Всё о первом прикорме малыша
Что нужно знать маме о первом прикорме малыша? Узнайте ответы на самые актуальные вопросы из интервью эксперта — Татьяны Прокофьевой, педиатра, специалиста по питанию, доцента, кандидата медицинских наук.
Татьяна, известно, что ВОЗ рекомендует начинать прикорм с 6 месяцев. Бывает ли такое, что вы советуете своим пациентам вводить прикорм раньше или позже этого возраста?

Действительно, ВОЗ рекомендует вводить прикорм в 6 месяцев. Рекомендации Союза педиатров России в этом вопросе более гибкие: начинать знакомить малыша с новыми вкусами рекомендуется в возрасте 4–6 месяцев. Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребёнка, c учетом особенностей его развития. Конечно, определить, готов ли ребёнок к введению прикорма, может лишь специалист, наблюдающий ребёнка. Считается, что малыш готов к введению прикорма, если у него появился первый зубик, угасает рефлекс выталкивания ложки, вес увеличился вдвое от момента рождения, он умеет самостоятельно сидеть, проявляет интерес к содержимому маминой тарелки. Всё это как раз и происходит в промежутке между 4-мя и 6-ю месяцами.
Иногда разумно повременить с введением прикорма. Например, если ребёнок – аллергик. Или на момент планируемого введения прикорма он приболел.
Хотелось бы сделать акцент на том, что хотя мама может предполагать, что малыш уже готов к введению прикорма, или, напротив, стоит немного подождать, компетентное заключение может дать только педиатр. Ориентируйтесь на мнение специалиста, самостоятельность здесь крайне нежелательна.
Как определить, с чего начать прикорм — с овощей, фруктов, соков или каш?

На сегодняшний день прикорм начинают либо с овощей, либо с каш. Чаще всего первый прикорм – овощной. Это логично, ведь овощи имеют нейтральный вкус и богаты витаминами. Плюс овощной прикорм стимулирует работу кишечника, а многие детки в первые месяцы жизни страдают запорами. Первые овощи обычно белого или зеленого цвета. Это кабачки, брокколи, шпинат, цветная капуста.

Если ребёнок худенький или имеет склонность к жидкому стулу, первым прикормом могут быть каши. Сначала используются крупы без глютена - это рис, гречка, кукуруза. В дальнейшем могут использоваться глютен-содержащие каши (овсяная, ячневая, пшеничная) и каши из смеси круп.
Фрукты и соки не являются первыми продуктами прикорма, но вводятся в рацион ребёнка вскоре после ведения овощей и каши, в 4-6 месяцев.
Что делать, если ребёнок ни в какую не хочет есть овощи?

Этот вопрос мамы задают часто. Да, многие детки – консерваторы и категорически протестуют против новых вкусов. Никакого секрета тут нет. Чтобы приучить ребёнка к овощам, надо просто многократно предлагать их. Подсчитано, что для «принятия» нового вкуса может потребоваться не 1-2 попытки введения нового продукта, а 8–10, в отдельных случаях даже до 15. Так что не отчаивайтесь, если ребёнок дважды или трижды отказался от овощного пюре. Ваша последовательность и спокойная настойчивость приведут к желаемому результату.
Помните, что принятию нового вкуса способствует соблюдение некоторых правил. Так, прикорм дается перед кормлением грудью. Голодный малыш скорее согласится попробовать непривычный вкус, чем сытый.
Многие мамы считают, что лучше своими руками готовить маленькому ребёнку прикорм, чем покупать готовые продукты промышленного производства. Насколько это оправданно и безопасно?
Да, многие мамы убеждены, что прикорм, приготовленный самостоятельно, полезнее и вкуснее. Однако если мы вновь обратимся к авторитетным рекомендациям Союза педиатров России, то увидим, что при составлении рациона для детей в возрасте 1–3 лет предпочтение следует отдавать специализированным детским продуктам, отвечающим высоким требованиям качества и показателям безопасности для данного возраста. Почему?
Объясню. Если мама готовит пюре или сок из только что сорванных в собственном огороде фруктов, это одно. А если из покупных фруктов, может ли она быть уверена в их безопасности? Между тем, компании, которые производят промышленное детское питание, очень ответственно подходят к качеству и безопасности выпускаемой продукции и соблюдают все требования, а в нашей стране они очень строгие. Например, «Сады Придонья» сами выращивают и перерабатывают фрукты и овощи, чтобы быть полностью уверенными в качестве сырья. Этот производитель выращивает разные сорта яблок, но для производства детского питания использует только зелёные сорта, которые являются гипоаллергенными, что очень важно на стадии первого прикорма. Для овощных пюре используются овощи, выращенные в собственных хозяйствах и переработанные в сезон сбора урожая.
Еще один момент. Если мама готовит пюре сама, ее рука порой так и тянется добавить ещё кусочек масла или подсолить. Готовая продукция порой кажется взрослым безвкусной. А рецепторы малышей очень нежные, они улавливают все вкусовые нюансы. И детки спокойно едят пюре, кажущееся взрослым пресным.
Кроме того, степень измельчения промышленного питания, обогащение витаминами и микроэлементами и даже количество в упаковке – все это соответствует потребностям ребёнка.
Когда и в каком объёме можно вводить в рацион малыша соки? Заменяют ли они прием пищи или дополняют его?

Дети обычно с удовольствием пьют соки. И это здорово, ведь соки содержат природные сахара, органические кислоты, положительно влияют на пищеварение малыша, богаты витаминами и микроэлементами. В соответствии с рекомендациями Союза педиатров России фруктовые соки вводятся в 4-6 месяцев жизни ребёнка. Начинают, как обычно, с небольших количеств (5 мл), потом количество день ото дня увеличивается и доводится до 60 мл. В 7 месяцев рекомендованное количество сока составляет 70 мл, в 8 месяцев – 80, то есть объём продолжаем увеличивать. К году малыш выпивает 90-100 мл сока каждый день.
Первыми обычно предлагают яблочный или грушевый соки, они традиционны для россиян и редко вызывают аллергию. Интересно, что в других странах могут быть другие традиции. Так, в Италии, Америке первым соком часто является апельсиновый.
Соки ни в коем случае не заменяют прием пищи, они дополняют его. Именно поэтому соки малышу предлагаются после или между приемами пищи.
А как понять, что состав продукта оптимальный? Какие дополнительные ингредиенты допустимы, а каких нужно избегать?
При выборе детской продукции нужно внимательно изучать состав, который всегда указан на упаковке. Не должно быть пестицидов, консервантов, подсластителей, соли, крахмала и других загустителей, масла, молочного белка. Допустимо обогащение витаминами и минералами. Чем меньше компонентов в составе детского питания, тем безопаснее оно для малыша.
Нужно ли обращать внимание на материал изготовления упаковок детского питания?
При выборе детской продукции обращать внимание нужно на всё. Упаковка может быть стеклянной, картонной, пауч.
Стекло – это классика. Вы видите, как выглядит продукт, когда покупаете его в стеклянной баночке, ничего вредного из такой упаковки в продукт не перейдёт. К минусам можно отнести долгое разложение стекла, если вы небезразличны к вопросу экологии.
Продукт в картонной упаковке имеет доступную цену, ведь вы не переплачиваете при этом за дорогие упаковочные материалы. Детское питание в картонной упаковке удобно использовать, утилизировать, да и разлагается картон довольно быстро. При кормлении вы всё равно переложите продукт в тарелочку, дадите ребёнку ложку, ведь так развивается мелкая моторика, координация, самостоятельность. Поэтому купить продукт в картонной упаковке – это отличный вариант получить высокое качество без переплаты.

Паучи – мягкие упаковки, им не страшно падение из рук маленького энерджайзера. Их можно бросить в сумку, не боясь, что они порвутся, а питание прольется. Компании-производители как раз и позиционируют питание в паучах как отличный вариант перекуса в дороге или на прогулке. Но не стоит увлекаться видимым удобством. Помните о том, что ребёнка нужно с детства учить принимать пищу эстетично - из красивой тарелки, используя ложку. Надо кормить ребёнка не на ходу и не из упаковки, а в специально отведенном пространстве, в спокойной обстановке.
В целом, нельзя говорить, что детское питание в какой-либо упаковке покупать категорически не рекомендуется. Каждая мама решает этот вопрос индивидуально, с учётом своих приоритетов и ситуации.
Как вы рекомендуете организовать сам процесс кормления, чтобы в будущем ребёнок быстрее научился кушать самостоятельно?

Грамотная организация процесса кормления очень важна. 3адача родителей – не только перевести ребёнка на общий стол, но и научить его получать удовольствие от еды, привить культуру питания.
Очень важно придерживаться режима приёма пищи. После введения прикорма постепенно формируется следующий режим: 3 раза основной приём и 2–3 дополнительных в течение дня в соответствии с режимом сна.
До начала еды дайте возможность ребёнку успокоиться, перейти к менее подвижным и эмоциональным занятиям. Кормите ребёнка в тихой и спокойной обстановке, уберите игрушки, которые могут отвлечь внимание ребёнка, выключите гаджеты.
Определенное время приема пищи, определенное место – всё это формирует условный рефлекс и настраивает малыша на прием пищи.
У малыша должен быть свой стульчик, своя посуда. Перед приёмом пищи давайте ребёнку в ручку ложечку. Придётся запастись терпением, ведь поначалу её содержимое будет на полу, стенах и на самом едоке. Но постепенно малыш будет совершенствовать навыки обращения с ложкой. Не давайте напитки из бутылочки, используйте непроливайку или чашку. Малыш очень быстро осваивает новое и скоро научится есть самостоятельно. Некоторым мамам проще уложить кроху и дать ему бутылочку с полужидкой кашей. Это противоречит принципам прикорма. Возможно, это проще и чище, но так вы не даёте малышу развиваться.