В последнее время очень большая часть моей работы посвящена тому, как общаться с детьми так, чтобы они слышали и слушались. И не скрою, львиная часть моих сил в общении с собственными детками уходит именно на это. И я в очередно раз задаюсь вопросом, а почему это так сложно? Почему на то, что родители еще 20 лет назад решали парой подзатыльников и тройкой бранных фрах, мы, нынешние родители тратим столько сил. Слушаем вебинары, читаем умные книги, ходим к психологу, испытывая при этом еще и угрызения совести. А может быть, просто врезать ему пару раз и прекратить эту ненужную суету?
Давайте вспомним, для какой жизни воспитывали нас родители 20 -30-40 лет тому назад? Они воспитывали нас для жизни в тоталитарном государстве, в государстве, в котором главной ценностью было послушание и дисциплина. Послушный, дисциплинированный исполнитель, имеющий на протяжении всей жизни одну запись в трудовой книжке, обеспеченный работой и имеющий одну жизненную задачу: не опозориться и быть законопослушным. Бунт, выдающаяся индивидуальность, личные прихоти не особо приветствовались и являлись тем, что просто мешало человеку нормально адаптироваться к жизни.
Побои, крик и грубость - очень хорошее, быстрое и действенное средство подавить ребенка и заставить его слушаться. На биологическом уровне живое существо как бы "замирает", его не существует, он становится незаметным для окружающих и для себя. Это "замирание" продолжается всю жизнь.Но именно в таком состоянии человек не бунтует, слушается старших и делает то, что ему говорят.
Теперь вернемся в наше время. Что является необходимым условием для жизни в современном обществе? Способность бороться за выживание, ярко выраженная индивидуальность, знание своих потребностей. А еще, умение почувствовать себя и не потеряться в мире самопиара и саморекламы. Все остальное (золотые руки, светлая голова, сильная воля) тоже очень важно, но только если ты не потерялся и смог найти этому место в нашем мире. А теперь представьте, что происходит с человеком, воспитанным по принципу "побои, крики, унижение". В современном мире он остается беззащитным, без кожи и костей. Имеем ли мы право так воспитывать детей?
Кроме того, к большинству современных детей нельзя предъявлять те дисциплинарные требования, которые предъявлялись к детям еще 20 лет назад. Об этом вам скажет каждая бабка, которая сделает вашему ребенку замечание в автобусе и, конечно же добавит: "Мои росли нормальными". И она будет права. "Они" растут более беспокойными, подвижными и активными именно потому, что окружающая действительность такая. Информационные перегрузки, наша базовая неуверенность в будущем, в конце-концов, экология и продукты. Те структуры в мозге, которые отвечают за дисциплину, внимание, волю, созревают у них гораздо позже. И по хорошему, их бы за парты посадить лет в 9 и в столько же отправлять на все кружки. Но мы как будто сбесились:школа с 6 лет, прописи с 4 лет, гимнастика с 3 лет. Мы совершаем преступление по отношению к ним. Говорю "мы", потому что и сама такая же...
Вот почему, воспитывая современных детей, мы идем по лезвию бритвы. Одна пропасть - формирование "забитой", излишне послушной личности. Другая пропость -асоциальный, эгоистичный, не приспособленный к обществу человек, которому также будет трудно с самим собой. И именно эта ходьба по лезвию бритвы делает воспитание таким сложным, а нас такими неуверенными в себе, постоянно испытывающими угрызения совести и не знающими, правильно ли мы поступили. Нам сложно, но я верю, что придут поколения, которые пойдут по этому лезвию с мастерством эквилибриста.