомнить старые добрые библиотеки или заказывать книги онлайн.

Игры для развития — отличный способ с пользой занять деток. Проводите их с использованием игрушек, картинок или с помощью слов. Например, возьмите машинку, кубики, куклу, помогите выстроить сюжет. Вовлекайте фантазию чада: пусть он активно участвует, проявит фантазию. Стройте рассказ по картинке, рассуждайте, спрашивайте его мысли насчет какой-либо темы. Младший дошкольник должен понимать предназначение игрушки, уметь с ней обращаться.
Следующий способ — творческие занятия: рисование, лепка, конструирование, пазлы. В раннем возрасте это будут простые форматы, которые он может выполнить самостоятельно. Помогайте ему, только когда сам попросит. Не вмешивайтесь, даже если рисунок напоминает кошку только отдаленно. Такие занятия стимулируют воображение у детей, стимулируют мелкую моторику, положительно влияют на когнитивные функции.
Предлагаем следующие упражнения:
- Замена предметов: палка может выполнять роль собачки, зайчика, лошадки, а тарелка, наполненная водой, станет отличной имитацией моря;
- Опредмечивание неопределенного объекта: сделать круг, дорисовать ему детали и превратить его в мяч или солнце. Можно превратить кубик в дом, волнистую линию — в забавного червячка;
- Создание образов на основе описания — вы описываете какую-либо вещь, кроха должен составить образ в уме и назвать предмет;
- Дорисовывание — вы даете фрагмент рисунка, подопечный должен догадаться, что нарисовано, доделать рисунок. Чем он старше — тем сложнее задание.
Развивайте пространственное воображение у детей, чтобы они могли видеть предмет в пространстве, понять взаимное размещение предметов. Например, расположить кубики, чтобы они были похожи на домики.
Дошкольный возраст
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять более сложные задания. Эффективный метод — игры с заданием: «А что будет, если...» — и они начинают фантазировать, придумывать. Увидели воробья на улице, спрашиваете «Как ты думаешь, куда он летит?» — малыш строит повествование о птице, о его семье, чем он питается, куда он летит и зачем (ищет корм своим птенцам).
Можете придумать сказку, где главный герой — ваш сын или дочка. Они могут строиться на другой, известной сказке, или быть выдуманными. Главное — чтобы кроха мог придумать сюжет, развить события.
Интересное задание — переделать сказку наоборот, придумывать продолжение, изменить начало или конец. Методика стимулирует воображение у детей, учит составлять предложения, придумывать замысел, строить план, реализовать его.
Для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, ребята постарше сами участвуют в игре, выполняют основную роль, предметы для них — лишь вспомогательный материал. Они умеют замещать их: используют листья, веточки, шишки, палки, камешки, ткани, коробки без подсказки взрослых. Наделяют вещи нужными свойствами, значением, применяют в различных ситуациях, при этом функции могут меняться. Если сегодня лист дерева — ковер, завтра — одеяло, послезавтра — облако.
Способность обходиться без наглядной опоры проявляется в построении рассказа. Без картинки малышам трудно воспроизвести событий, а старшие дошкольники могут составить рассказ только на основе слов, без картинки.
При развитии воображения у детей взрослым важно направлять его за создание законченных произведений, научить обыгрывать предмет разными способами. Этого можно добиться с помощью заданий. Показываете геометрическую фигуру, просите отыскать похожие предметы сначала в комнате, квартире (на квадрат похожи стол, картина, сама комната). Делайте такие упражнения на улице во время прогулки, когда делаете уборку, готовите пищу.
Предлагаем следующие упражнения:
- Дайте 3 — 4 опорные слова — чадо должен нарисовать рисунок по ним, составить рассказ. Например, слова: лес, дерево, солнце, заяц. Каждый раз используйте разную связку слов, касающиеся природы, улицы, дома, детской площадки;
- Предложите составить рассказ о любимой игрушке. Задавайте вопросы, если возникают затруднения с построением предложения, но не делайте «работу» за него.
При составлении рассказа старайтесь не вмешиваться в повествование, но наводящие вопросы задавать можно. Не торопите его, пусть он сам думает и находит решение, даже если делает это медленно. Помните, что нет шаблонов — каждый человек по-своему видит ситуацию.
Нарушения развития воображения у детей
Одна из нарушений воображения у детей — страхи: боязнь темноты, домового, чёрта, бабайки. Возникают чаще в младшем возрасте. Страхи — показатель присутствия воображения, но они нежелательны, так как несут негативный посыл. Если не принять меры, они могут перерасти в фобии, избавиться от которых можно только с помощью психиатра.
Задача родителей — прекратить применять перечисленные образы в воспитательных целях: «не будешь слушаться — придет бабайка». Проследите, чтобы члены семьи следовали правилу. Старайтесь избегать травмирующих ситуаций, стрессов. Если ругаетесь с кем-то, старайтесь делать это в отсутствии сына или дочки — они тяжело переживают такие ситуации, проигрывают в своей голове. Не разрешайте смотреть фильмы-ужастики: это большой стресс для детской психики. Воспоминания из фильмов преследуют мысли, вызывая нежелательные эмоции, фантазии.
Также не допускайте, чтобы кроха полностью уходил в свои фантазии и жил в выдуманном мире, не воплощая идеи в реальности. Поэтому в психологии рекомендуют помогать детям управлять своим фантазией, делать ее продуктивной, воплощать мечты. Задуматься об этом нужно в раннем возрасте, не дожидаться, пока чадо пойдет в школу.
Обратная ситуация — отсутствие способности фантазировать. Если не заниматься сыном, дочерью, они не смогут развиваться. Деткам с недостатком фантазии проблематично играть со сверстниками, заниматься творчеством. Это отразится в дальнейшей жизни: школьной, потом и во взрослой.
Заключение
Успешное усвоение школьной программы зависит от воображения у детей. В психологии специалисты рекомендуют заняться этим вопросом следует с малых лет. Педагоги детского сада выполняют большую работу в этом направлении, но родители тоже должны приложить усилия. Если вы поймете, что важно для формирования способностей, сможете обеспечить чаду условия для полноценного роста. Узнайте интересы, развивайте их. Организуйте виды деятельности, которые ему нравятся.
В процессе воспитания воображения ребенка не сравнивайте кроху с другими детьми. Знакомьте его с новыми сферами деятельности, старайтесь пробудить творческую активность. Стимулируйте не отрывочные фантазии, а помогайте реализовать замыслы. Помогайте в работе, но предоставляйте самостоятельность. Сейчас много готовых игр в магазинах: используйте их, главное — подбирайте соответственно возрасту, интересам.