Много обо всём. (2,6)
В последнее время ( последние полгода) меня мучает косноязычие и невозможность сформулировать свои мысли достойным для поста образом. Лишь иногда находила в себе силы что-то прокомментировать, потому что с большим интересом продолжаю следить за тем, что происходит у вас, мои друзья-товарищи.
В связи с этим упущено много возможностей поделиться нашими новостями, наблюдениями и переживаниями. Но совсем уходить в подполье мне бы не хотелось, в первую очередь, в личных интересах. Время многое стирает из памяти, дни и события превращаются в одноликую серую массу, рутину, и даже те моменты, которые касаются изменений в развитии ребёнка уже не так отчётливо помнишь, спустя несколько месяцев. И так здорово иметь возможность заглянуть в дневник и освежить в памяти свои радости и чаяния того или иного периода жизни. Особенно важным это стало видится сейчас, когда стало совершенно ясно, что Яромир развивается по особенному сценарию.
Пост опубликован к знаменательной дате - 11 июня Яромирке исполнилось 2,5 годика.
Это сборная солянка - черновых записей, которые мне даже не хочется редактировать.
2.4 c хвостиком
слова: тётя (похоже), дусь (душ), баби(барни), фу, бах, дуй, кака(пока)
27.04 - удивил в ванной тем, что стал загибать пальцы и считать вместо меня, когда я забыла это сделать, отобрав у него душ. произнёс похожие звуки на1,2 (да), пя (пять)
28.04 - насмешил и удивил, сказав Фу спонтанно, когда папа пукнул.
А ещё заметила, что он стремится всё что у меня падает поднять. Я даже и бровью не успеваю пошевелить. Такой воспитанный мальчик)))
29.04 - почти помогал мне рассказывать сказку Про Глупого мышонка. Вставлял Гага, Ка-ка (ква-ква), не ( нет) и ещё что то, плюс жесты. Удивил!!
30.04 - много повторял за карточками домана, особенно, марки машин. Научился почти говорить (муль) и Ка (кран). Показывает буквы К и У в словах, озвучивает их самостоятельно. Стал делать Ууууу с оттопыренными указательными пальчиками, изображая, как пчёлки летят. Это на слово Улей и летящий пчелиной рой.
1.05 Много звуков при просмотре карточек Домана. Появилось уверенное "ищё". Сам про него вспомнил и весь день чередовал с другими просьбами.
6.05 вчера уезжал и сам помахал папе ПОка и сказал это слово. Вообще, активно и без напоминаний машет привет и пока во многих случаях. реагирует на звук домофона "папа", иногда бежит в коридор его встречать. Обнимает.
Наконец-то открыла секрет его протяжному " Иика". Оказывается, это эхо на Яромирка! Вот он сегодня бегад и наяривал круги на мой зов.
- Яромирка!
- иика! иика!
а ещё, увёл меня сегодня во время пешей прогулки аж в Сатурн! Подвёл к лифту, поднялись на третий этаж, потом он по лестнице привёл меня к закрытой двери от зала, где у нас пение и танцы. расстроился жутко, что не зашли, плакал сильно.
Пока ждали меня с папой, упал на железяки от пандуса и ушиб коленку сильно. Прихожу, папа мне рассказал историю. И Яромир начал на своём пересказывать. Эмоционально, и даже на мои вопросы добавил детали. бах! бобо! и показывает на коленку. Вот, первый монолог - рассказ, считай.
После столько всего хорошего черная полоса просто обязана была наступить. И она не заставила себя ждать. На протяжение последней недели, Яромир стал сверхвозбудимым очень капризным ребёнком, с рыданиями почти на ровном месте, с истериками, которые сопровождали практически всю нашу совместную деятельность, кроме просмотра мультиков. Разбрасывание со злостью предметов, игрушек, швыряние в мебель, валяния на полу.. Любая самая мелкая неудача - и сразу взрыв! И без возможности как-либо помочь и успокоить. Я была в шоке от этого затяжного ора, я не узнавала своего сына. И если пару недель назад я позволила себе заявить психологу, что с нежелательным поведением ребёнка мы умеем справляться, и что его количество и вариации не выходят за условные рамки "нормы", то сейчас бы это был совсем другой разговор.
Я с ухмылкой вспоминала своего солнечного мальчика и понимала, что пришёл и наш черёд вкусить аутичное протестное поведение в полном масштабе. Самое ужасное, это когда ломаешь голову над тем,ЧТО происходит в данный момент в ЕГО голове, ЧТО вызывает такую бурную реакцию в том же контексте, казалось бы, в котором раньше он вёл себя гораздо адекватней. И это недоумевание просто вводило в ступор, а иногда вынуждало срываться на собственное протестное поведение.
Естественно, я стала задумываться о возможных причинах подобного ухудшения в настроении и поведении. Слава Богу, этот период сам по себе закончился и, очевидно. был связан с прорезыванием клыков, дурным режимом дня, и прекращением приёма пикамилона и нервохееле с нейромультивитом.
13.05 Пришёл с утра и сказал буквально целое предложение " мама, дай му..."
Играл с папой в машину - катали друг другу довольно продолжительное время. Когда присоединилась я с видеокамерой, он попробовал катнуть мне. и так мы втроём хоть недолго совсем, но поиграли. Впервые, пожалуй. Ура!
На площадке вечером, с пятилетним Андреем, замечательно играл в друга-наблюдателя. Говорил Пока "КакА!", махал ручкой в ответ на реплику мальчика, перед тем как тот скатывался вниз по трубе, и бежал его встречать ( спускался на несколько пролётов вниз по комплексу. Потом с визгом поднимался в верх, чтобы не дать опередить себя и в самом узком месте лестницы, наверху перед площадкой горки, любезно пропускал его. Самое удивительное, что Яромир стал подталкивать своего партнёра по игре ручкой в спину, когда тот проходил вперёд. Получалось так по-товарищески, мол, "давай дружище, ещё разок прокатись. Я пропущу." Я была в полном восторге от происходящего. Буквально не верила своим глазам. И вдвойне приятно, что мой аутёнок скрасил этому одинокому мальчику вечер на пустой площадке, пока его молодая мама, чуть поодаль мило общалась с подругами за бутылочкой пива ( или ситро?)в летнем кафе. Андрей был доволен такой компанией.
Интересно, что им мне и Яромиру нравятся одни и те же люди. Включая детей. У него какая то чуйка срабатывает, что ли. Он пробуют законтачить только с милыми и воспитанными детками, а другую братию сторонится.
30.05 Полмесяца не писала уже. Вот лентяйка. А ведь много всего по-маленьку набралось.
Продолжает тренировать свои Эхо - навыки. Много чего повторяет, но особо не напрягается. Обычно пользуется уже знакомыми слогами, чуть видоизменяя.
Но! Появились трёхсложные слова буквально недавно.
Дюдюка.
Кокося. ( Что это?))
Пи-пись))
В ванной сегодня во время игры "Куда укусила черепаха" произнёс неспешно но слитно -
Пузико
Стал много считать по порядку. Чётко звучит от 1 до 5, а дальше нечто похожее на шесть и семь.
Показывает любимые буквы всюду. На данный момент, самая любимая - К. Может безошибочно У, О, М, А показать. Я специально не учу, что самое главное.
Увидел букву Х в плиточной раскладке в магазине, в ванной, и даже в прострочке на обивке дивана. Удивил!
Попробовала дать ему задание, найти формы в повседневных объектах на карточках - справился практически сам, без труда. Любит круг - показывает на часах.
Стал в Сказке о глупом мышонке продолжает вставлять "слова" и звуки. Помимо ГАГа, появились, Хр - Хрр, Иго-го с небольшой подсказкой.
А сегодня произошёл исторический момент! Согласился за Барни сделать пи-пись в подставляемый мною горшок, когда сам находился в ванне. Вставал с энтузиазмом и делал импровизированное кап-кап, чтоб получить новый кусочек. Это прорыв для нас! С киндер-шоколадом не сработало. вообще перестал в ванной демонстративно писать, после того как я его достала с попытками подставить горшок.
Вот, что значит выбор правильного мотиватора!
16.06
Яромир проходит курс лечения ЗПРР кортексином. Ещё 4 укола предстоит сделать. Держится молодцом, Барни помогает забыть о неприятностях быстро. Рада, что на новокаин мы не среагировали.
Между тем, Яромир становится повторюшкой. Многое пытается воспроизвести сам за услышанным и выхваченным из взрослых бесед. Пока это односложные и реже двухсложные слова, что ему доступны.
Нет звуков В, Ш и многих других вообще. сложно переключается с одной согласной на другую. Но моторно уже многое может, по сравнению с тем, что было пару месяцев назад.
Может спонтанно сказать Пока - но чаще звучит КакА))
С горшком сложно всё. Писает в него редко. В трусы тоже не всегда. Ждёт памперсов или ванну. Наделав в штаны, в половине случаев вообще не реагирует на то, что мокрый. Это больше всего напрягает. Ну и просыпается всегда с полным подгузником. не работает контролёр в мозгу пока.
Любит ритуалы. Но это имеет и положительную сторону. Ритуалы социально значимые, типа выбросить мусор в ведро, поставить вещь обратно на место ( в магазине заинтересовавшую игрушку!), поднять что-то упавшее у мамы и т.п. - выполняется самостоятельно и с радостью.
Сейчас появилась фишечка с одеждой - не любит задравшиеся штанины или подвёрнутые рукава, сразу пытается вернуть на место, до привычной длины. Было забавно наблюдать за ним, как он привыкал к футболке с короткими рукавами, которые не носил долгий осенне-зимне-весенний период. Вид был недоумевающий. Постоянно дёргал за край рукава, будто пытаясь натянуть вниз. "Ужас! Родители стали экономить на собственном ребёнке!" - читалось в его глазах. Хорошо что это не переросло в проблему, и кофта с длинным рукавом надетая поверх футболки на улицу, отвлекла его. А когда по возвращению домой сняли её, то на короткий рукав внимания уже не обращал. Уфф.
Я часто думаю о том, как мне повезло, что у Яромира нет этой серьёзной зацикленности, присущей многим аутистам, и так сильно осложняющей жизнь. Также радует, что у него хорошая память, и он быстро запоминает то, на что удалось обратить его внимание.
У нас появились диалоги, типа такого:
Яромир: фкуси ( включи)
Я: что?
Яромир: муйк (мультик)
Я: Кузю?
Яромир: не
Я: Леопольда?
Яромир: не
Я: Котёнка Гав?
Яромир молчит
Я: да?
Яромир: да!
Девочки, мои хорошие, мамочки нормотипиков, вы не представляете какое это счастье!
Сейчас яромир уверенно считает до 10. Называет эти цифры в книжке.
Также любит буквы. Знает не все, но мы специально над ними и не работали. Есть любимые. Он их видит всюду.
Едем недавно в автобусе по Ярославке. Яромир смотрит в окно и неожиданно мне " Ха!" Я конечно повторила за ним, подкрепила реакцию по привычке. А сама думаю: " где ему привидилось то?"
А оказывается, проезжали XL.))
Кроме экспрессивной речи, улучшилось и её понимание. Не могу сказать, до какой степени. Но общаться с ним стало намного легче. Такой важный навык по АВА как "навык слушателя" у нас явно прогрессирует.И это также боольшой повод для радости.
Расстраивает его моторика. Он будто на шарнирах, движения рук как у ДЦПшника зачастую. Также часто кривит рот, прижимает подбородок или щёку к груди, дёргает плечами. Когда я это вижу, немного расстраиваюсь. Но при этом, понимаю, что пока он ведёт себя социально приемлемо, пока с ним можно общаться, а такая странная моторика не мешает ему функционировать как обычные здоровые дети - я не буду напрягаться по этому поводу. Может перерастёт. А если нет - это не самое страшное, что может быть при нашем расстройстве.
Остальное буду писать в отдельных постах.