ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА
Статьи и рекомендации о здоровьеСуществуют определенные нормы, ступени своеобразной лестницы двигательного развития ребенка. Родителям необходимо знать их, чтобы контролировать своевременность овладения ребенком новыми видами движений и приобретения им определенного уровня развития физических качеств.
I ступень (с момента рождения до полутора лет)
К концу первого месяца жизни ребенок может поднять голову из положения лежа на животе.
2-месячный ребенок в положении лежа на животе поднимает голову и туловище, удерживает голову в вертикальном положении 1-1,5 мин. К шестой неделе жизни ребенок начинает улыбаться, проявляет способность следить за яркими предметами.
3-месячный нормально развитый ребенок тянется к предмету, может удерживать его руками, свободно удерживает голову в вертикальном положении, приподнимает туловище, опираясь на предплечья, реагирует на звук поворотом головы, смеется.
4-месячный ребенок может крепко упираться ногами, если взрослый удерживает его в вертикальном положении, сидит с поддержкой, из положения лежа на животе приподнимается на руках, опираясь на ладони, может самостоятельно перевернуться со спины на живот, захватывать и удерживать в руках мелкие предметы.
5-месячный ребенок сидит, играя предметами, стоит прямо, не сгибая ноги, если взрослый поддерживает его под мышки, подолгу лежит на животе, опираясь на руки, удерживая туловище в вертикальном положении, пытается перевернуться с живота на спину.
6-месячный малыш сидит без поддержки, играя подвешенными предметами, легко переворачивается с живота на спину, хватает предметы одной рукой и при поддержке взрослого пытается переступать ножками, ползать на четвереньках. Если ребенка этого возраста потянуть за ручки, он может сесть и даже встать.
7-месячный ребенок сидит без поддержки, наклоняет и выпрямляет туловище, садится, держась за пальцы взрослого, ползает на четвереньках при поддержке под грудь. Ребенок этого возраста может встать на колени, цепляясь за сетку кроватки, поднимает выроненный предмет, переклады вает игрушку из одной руки в другую.
8-месячный ребенок может самостоятельно садиться и стоять с помощью взрослого, самостоятельно вставать на ноги, цепляясь за сетку кроватки; хорошо ползает, переступает с ноги на ногу, играет в "ладушки", проявляет интерес к игрушкам.
">9-месячный малыш может самостоятельно стоять, держась за мебель, ходить при поддержке за руки, самостоятельно садиться и вставать на колени, играть игрушками.
10-месячный ребенок самостоятельно ползает, встает без поддержки, ходит, держась за руку, крепко держит игрушки, начинает сознательно выполнять некоторые движения: дает и берет игрушку, прячет мяч.
11-месячный малыш может долго стоять без поддержки и опоры, хорошо ходит с помощью взрослого, приседает без опоры, переходит от одного предмета к другому, держась за них ручками, катает мяч сидя.
12-месячный ребенок самостоятельно ходит, может приседать и вставать без опоры, его движения усложняются: он может принести предметы по просьбе взрослых, открыть или закрыть дверь.
13-14-месячный ребенок ползает по ступенькам, взбираясь на высоту до 1 м, может без остановки пройти 10 м, перелезть на четвереньках через бревно.
15-16-месячный ребенок уверенно ходит, перешагивает через препятствия, перелезает через невысокие препятствия. Ребенок этого возраста может бросить маленький мячик на расстояние до 0,5 м.
Полуторагодовалый малыш легко влезает на предмет высотой 10 см, перешагивает через препятствия такой же высоты, способен бросить мяч в цель достаточно большого размера.
До этого возраста у большинства детей психическое и двигательное развитие происходит параллельно. При этом развитие движений является основой для умственного развития и становления психики ребенка. Именно в этом возрасте благодаря двигательной активности материализуются представления о пространстве и времени, о причине и следствии.
В этот период жизни лучше всего создавать условия для обучения ребенка движениям. Напомню, что обучение тем видам движений, к которым ребенок еще не готов, не приносит успеха.
Известно, например, что годовалые дети, в течение 6 месяцев обучавшиеся езде на трехколесном велосипеде, ездили на нем не лучше детей, впервые севших на велосипед позже, так как двигательные навыки у них были неправиль ны, а интерес к этому занятию упал.
В то же время другими исследованиями доказано, что, несмотря на отсутствие непосредственного эффекта раннего обучения, дети, обученные некоторым движениям в младенческом и преддошкольном возрасте (1,5-3 года), превосходят своих ровесников по двигательным показателям.
Пока еще очень мало известно об особенностях формирования двигательных навыков у детей этих возрастных групп, поэтому правильнее не навязывать ребенку свою жесткую родительскую волю, а положиться на присущее ему любопытство и обеспечить возможность его удовлетворения. Основное внимание при этом следует уделять созданию условий для развития тех двигательных способностей ребенка, которые позволяют ему следовать вышеприведенному графику двигательного развития.