Советы фотографу и модели:
КАК НЕ СТЕСНЯТЬСЯ КАМЕРЫ
Многие из нас, находясь перед камерой, чувствуют себя смущенными, не знают, что делать, куда смотреть, чем занять руки и что делать с ногами. Как быть?
Неуверенный в себе человек зависим от оценки других, от общепринятых шаблонов поведения, привычных представлений. Он ограничивается лишь ближайшими, видимыми целями, не используя имеющиеся у него возможности максимально.
Существуют две красоты: духовная и телесная. Но если духовная красота не передается путем химической реакции реактивов с фотоматериалами, то красота телесная вполне ей под силу. Духовный мир передается средствами фотографии опосредованно, при помощи ассоциаций, воображения и прошлого опыта.
Снимок может не состояться как произведение искусства, если фотограф или модель будут грубо и непродуманно перекраивать, видоизменять и себя, и окружающую среду. Как показывает практика, самые удачные снимки - наиболее естественные.
Красивым может быть только естественное. А все естественное есть проявление подлинных чувств. Мало того, стремление выглядеть иначе, чем в действительности, создает непреодолимый барьер в получении действительно хорошего снимка даже у профессиональных фотографов. Придание модели имиджа, не свойственного ей, в любом случае приведет к неудачным снимкам.
Как выглядеть естественно? Начните изучать себя, в какой позе вы, например, смотрите телевизор, стоите на автобусной остановке, находитесь за стойкой бара, отдыхаете на пляже, занимаетесь повседневными делами. Таких поз наберется не очень много. Чтобы зафиксировать эти естественные для вас положения тела, а потом воспроизвести перед камерой, необходимо запомнить их на физическом уровне. Приняв позу, закройте глаза и слегка пошевелите всеми конечностями тела, головой и попробуйте запомнить эти ощущения. В актерском мастерстве это называется памятью физических действий.
Потом через некоторое время попробуйте их воспроизвести. Надо учитывать и свое душевное состояние в момент принятия позы, так как любой эмоции соответствует конкретный жест.
Стоит заметить, что в искусстве никакой жертвенности быть не может, кроме ограничений от плотских излишеств. В вас должен жить художник, который впитывает в себя красоту, тайны, перипетии, коллизии, радости и беды окружающей жизни.
В фотографии важно уметь воспроизводить окружающую жизнь так, чтобы она выглядела реальной или же чтобы зритель воспринимал ее как реальную. Это можно назвать высшим пилотажем как фотографа, так и модели.
Чтобы посмотреть на себя со стороны, попросите своих друзей или фотографа зафиксировать вас в выбранных привычных позах. Теперь, находясь перед объективом, у вас не возникнет трудностей в выборе статичных положений тела. Занятия спортом, танцами, актерским мастерством значительно пополнят ваш набор поз.
Затем задание следует усложнить.
Для того чтобы придать рукам правильное положение, уже потребуется проявить все то актерское мастерство, на которое вы способны. Попробуйте, для начала перед зеркалом, найти такую позу, чтобы у зрителя возникало такое ощущение, что вы держите в руках конкретный предмет: книгу, поварешку, череп шекспировского Йорика, гремучую змею или любой другой по вашему усмотрению.
После этого проделайте то же самое перед своими родными или друзьями, чтобы убедиться, насколько знаковая система вашего тела и мимика понятна зрителям.
Теперь остается психологический барьер, так называемый синдром гипнотизирующего объектива.
Обычно он выражается в следующем: учащается сердцебиение, дыхание, появляется сильная бледность (поэтому профессионалы стремятся скрыть ее под гримом), лоб покрывается испариной, во рту пересыхает. Наступает момент, когда вероятность обморока наиболее высока. Но через некоторое время, когда угроза оказывается ложной, все возвращается на свои места.