что можно сшить из шотландки
Обновлено:
Кто может помочь? Нужно сшить дочке форму для школы. Дочка очень маленькая и худенькая и то , что продают в магазинах на ней мешком висит((( еще и форма нестандартная - зеленая шотландка( кто может взяться?
Гид по тканям. От атласа до шифона
Атлас - плотная шелковая или полушелковая ткань с блестящей и очень гладкой поверхностью. Атлас используют и в качестве подкладок на пальто, головные уборы.
Атлас-стрейч - классика среди вечерних тканей. Он красив, комфортен и кроме всего прочего обеспечивает безупречную посадку по фигуре.
Атлас-крэш - блестящая жатая ткань (с "морщинками", замятыми в долевой направлении), будет оригинально смотреться в свадебном наряде. Блестящая ткань с характерными "жатыми" складками, белоснежная или цвета шампанского, хороша уже сама по себе, поэтому не потребует сложного фасона и дополнительных украшений.
Бархат - тяжелая, мягкая, блестящая ткань с густым невысоким ворсом. Из бархата шьют вечерние платья, нарядные накидки, плащи, детскую одежду, брюки.
Бархат-стрейч великолепно тянется и отлично сидит по фигуре, благодаря добавлению в состав эластичных волокон.
Бархат-хамелеон мягкая, переливчатая ткань, более тонкая и гладкая, чем классический бархат.
Панбархат - очень блестящая бархатная ткань с прессованным ворсом.
Батист - мягкая, тонкая хлопчатобумажная ткань, имеющая полотняное переплетение нитей. Из батиста шьют детское белье, носовые платки. Батист изготавливается из натуральных и искусственных волокон.
Батист бывает льняной и хлопчатобумажный. Льняной выше качеством, из длинных ровных волокон. В старину батистовую пряжу вырабатывали в сырых подвалах, чтобы добиться высокого качества. Со временем нашли способ сохранять пряжу влажной, вводя в нее гигроскопичный глицерин.
Бостон - плотная чистошерстяная ткань саржевого переплетения, в две или более нитей. Названа так по породе овец бостон, разводимых в Англии. Обычно бостон - ткань темных, густых тонов - синего, черного, иногда коричневого, с двусторонней выделкой. Была актуальна до конца 60-х годов XX века. Ее популярность связывают с вальсом бостон.
Букле - ткань с характерной волнистой поверхностью (завитками). Гораздо мягче и тоньше пальтового букле и в отличие от него не полнит фигуру. Недостаток: такая ткань хуже держит форму.
Буфмуслин - хлопчатобумажная ткань, очень тонкая, почти прозрачная, разновидность кисеи. Особенно ценилась эта ткань в XVII - начале XIX века. Позже в платьях из этой ткани ходили лишь молоденькие девицы, а дамы использовали буфмуелин для домашней одежды.
Вискоза является самым первым искусственным волокном, полученным человеком ещё в конце ХIХ века, но и по сей день сохраняющее своё значение. Вискоза производится из натурального материала - целлюлозы, поэтому из всех химических волокон это - самое «естественное». Основные качества вискозы: приятна на ощупь, гигроскопична, воздухопроницаема. Высокая интенсивность цвета позволяет создавать изделия ярких расцветок.
Вискоза легко мнется, склонна к усадке. Недостаток: большая осыпаемость нитей по срезам деталей.
Вискоза-шифон - легкая, полупрозрачная, струящаяся ткань с благородным матовым блеском. Она подкупает легким "акварельным" рисунком, приятной шелковистой структурой и возможностью приобрести к ней и ткань-компаньон. Отличный вариант - блузка и топ из этих тканей.
Вигонь - мягкий материал или пряжа из шерсти животных рода лам, распространенных в некоторых странах Латинской Америки. Шерсть этого вида ламы получить очень сложно (животное надо только вычесывать, а не стричь). Поэтому вигонью обычно называют ткань из отходов хлопка в смеси с шерстью. Сходство вигони с тканью из шерсти викуньи (вида ламы) лишь внешнее: цвет - коричневый или бурый, лицевая поверхность слегка пушистая за счет вкрапления шерстяных нитей. Но она в отличие от высококачественных шерстяных волокон не ноская. В XX веке ткань встречается редко, а пряжа вигонь распространена широко.
Габардин - упругая, мягкая, очень плотная ткань в рубчик. В ее состав входит шерсть, вискозное или синтетическое волокно. Часто встречаются габардины из 100% полиэстера. Толстый габардин подойдет для зимних костюмов, из тонкого шьют даже топы.
Гипюр - общее название для самых разных видов кружева. Это и грубое кружево с рельефным узором на основе-сетке и кружево без основы, как бы сплетенное на коклюшках. В составе, как правило, присутствуют полиэстер и люрекс. Последний придает гипюру характерную жесткость.
Гипюр-металлик - пожалуй, самый скромный из гипюров. Более плотный, менее прозрачный. Вплетенные мерцающие нити создают характерный металлический блеск.
Кожа-гипюр. На основу из тонкой кожи наклеивают гипюровое полотно. Результат - материал с умеренным блеском, подходящий для экстравагантного вечернего наряда.
Гленчек - шерстяная или смесовая ткань с особым узором (клетка, состоящая из основного квадрата и квадрата поверх него). В зависимости от типа переплетения получается "куриная лапка" или клетка-пепита.
Гленчек в повседневном употреблении именуют шотландкой. Эта ткань носит другие названия, связанные с именами исторических личностей, которые любили одежду из ткани в клетку. Например, клетка "принца Уэльского", "принца Галльского", "Эстерхази".
Дамаск - шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного или крепового переплетения, иногда в комбинации с атласом. Хлопчатобумажный Дамаск используется для изготовления женского белья, в декоративных целях, шелковый - в основном для декорирования изделий.
Деним - очень прочная, плотная хлопчатобумажная ткань для джинсов. Известна с конца прошлого века, тогда и возникло ее название, которое в переводе с французского означает "из Нима". Ним - город во Франции, где создали эту ткань для рабочей одежды. Скотоводы-ковбои Америки, куда деним экспортировали, оценили ткань по достоинству и с удовольствием носили брюки и куртки, сшитые из нее.
Джерси - элегантный податливый трикотажный материал с высоким содержанием хлопка. Обладает превосходными свойствами: имеет привлекательный внешний вид, приятна на ощупь, хорошо впитывает влагу, обеспечивает ощущения тепла. Платья, юбки, жакеты из джерси прекрасно смотрятся, благодаря способности материала мягко ниспадать.
Драп - очень толстая и мягкая шерстяная или полушерстяная ткань с ворсистой изнаночной и гладкой лицевой поверхностью. Из него чаще всего шьют пальто, не имеющее сложных деталей.
Жаккард - собирательное название всех тканей, в узоре которых чередуются различные виды переплетения нитей, изобретенные в 1801 году Джозефом Мари Жаккардом. Применение разных нитей - матовых и блестящих, светлых и темных - усиливает этот эффект. Состав ткани может быть разным, но если в названии присутствует "жаккард", значит это обязательно ткань с ярко выраженным крупным узором.
Жоржет - легкая, очень тонкая, полупрозрачная ткань, на ощупь жестковатая. Эта ткань похожа на креп-жоржет. Из нее шьют дамские нарядные платья, блузы.
Кашемир - тонкая легкая шерстяная или полушерстяная ткань, имеющая на поверхности диагональный рубчик. Настоящий кашемир производят из шерсти крохотных ягнят. Из кашемира темного цвета шьют школьные форменные платья и фартуки. Набивной кашемир используется на платки, шали, платья.
Креп - общее название для всех тканей из крученых (креповых) нитей и тканей особого крепового переплетения с характерной зернистой поверхностью.
Из хлопчатобумажного крепа шьют сорочки, постельное и ночное белье, платья, блузки. Шерстяной креп подойдет для платьев, блузок.
Креп-сатин - хорошо драпирующаяся плотная ткань. Лицевая сторона креп-сатина гладкая и блестящая (напоминает атлас), Изнаночная - матовая, с крупнозернистой поверхностью.
Креп-шифон - полупрозрачная ткань, более плотная, чем классический шифон, с характерной креповой структурой.
Мосс-креп бывает разной плотности, некоторые виды этой ткани довольно прозрачны. Обладает ненавязчивым мерцающим блеском. Подойдет для скромных вечерних платьев и костюмов.
Креп-жоржет - шелковая ткань, тонкая, полупрозрачная, более блестящая, чем крепдешин. Отличается жесткостью, упругостью, сыпучестью. Их этой ткани шьют блузки, платья, используют для отделки.
Креп двойной - довольно плотная, легкая ткань с характерной зернистой поверхностью.
Крепдешин - шелковая ткань с умеренным блеском, поверхность мелкозернистая. Подойдет для блузок, платьев.
Кружевное полотно - прозрачная ажурная ткань с узорами на сетчатом фоне. В отличие от гипюра, содержащего значительный процент люрекса, кружево более мягкое и пластичное. О качестве кружева можно судить по сложности узора, тонкости полотна.
Крэш - общее название для жатых тканей. В результате прессования на тонких материалах из синтетических волокон образуются долговечные мятые складки. Обычно они замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно. Ткани крэш не утюжат.
Лайкра - гладкая, легко растяжимая ткань, полупрозрачная, с блестящим напылением. На ощупь - шероховатая, с характерными узелками, напоминает парчу.
Ламе - блестящая преливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.
Латекс - ткань из резиновых волокон.
Лен - это малорастяжимая ткань с выразительной рельефной поверхностью, гигроскопична. Часто встречаются:
Лен с лавсаном. Это шерстистая, красивая ткань. Не сминается, держит форму, но гигроскопичность у нее ниже.
Лен с вискозой. Шелковистая ткань, хорошо драпируется, гигроскопична, но легко сминается.
Льняное полотно с шелком - ткань, соединяющая в себе положительные свойства обоих натуральных волокон. Благодаря присутствию льна этот смешанный материал отличается приятной прохладой, а шелк делает его мягким на ощупь и менее мнущимся. Эта скромная с виду ткань идеальна для спортивной блузки-рубашки, жакета-рубашки.
Миткаль - простая и дешевая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. У арабов "миткаль" - мера цены и веса. Ткань обычно делали из неотбеленной пряжи. После отбеливания ткани и пропитки ее клеем или крахмалом получали коленкор, после нанесения рисунка - ситец. После окрашивания - кумач. Современный миткаль производится из более тонкой пряжи, из него после: соответствующей обработки получают ситец, мадаполам, муслин.
Муар - в переводе с французского - "смоченный водой с прожилками". Шелковый или искусственный репс, имеющий блестящий рисунок на матовом фоне. Он напоминает узор, который можно увидеть на продольном срезе дерева. В XX веке муар снова вошел в моду. Из муара шьют нарядные платья, используют его и в качестве подкладки.
Менее дорогой муар с повторяющимся узором, как на набойке. Дорогой муар - с постоянными вариациями узора.
Оксфорд - полосатая или клетчатая ткань, обычно хлопчатобумажная, для шитья сорочек, рубашек. Названа по городу Оксфорду в Англии.
Органди - очень тонкая, прозрачная, довольно жесткая хлопчатобумажная ткань или искусственный шелк. В далеком прошлом была завезена из Восточной Индии. В последние годы мода вновь обратила на нее внимание. Используется для вечерних блузонов и жакетов, которые носят поверх топов или бюстье.
Органза - легчайший, прозрачный, но плотный материал с переливчатой поверхностью. По своему составу органза - это 100 % полиэстер, который дарит чувство прозрачности и лёгкости. Органза-крэш - менее прозрачная, за счет характерной "жатой" поверхности. При работе с этой тканью как можно меньше ее растягивайте, чтобы мятые складки не разгладились. Для того чтобы не растягивались проймы и плечевые швы, при прокладывании строчки прихватывается косая бейка.
Органза полиэстеровая часто используется для шитья прозрачных пышных рукавов, а также для подкладки под кружевной лиф, укрепления тонких кружев или пышной нижней юбки "канкан".
Парча - сложноузорчатая художественно-декоративная ткань с шёлковой основой, содержащая в утке (реже в основе) металлические нити с золотом, серебром или имитирующими их материалами. Металлические нити (серебряные или золотые) придают ей жесткость, массивность, гибкость и блеск.
Парча-лайкра - гладкая тяжелая ткань, внешне напоминающая лаке. В ней нет жесткости классической парчи, она отлично тянется.
Шелковая парча - очень плотная, тяжелая, гладкая ткань из 100% шелка. Может быть жаккардовой или с вышивкой. Подойдет для выходного костюма.
Вискозная парча - великолепная плотная ткань цвета шампанского с ненавязчивым узором и сдержанным вкраплением люрекса.
Поплин - ткань с мелким рубчиком, имеющая шелковую основу и шерстяной уток. Плотная, гладкая, мягкая ткань. Это оптимальная ткань для женственных платьев и блузок. Он отличается мягким и красивым ниспаданием и обладает благородным блеском.
Сатин - хлопчатобумажная, шелковая или шерстяная гладкая ткань с блестящей поверхностью.
Хлопчатобумажный сатин рекомендуют на халаты, платья, а также рабочую одежду.
Из шерстяного сатина шьют нарядную дамскую одежду.
Сетка - полотно, состоящее из мелких, нежных ячеек, напоминает тюль и используется для изготовления вставок и некоторых далей платья, например, невидимой линии горловины.
Стрейч - ткань из эластана - эластичного искусственного волокна. Уже небольшого количества этого эластичного волокна (лайкры) достаточно, чтобы придать ткани особую тягучесть.
Тафта - нарядная, хрустящая ткань, на ощупь плотная, с характерной, ярко выраженной структурой - рубчиком на поверхности, "сухим" туше и ненавязчивым блеском. Жесткость придается отделкой (химической обработкой) и поэтому тафта сильно мнется. Еще один недостаток - сыпучесть и склонность к усадке, что необходимо учесть при раскрое.
Тафта-атлас - плотная легкая, шелестящая ткань с эффектом перелива цветов. Выступает как альтернатива эластичным материалам для облегающих моделей. Для нее характерна некоторая жесткость, благодаря которой одежда прекрасно держит форму. Лучше всего тафта-атлас подойдет для блузки, которая будет достойно выглядеть и с жакетом, и без него.
Трикотаж - вязаное полотно, полученное из одной или многих нитей образованием петель и их взаимным переплетением на трикотажной машине. В отличие от других текстильных изделий, трикотаж обладает растяжимостью по всем направлениям из-за возможности петель изменять форму и размеры. Рыхлая петельная структура придаёт трикотажу. мягкость и несминаемость. Трикотаж используется для изготовления предметов одежды, а также в производстве искусственного меха, кружев, рыболовных сетей, технических и медицинских изделий и т.п.
Эластичный, струящийся, плотно облегающий фигуру трикотаж незаменим для силуэта слим-лайн, который многие предпочитают для вечернего платья или костюма.
Твид - ткань из грубой пестрой узловатой пряжи, имеющей вид ручной выделки. Основа и уток часто бывают разной окраски, но обячно твид сдержанных тонов.
Твид - первоначально грубая шерстяная красная ткань, гладкая или в виде саржи, часто клетчатая. Впервые стала вырабатываться в Шотландии на ткацкой фабрике Tweed Riwer, откуда и пошло название. Твид высокого качества вырабатывался и в Ирландии, из йоркширской пряжи, которую красили и отделывали в городе Донеголе. В наше время твид - это мягкая шерстяная ткань для костюмов и пальто. У англичан твид - это и костюм из твида.
Фукра - общее название для тканей, имеющих сжатую структуру (как бы выбитый рисунок). Чаще всего встречается тафта-фукра, костюмная фукра.
Хлопок - природный материал, который приятно носить в жару, так как он хорошо впитывает влагу. Однако быстро мнется и садится при первом кипячении. Немнущимся хлопок становится в смеси с химическими волокнами или при специальной химической обработке.
Чесуча - плотная шелковая ткань полотняного переплетения, имеет желтовато-песочный цвет. Вырабатывается из неравномерных по толщине нитей натурального шелка особого сорта - туссора. Так же называют простую хлопчатобумажную ткань.
Чинц, или английский ситец - лощеная хлопчатобумажная ткань, поверхность которой производит, впечатление натертой воском. Ткань имеет рисунок на светлом фоне, глянцевую отделку лицевой стороны. Не пачкается и не смачивается водой. Используется для декоративных целей.
Шанжан - ткань с разноцветными нитями основы и утка, которые создают двухцветный переливчатый эффект. Ткань производят из натурального или искусственного шелка. Такая ткань, независимо от состава, всегда выглядит нарядно. Из нее шьют блузы, платья, и даже куртки.
Шелк - ткань, выработанная из натуральных текстильных нитей животного происхождения - продуктов выделения шёлкоотделительных желёз гусениц шелкопрядов при завивке коконов. Натуральный шелк плавно ниспадающий, с ощутимо прохладным грифом и "атласным" блеском самая комфортная и одновременно изысканная ткань для летних дней.
Мокрый шелк - шелковая ткань со слегка пушистой "персиковой" поверхностью. Такой шелк не стирают, а отдают в химчистку.
Шелк "Кошибо" - плотная, непрозрачная, матовая ткань. Менее гладкая, чем классические виды шелка.
Шениль - тяжелая, напоминающая бархат ткань с двусторонним ворсом.
Шерсть - натуральное волокно из шерсти овец, коз, верблюдов. Уже в древние времена шерсть была известна в Азии. Сейчас первенство в производстве шерсти принадлежит Англии.
Шифон - тонкая струящаяся ткань из синтетических или шелковых нитей креповой крутки полотняного переплетения с характерной зернистой поверхностью. Очень прозрачна, напоминает вуаль. Сейчас в магазинах можно найти бесконечное множество самых разных шифонов.
Айвенго
Прочитав отзыв в лабиринте о творческой вольности А.З Иткина:
"Слов нет, книга необычайно хороша. И проиллюстрирована моим любимым А.З.Иткиным. И всё бы хорошо, да что-то не хорошо...
Перед нами исторический роман, действие происходит в конце 12 века (Третий крестовый поход, король Ричард Львиное сердце и т.д.). К сожалению, на рисунках мы видим рыцарские доспехи, появившиеся гораздо позже, где-то в 14 веке.
В романе действующими лицами являются рыцари ордена тамплиеров (они же храмовники), а на рисунках рыцари облачены в одежды рыцарей Мальтийского ордена (госпитальеров) - восьмиугольный мальтийский крест на красном плаще."
я подумала: "Это невозможно! Это противоречит всему тому, что мы знаем о художнике!"
Именно о нем Ника Гольц писала:
«Когда мне нужно нарисовать прялку, я иду к Толе, и он мне рисует европейскую прялку, вот ту, что мне нужна. Когда я его спрашиваю: «Сколько ножек у паука и откуда они растут — мне для «Дюймовочки» нужен паук» — он мне рисует этого паука, и откуда у него ножки, и сколько этих ножек.
Я наблюдала, как он делал иллюстрации к Жюлю Верну. Анатолий Иткин удивительно как-то вникает именно в того автора, именно в ту книгу, которую иллюстрирует в данный момент. Вот это именно Жюль Верн и больше это никто не может быть. Толя решил переделать картинку, потому что ему не нравилась фигура на переднем плане, сзади там был подплывающий корабль. Он был маленький-маленький. И я говорю: «Ты же можешь переделать — смыть переднюю фигуру и сделать новую». «Нет! Потому что вот там — кораблик, а теперь я хочу, чтобы он не уплывал, а подплывал». Я говорю: «Ну, какая разница — ну, парус, ну и всё». «Нет! Совершенно другая оснастка! У него же там поднят какой-то бом-брамс…, а он должен быть опущен». Ну, в общем, он знает все. И мне кажется, что это не дотошность какая-то мелкая, а это, наоборот, очень большая культура. Что касается культуры вообще, Анатолий Зиновьевич ею пропитан до мозга костей. И вкус, и культура — это его очень высокие качества. Но вот что меня всегда поражало — какая-то его ответственность, что ли. Он не может сделать плохо, он не может сделать небрежно, он не может сделать “чего изволите”».
Зато совсем не противоречит тому, что мы знаем об авторе, Вальтере Скотте. В то время средневековьем только начали интересоваться. Варварское и грубое оказалось прекрасным и таинственным, но забытым. Русская википедия даже утверждает, что "При оценке Скотта надо помнить, что его романы вообще предшествовали работам многих историков его времени". Биографы Скотта прибегают избегать скользких мест, поэтому удалось узнать лишь, что "он, как всегда импровизируя и примериваясь к материалу, оставил Шотландию и обратился к стране, а главное, к эпохе, которые знал не так хорошо, и написал роман о средневековой Англии — „Айвенго“ (1820). Хотя его исторический гений отдает здесь дань театральности...
Скотт закончил и опубликовал одну из самых знаменитых своих книг — «Квентина Дорварда» (1823). В ней он впервые отважился выйти за границы Британских островов и перенес действие во Францию XV века; свойственную месту и времени атмосферу вырождения рыцарства — этот исторический период как нельзя лучше отвечал складу его творческого воображения — Скотт сумел передать с незаурядной достоверностью, несмотря на то что имел довольно смутное представление о фактической стороне эпохи и на месте действия никогда не бывал" (Дэвид Дайчес "Сэр Вальтер Скотт и его мир") Зато английская википедия более прямолинейна: "В романе "Айвенго" встречается множество мелких ошибок. Например описание турнира в Ашби более соответствует 14 веку, а большинство упоминаемых Скоттом монет - экзотичны". Это уже кое-что! Помните, что писал рецензент лабиринта про доспехи?
Дадим словo самому Вальтеру Скотту и посмотрим, что изображает Иткин:
Здесь возвышался холм такой правильной формы, что казался насыпанным человеческими руками; на вершине сохранился неполный круг из огромных необделанных камней. Семь из них стояли стоймя, остальные были свалены руками какого-нибудь усердного приверженца христианства и лежали частью поблизости от прежнего места, частью — по склону холма. Только один огромный камень скатился до самого низа холма, преградив течение небольшого ручья, пробивавшегося у подножия холма, — он заставлял чуть слышно рокотать его мирные и тихие струи.
Два человека оживляли эту картину; они принадлежали, судя по их одежде и внешности, к числу простолюдинов, населявших в те далёкие времена лесной район западного Йоркшира. Старший из них был человек угрюмый и на вид свирепый. Одежда его состояла из одной кожаной куртки, сшитой из дублёной шкуры какого-то зверя, мехом вверх; от времени мех так вытерся, что по немногим оставшимся клочкам невозможно было определить, какому животному он принадлежал. Это первобытное одеяние покрывало своего хозяина от шеи до колен и заменяло ему все части обычной одежды. Ворот был так широк, что куртка надевалась через голову, как наши рубашки или старинная кольчуга. Чтобы куртка плотнее прилегала к телу, её перетягивал широкий кожаный пояс с медной застёжкой. К поясу была привешена с одной стороны сумка, с другой — бараний рог с дудочкой. За поясом торчал длинный широкий нож с роговой рукояткой; такие ножи выделывались тут же, по соседству, и были известны уже тогда под названием шеффилдских. На ногах у этого человека были башмаки, похожие на сандалии, с ремнями из медвежьей кожи, а более тонкие и узкие ремни обвивали икры, оставляя колени обнажёнными, как принято у шотландцев. Голова его была ничем не защищена, кроме густых спутанных волос, выцветших от солнца и принявших тёмно-рыжий, ржавый оттенок и резко отличавшихся от светло-русой, скорей даже янтарного цвета, большой бороды. Нам остаётся только отметить одну очень любопытную особенность в его внешности, но она так примечательна, что нельзя пропустить её без внимания: это было медное кольцо вроде собачьего ошейника, наглухо запаянное на его шее. Оно было достаточно широко для того, чтобы не мешать дыханию, но в то же время настолько узко, что снять его было невозможно, только распилив пополам. На этом своеобразном воротнике было начертано саксонскими буквами:
«Гурт, сын Беовульфа, прирождённый раб Седрика Ротервудского».
Возле свинопаса (ибо таково было занятие Гурта) на одном из поваленных камней друидов сидел человек, который выглядел лет на десять моложе первого. Наряд его напоминал одежду свинопаса, но отличался некоторой причудливостью и был сшит из лучшего материала. Его куртка была выкрашена в ярко-пурпурный цвет, а на ней намалёваны какие-то пёстрые и безобразные узоры. Поверх куртки был накинут непомерно широкий и очень короткий плащ из малинового сукна, изрядно перепачканного, отороченный ярко-жёлтой каймой. Его можно было свободно перекинуть с одного плеча на другое или совсем завернуться в него, и тогда он падал причудливыми складками, драпируя его фигуру. На руках у этого человека были серебряные браслеты, а на шее — серебряный ошейник с надписью: «Вамба, сын Безмозглого, раб Седрика Ротервудского». Он носил такие же башмаки, что и его товарищ, но ремённую плетёнку заменяло нечто вроде гетр, из которых одна была красная, а другая жёлтая. К его шапке были прикреплены колокольчики величиной не более тех, которые подвязывают охотничьим соколам; каждый раз, когда он поворачивал голову, они звенели, а так как он почти ни одной минуты не оставался в покое, то звенели они почти непрерывно. Твёрдый кожаный околыш этой шапки был вырезан по верхнему краю зубцами и сквозным узором, что придавало ему сходство с короной пэра; изнутри к околышу был пришит длинный мешок, кончик которого свешивался на одно плечо, подобно старомодному ночному колпаку, треугольному ситу или головному убору современного гусара. По шапке с колокольчиками, да и самой форме её, а также по придурковатому и в то же время хитрому выражению лица Вамбы можно было догадаться, что он один их тех домашних клоунов или шутов, которых богатые люди держали для потехи в своих домах, чтобы как-нибудь скоротать время» по необходимости проводимое в четырех стенах.
Подобно своему товарищу, он носил на поясе сумку, но ни рога, ни ножа у него не было, так как предполагалось, вероятно, что он принадлежит к тому разряду человеческих существ, которым опасно давать в руки колющее или режущее оружие. Взамен всего этого у него была деревянная шпага наподобие той, которой арлекин на современной сцене производит свои фокусы.
Этот всадник, так же как и его спутник, был одет в длинный монашеский плащ, но красный цвет этого плаща показывал, что всадник не принадлежит ни к одному из четырех главных монашеских орденов. На правом плече был нашит белый суконный крест особой формы. Под плащом виднелась несовместимая с монашеским саном кольчуга с рукавами и перчатками из мелких металлических колец; она была сделана чрезвычайно искусно и так же плотно и упруго прилегала к телу, как наши фуфайки, связанные из мягкой шерсти. Насколько позволяли видеть складки плаща, его бёдра защищала такая же кольчуга; колени были покрыты тонкими стальными пластинками, а икры — металлическими кольчужными чулками. За поясом был заткнут большой обоюдоострый кинжал — единственное бывшее при нём оружие.
Храмовник тоже переоделся — его костюм был тоже богат, хотя и не так старательно и замысловато украшен, но сам он производил более величественное впечатление, чем его спутник. Он снял кольчугу и вместо неё надел тунику из тёмно-красной шёлковой материи, опушённую мехом, а поверх неё — длинный белоснежный плащ, ниспадавший крупными складками. Восьмиконечный крест его ордена, вырезанный из чёрного бархата, был нашит на белой мантии.
На голове у него была высокая четырехугольная жёлтая шапка особого фасона: закон повелевал евреям носить их, в знак отличия от христиан. (из предыдущей главы)
В романе дело происходит в 1190-е, так что с доспехами тогда было действительно не очень.
http://www.nasled.org/vitaz/galerea_dospehov/srednevekovie_shlemi.htm
Скоттнесколько раз упоминает страусиные (?) перья на шлемах, а они, похоже, вошли в
моду при Максимилиане 1 (1459-1519) (там же, шлем армэ). Их и рисует
везде Иткин.
"В эту минуту дверь распахнулась настежь, и на пороге появился
храмовник. Вид его был ужасен: золоченые доспехи - проломлены и залиты
кровью, а перья на шлеме частью сорваны, частью обгорели."
"за ним Бриан де Буагильбер в блестящих боевых
доспехах, но без копья, щита и меча, которые несли за ним оруженосцы. Лицо
его, отчасти скрытое длинным пером, спускавшимся с его шапочки, отражало
жестокую внутреннюю борьбу гордости с нерешительностью".
Рецензент прав: тамплиеры носили белый плащ с красным крестом, а восьмиконечный белый крест - знак отличия госпитальеров, они же иоанниты, (рыцарей Мальтийского ордена). Что же было делать художнику, если автор ошибся?
Ошибок Скотта не стоит бояться: это не учебник истории, а художественное произведение, которым зачитывались не только мальчишки, но и писатели девятнадцатого века.
“Bо Франции «Дорвард» неожиданно произвел такой же фурор, какой в свое время «Уэверли» вызвал в Шотландии, а «Айвенго» — в Англии. Французские модницы принялись шить наряды из шотландки цветов дома Стюартов — a la Walter Scott6, и каждое утро цепочки экипажей выстраивались перед лавкой, где торговали этой материей. Об авторе заговорил весь Париж, и роман расходился тысячами. В Германии у Скогта уже было много приверженцев во главе с Гёте, объявившим его и Байрона своими любимыми писателями. Теперь же сэру Вальтеру предстояло сделать жанр романа модным и во Франции; Дюма, Бальзак и Гюго признали влияние Скотта на их творчество. Италия и другие страны тоже не остались в стороне. Парижский гвалт перекинулся на Британские острова. “ (Хескет Пирсон “Вальтер Скотт”) Романы Скотта пользовались огромной популярностью в России среди читающей публики. В России появились и свои "Вальтер Скотты", к ним современники причисляли в первую очередь И. Лажечникова (автора "Ледяного дома") и Ю.Загоскина. Даже А.С. Пушкин был увлечен произведениями шотландского писателя, в "Капитанской дочке" литературоведы находят множество параллелей и пересечений с его романами (см. http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v39/v39-165-.htm) В 1835 г. Пушкин перечитывал В. Скотта, сохранив неизмененной свою прежнюю высокую оценку его романов. «Читаю романы В. Скотта, от которых в восхищении», — писал он жене из Михайловского 25 сентября 1835 г.
Об издании: перевод классический, комментарии тоже.
Айвенго