Экскурсия в Дом Пашкова
КУЛЬТПОХОДБольше всех нетерпелось попасть в этот дом Варе. В прошлом году мы планировали принять участие и потанцевать на ежегодном Кадетском балу, но не получилось. В этом году тоже не вышло. Мечта о бале пока не сбылась) Но зато удалось побывать в зале, где кружась в вальсе, порхают юные пары.
Сложная, интересная, окутанная множеством неразгаданных тайн, судьба у этого здания. Кто был его архитектором? Кто такой Пашков и чем он знаменит? Как связан этот дом с библиотекой Ивана Грозного и есть ли отсюда проход в таинственные московские подземелья? Здесь ли танцевала свой первый бал Наташа Ростова и проходил знаменитый бал Сатаны? На многие из этих вопросов так и нет ответа по сей день. Архитектор дома не известен, так как все документы сгорели в пожаре 1812 года. Предположительно Боженов, но многие сомневаются в этой версии. Дом был полностью разрушен (сгорел) во время войны с Наполеоном, но и до этого перестраивался неоднократно, и после тоже. Построен на Ваганьковском холме, на котором в древности совершали языческие обряды и жертвоприношения.( Может именно потому Булгаков описал Пашков дом в своем бессмертном романе?) Затем было построено много часовенок, по некоторым данным не менее 12. Затем учрежден потешный двор, а уже в Симеоновской летописи упоминается, что в 1446 году великий князь Василий II поставил на Ваганьковском холме загородный двор Софьи Витовтовны ,вдовы великого князя Василия Дмитриевича. С этого времени начинается история Государева Двора, загородной резиденции московских князей. По легенде, в этом дворце на Ваганьковском холме укрывался от московского пожара 1547 года Иоанн Грозный, бежавший затем на Воробьевы горы. Старинные московские легенды утверждают, что отсюда в сторону Волхонки вели подземные ходы. И тайна библиотеки Ивана Грозного так же связана с катакомбами Дома Пашкова.
Но вернемся к сегодняшнему дню. Хочу сказать, что внутри дома, после всех перестроек, переделок и ремонтов, осталось очень мало того, что напоминало бы о былой роскоши. Крашенные стены, современная плитка (мрамор не везде), есть даже лифт. Это нарушает атмосферу. Но когда слушаешь рассказ экскурсовода (а нам с ним очень повезло), перестаешь замечать несоответствия. До заветного зала мы добрались ближе к концу экскурсии. Варя была счастлива)
Роскошный потолок. Пожалуй только здесь.
Кстати о Наташе Ростовой. Не здесь был ее первый бал. В этом доме не было такого огромного зала, появился он только в следствии переделок уже гораздо позже знаменитого романа. Так что Лев Толстой не мог описывать этот зал, в виду его отсутствия в то время.
Дом Пашкова, это действующая библиотека. Мы прошлись по залам. Как я люблю этот запах! Запах старых книг!
С того времени сохранились две чугунные лестницы. Примечательно то, что это не сборная конструкция, а целиковая. Все выверено до миллиметров, привезено , доставлено и установлено с поразительной точностью.
В доме часто проходят различные небольшие выставки. Мы попали на две. В витринах красовались старые виниловые пластинки, а в еще одном зале была выставка картографии. Можно сказать, что нам повезло, мы застали на месте профессионального картографа и он прочел нам небольшую лекцию. Впечатлил деревянный глобус, который до того, как попал в библиотеку, хранился в гараже. Владелец передал его музею безвозмездно
Понравились массивные торжественные люстры. Не знаю, сохранились ли это те давние, или это реплики. Не спросила
Вот собственно и все. Есть еще несколько фото интересных статуй, видов из окна дома. Но не буду показывать досконально, так как некоторые мои друзья с ВВ идут на эту экскурсию в ближайшее время. А для тех, кто не идет, расскажу немного о Пашкове, в честь которого и зовут этот Дом. Это интересно.
Часть текста, который ниже, я взяла в интернете. Прошу прощения у авторов (они не указаны), но запомнить сразу такой объем информации с датами, мне сложновато, а даты все же имеют значение)
В 1783 году капитан-поручик лейб-гвардии Семёновского полка Пётр Егорович Пашков
выкупил эти земли, получив у графа Чернышева документы «на вечное потомственное владение». Удивительный факт, одно из самых значимых мест Москвы, напротив Кремля, получает человек не самого высокого социального происхождения. Богатый московский откупщик и первый русский водочный король. В то время далеко не все дворяне желали общаться с подобным человеком. Пашков был очень тщеславным, задумал возвести дом, который бы потряс всю Москву. Ему это удалось. Вот здесь берет верх версия о авторстве Боженова. Как известно, архитектор был обижен на Императрицу Екатерину вторую, за то, что она "забраковала" дворец в Царицино. Плюс обиженный на общество Пашков. Отличный альянс) Здесь соединяется стремление архитектора отомстить императрице , и тщеславие Пашкова. Дом визуально кажется выше башен Кремля. Более того, он стоит «спиной» к древней крепости, а своим главным фасадом обращен в сторону Старо-Ваганьковского переулка. Хотя, вряд ли можно было построить парадный подъезд к дому по крутому склону Ваганьковского холма. Завершал дворец пышный бельведер, окруженный колоннами. По некоторым данным, его венчала огромная статуя Минервы - реверанс в сторону Екатерины, олицетворявшей себя с Богиней мудрости. На склоне перед дворцом был разбит прекрасный сад. В нем били фонтаны, разгуливали павлины и другие экзотические птицы (их разведение было страстью Пашкова). Вдоль дорожек стояли слуги, в обязанности которых вменялось рассказывать гостям обо всех диковинках сада.
Пашков был бездетным, и после его смерти, дом достался его родственникам. В 1812 году, как я уже писала, дворец сгорел. Денег на восстановление у владельцев не было. Но Пашков дом уже в то время имел важное градостроительное значение, поэтому его восстановили за казенный счет в формах, близких к допожарным, чего обычно не делали в других случаях. Работы были поручены архитектору Осипу Бове, который хорошо знал первоначальный облик дома. Тем не менее бельведер лишился статуи Минервы, его коринфские колонны были заменены на ионические, что несколько утяжелило его. Прежде открытые боковые галереи были перекрыты двухскатной кровлей. Но и после восстановления нужны были средства на содержание, но и их у владельцев не было. Дом опустел, обветшал, окна заколотили, сад зарос. В 1839 году казна выкупила его под Московский дворянский институт, позднее в доме Пашкова была размещена Четвертая мужская гимназия. В 1861 в доме Пашкова разместился Московский публичный и Румянцевский музеум, первое художественно-просветительское учреждение в Москве. Парадокс, но прежде в Москве, второй российской столице, подобного музея не было, только лишь частные собрания и коллекции. В основу Румянцевского музея была положена богатейшая коллекция графа Румянцева , которая насчитывала 28512 томов книг, 710 рукописей и рукописных книг, а также предметы искусства и этнографии. Перед смертью он завещал передать всё «на пользу Отечеству и на благое просвещение».
Большой вклад в коллекцию книг, сделали москвичи. Среди дарителей были Софья Толстая, Вернадский, Готье и многие другие. После революции Румянцевская библиотека получила статус главной библиотеки страны, а залы заполнялись конфискованными экземплярами. В 1988 году здание закрыли на ремонт и признали аварийным. Оно снова стояло обветшалым. В 90-е его хотели выкупить под казино, но слава Богу хватило благоразумия не пойти на эту сделку. Новая жизнь началась только лишь в 2007 году, Пашков дом снова открыл свои двери. Сейчас в нем располагаются научно-исследовательский отдел рукописей, отдел картографических изданий, отдел нотных изданий и звукозаписей, культурно-выставочный комплекс.