Малыши и дошколята живут в своём эгоцентричном мире. Они хотят делать только то, что хотят, и только тогда, когда хотят. В сущности, такая модель поведения нормальна для их возраста. Кроме того, дети предпочитают постоянство, предсказуемость.
Они говорят "нет", чтобы избежать неизвестности («Я не хочу лететь на самолёте!»),
избежать перемен («Я не хочу в другой садик!»),
избежать перемен («Я не хочу учиться играть на пианино!»),
избежать потерю контроля («Я не хочу няню!»).
В дополнение ко всему родители часто непреднамеренно поощряют капризы, игнорируя моменты, когда их ребёнок готов к сотрудничеству, и драматизируя ситуации, в которых он не проявляет желания делать то, что от него требуют. Дети быстро усваивают, что нежелание что-либо делать- самый простой способ привлечь внимание родителей. Наконец-, дети обычно не сознают всего контекста, в рамках которого родители предъявляют свои требования. У малышей не развито чувство времени, и они не принимают спешки родителей в той или иной ситуации.
Прежде чем с раздражением реагировать на «нет» ребёнка, задайте себе пять вопросов:
1) ЧТО Я САМ(А) БЫ ЧУВСТВОВАЛ(А) НА МЕСТЕ РЕБЕНКА?
Попытка взглянуть на ситуацию глазами ребёнка - первый шаг в направлении поиска возможности мотивировать его к сотрудничеству. Быть может, он устал? Быть может, ему сейчас очень хорошо наедине с его кубиками? Не смотрит ли он свою любимую передачу? Не боится ли чего-то, что связано с выполнением вашей просьбы?
Когда поймёте состояние ребёнка, сможете сделать так, чтобы он понял вас.
2) ЧТО ПОД СИЛУ МОЕМУ РЕБЕНКУ?
Не слишком ли завышены ваши ожидания? Способен ли ребёнок физически выполнить то, что вы от него ждёте? Способен ли он до конца вас понять? Доступны ли его сознанию слова, которыми вы пользуетесь?
Помните, что каждый ребёнок своеобразен и развивается по своему индивидуальному графику.
3) НАУЧИЛ(А) ЛИ Я СВОЕГО РЕБЕНКА ДЕЛАТЬ ТО, О ЧЕМ ПРОШУ?
Освоили ли вы вместе каждый шаг, уверены ли, что ребёнок знает, что и как нужно делать? Если нет, найдите время научить, например, чистить зубы, и только потом просите сделать это самостоятельно. Для освоения навыка, возможно, потребуется не одно совместное занятие. Запаситесь терпением!
4) СКОЛЬКО ЗАДАНИЙ СМОЖЕТ ВЫПОЛНИТЬ МОЙ РЕБЕНОК?
Если просите его одеться, выключить телевизор и убрать игрушки, сможет ли ребёнок всё это запомнить? Сможет ли переходить от операции к операции, не отвлекаясь на посторонние вещи?
Если не уверены, прежде выясните его возможности. Начните с одного задания и проконтролируйте выполнение, затем дайте сразу два, а позже и три.
5) ЯВЛЯЮСЬ ЛИ Я ХОРОШЕЙ РОЛЕВОЙ МОДЕЛЬЮ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА?
Видел ли когда-нибудь ваш ребёнок, как вы чистите зубы? Как моете руки? Как пользуетесь салфеткой? Как застёгиваете ремень безопасности?
Если нет, помните, что ребёнок берёт пример с вас. Демонстрируйте сами то, чему пытаетесь научить! И это касается не только навыков чистоты и обращения с предметами, но и внутренних качеств - таких, как умение слушать близких, быть вежливым, проявлять заботу.
1. Мама — весь мир. Никогда не стоит говорить: «Тогда я тебя не буду любить». Сюда же относятся фразы: «Лучше бы я тебя не рожала», «Ты одно наказание (убытки)», «Такой ты мне не нужен!» и прочее. Эти фразы вызывают страх смерти.Почему?
Потому что второй после страха смерти страх — быть изгнанным, выброшенным, отделенным, а значит — умереть. Ребенок один не выживет в мире. А мать — это весь мир для ребенка. Сначала мы общаемся с ней как со всем миром, а потом, уже вырастая, мы начинаем общаться с миром, как с матерью, доказывая, что достойны ее любви, принятия, жизни рядом с ней.
2. Не отталкивать своего ребенка, когда он лезет на руки, пообниматься, поцеловаться.
3. Никогда не сомневаться в хорошести своего ребенка. Верьте в него. Кто бы что ни наговорил, что бы ни увидели твои глаза — сначала приди, у него все выясни, пойми, зачем он что-то сделал или не сделал. Но всегда, во всем подразумевай, что он изначально светлый и все его помыслы чисты.Где нет веры, нет любви.
4. Не продолжать ссору и не держать обиду друг на друга более 30 минут. Человек рядом ценнее всего, что мы тут друг другу доказываем. Мириться надо быстро. Ни в коем случае не стоит объявлять «бойкот» своему ребенку.
5. Не уходить в сон, если есть на душе что-то плохое. Хуже нет, когда ребенок, совсем один, уходит к себе после окрика «Иди спать!» с кучей мыслей, а завтрашний день страшит своей неопределенностью, потому что забираешь туда что-то плохое из сегодня. Надо обязательно прощаться на ночь друг с другом, отпустив все плохое, что было за день и взяв в следующий день только хорошее.
6. Выходить провожать к порогу и встречать на пороге, когда пришел. Ощущение дома как крепости, в которой тебя всегда ждут и любят, должно быть у каждого человека.
7. Никогда не ставить материальное выше ребенка. Это о истериках по поводу разбитой чашки или порванных штанов.
8. Говорить с ребенком честно, на все темы и называя вещи своими именами.
9. Спрашивать мнение детей по вопросам, которые затрагивают и их жизнь.
10. Соблюдать личностное пространство, а именно (и в том числе) — не читать письма, переписки, не лазать по карманам.