Про сад
СадПервое, что резануло мой слух, почти шокировало меня, это характер общения воспитателей с детьми. Очень жестко, очень громко. Ни о каких "волшебных" словах, уважительных просьбах и речи не идет. Все в виде приказа: сядь, убери, отойди, положи на место (На место, я сказала!)
Еще запомнившиеся фразы, отвергающие безусловные права личности как таковой: "в саду не положено не хотеть", "не ной, не плачь, над тобой все смеются", "что значит почему? так надо!". Могут звучать и угрозы типа "выставлю в коридор", "скажу маме" и пр. Еще слышала выносимые воспитателями в присутствии детей негаивные суждения об их родителях, о делении детей на плохих и хороших (то есть удобных и неудобных).
Не понимаю, как ребенок может научиться правилам вежливости, если с ним общаются на таком уровне? И я сама видела, как Андрей на очередной окрик воспитателя (не обращенный в его адрес), закрывал уши. Так он делает, когда у нас за стенкой начинает работать дрелью сосед.
Сегодня я даже получила ответ от воспитаеля о причинах такой жесткости. В группе строгий распорядок дня, за соблюдением которого следит старший воспитатель и за уклонения от которого ругает. Чтобы успеть все, дети должны беспрекословно выполнять команды-приказы. Получается, что как будто у воспитателей нет выхода? Даже рассказала мне, что какая-то воспитатель уволилась именно потому, что не успевала следовать программе, а дрессировать детей не могла и не хотела. Сама воспитатель молодая, работает недавно и в самом начале ей делали замечания: "Почему ты с ними так мягко? Они же тебе на шею сядут!" Да и вообще дети другие: дома с ними сюскаются, все разрешают, дети неуправляемые, по-другому с ними не получается.
И второе. Андрею очень сложно освоить множество режимных моментов: сидеть за столиком, пока не поедят все, гулять на территории только своей группы, опять же сидеть и ждать, пока наступит твоя очередь рисовать-клеить-делать поделку (воспитатель не выдает всем материалы, а подходит к каждому индивидуально, остальные должны сидеть и ждать за пустыми столиками). Что бывает за нарушение правил? Громкий окрик, попытка силой вернуть на место, наказание (стульчик в углу). Нет, я понимаю, что это все, возможно, и нужные моменты. И дисциплина. Но почему обо всех этих правилах никто новому человеку не рассказал, не объяснил, а сглаживать конфликт, объяснять приходится мне, когда расстроенный сын в очередной раз выбегает ко мне в раздевалку.
Я не увидела никаких попыток со стороны воспитателей каким-то образом облегчить адаптацию нового ребенка, попытаться его заинтересовать, объяснить те же правила поведения - куда можно ходить, куда нельзя, когда что нужно делать, в какой последовательности. Или я требую совершенно невозможного?
Единственное, что Андрею безусловно понравилось в саду: музыкальные занятия и физкультура. Потому чтотолько там я увидела адекватных, приветливых, улыбающихся (!) педагогов. Думаю, в первую очередь поэтому.
А дети, запомнив меня, стали приходить плакать и жаловаться ко мне в раздевалку, а не к вечно занятому воспитателю, приносят показывать игрушки и просто поговорить. Ведь воспитатель их почти не слушает и не интересуется тем, какие открытия они совершают, какие проблемы их волнуют. Поговорить не с кем, пожаловаться некому, потому что на жалобы самый распространеннный ответ: "хватит ныть, хватит плакать".
Я не увидела банальной человечности, сочувствия, тепла, доброты со стороны воспитателей. А мне есть с чем сравнивать. В прошлом году мы ходили в садик, пусть и в совсем щадящем режиме (2 раза в неделю по 2 часа), но я ни разу не слышыла, чтобы воспитатель криком корректировала поведение детей. К каждому малышу она сумела найти поход, сумела войти с ним в контакт. Так, что ни один ребенок не плакал, расставаясь с мамой на время пребывания в саду. А Андрей из садика и уходить не хотел.
Еще о хороших педагогах в нашей жизни. Мы ходим сейчас на музыкальные занятия. Интеллегентный тактичный педагог, который умеет договариваться с детьми и который умеет их заинтересовать. Андрей отпустил меня уже на втотром занятии и каждый раз идет туда, как на праздник. Очень много рассказывает и показывает после.
Андрюша так хотел в садик. С таким энтузиазмом отходил два дня. А на третий я услышала: не хочу, не пойду. На вопрос почему: "я устал". По-другому пока выразить свое нежелание не может.
Я хотела поговорить с заведующей о нормальности того, что видела. Но после диалога с воспитателем заранее предполагаю ответ. Хотя попытку все равно предприму. Вдруг разговор сможет хоть как-то изменить ситуацию (если даже не для моего ребенка - я почти уверена в отказе от такого сада - то для других).
Еще: мнение одной из мам, в разговоре с которой я упомянула о поведении воспитателей. "А вы не кричите на своего ребенка? Я кричу. Как по-другому? Они же не понимают и не слушаются. И пусть к школе готовятся, там никто сюскаться не будет". В дальнейший спор я вступать не стала. Не стала говорить, что свой повышенный голос воспринимаю всегда как педагогическое фиаско, а не приемлемый способ воспитания. Что такое отношение подавляет индивидуальность, творческое начало, энтузиазм, уверенность в себе. Да, учит подчиняться, слушаться, быть легко управляемым, удобным ребенком, а потом и человеком. А мы разве этого хотим?
Наверное, очень сумбурный рассказ, но слишком много эмоций, чувств, сомнений. Я не хочу для сына тепличных условий, вовсе нет. Но я хочу условий, способствующий его равитию, формированию сильной уверенной, но не избалованной личности. В таком саду мне это кажется почти невозможным.
воспитатели уделяют, как правило, внимание детям ноющим, драчливым, странным и т.п. Андрюша не такой) поэтому, может, научить его подходить к воспитателю и говорить о потребностях)? я думаю, что воспитатели и так понимают, что ты лицо, заинтересованное в индивидуальном подходе к твоему ребенку...может, действительно, в параллельную группу перевестись можно?