Опасные игрушки
Сегодня игра на наших глазах становится образом жизни миллионов взрослых, растет индустрия развлечений. Если подсчитать количество телеигр, то оно, я думаю, превысит все другие теле-жанры. Большинство взрослых играет, но не живет.
А вот дети, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит специалистов - психологов и педагогов во всем мире. Кроме того, изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Совсем исчезли групповые игры - воздух детской жизни старших поколений. Где они - салки, казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости? Все они вместе со считалками, страшилками, закличками, песенками и другими формами детского фольклора - величайшего богатства нашей культуры - сохранялись в детской субкультуре на протяжении веков, передаваясь из уст в уста.Игры со сверстниками предоставляют ребенку широкое поле для интеллектуального и морального тренинга, познания себя и своих возможностей, понимания другого человека, сострадания и сорадования ему.
Потому и ребенок в прошлом, вволю наигравшись в детстве, вступал во взрослую жизнь, не обремененный детскими проблемами, обидами и страхами.
А что у наших детей сегодня? Игрушек - море. Оказывается, игрушки очень прибыльный бизнес, и «игровая индустрия» расширяется с каждым годом: к мягким и механическим добавляются электронные и компьютерные, и взрослые увлечены их созданием всерьез, как будто делают их для себя. Взрослые с упоением играют в детские игры. Несколько лет назад демонстрировался американский фильм «Большой» о фантастической истории мальчика, превратившегося во взрослого человека, который сделал головокружительную карьеру на производстве... игрушек, поскольку никто не знал детский потребительский рынок лучше него. Иногда кажется, что эта история не такая уж фантастическая, и превращенные взрослые безответственно творят свои шалости в разных сферах жизни, как бы поменявшись с детьми местами. Что же касается игрушек, то порой поражаешься вопиющей безграмотностью их изобретателей в сфере детской психологии. Ведь игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Мы изобретаем, а затем приобретаем игрушки для детей, исходя из своих потребностей, собственных неосознаваемых, порой, пристрастий. Посмотрите, что продается в наших магазинах и коммерческих ларьках. Вот миниатюрные наручники и резиновая дубинка. Подарив любимому чаду эти «атрибуты правосудия», родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие - самый короткий путь решения проблем. Но это вовсе не значит, что любое оружие провоцирует жестокость. Когда-то мой четырехлетний сын, получив в подарок пластмассовый меч, тотчас направился с ним в темную комнату и через некоторое время вышел из нее счастливо улыбающимся: «Он убежал, Бармалей!» Игрушечный меч оказался грозным орудием мальчика против страха темноты, средством овладения собственным поведением. Самая главная защита ребенка, как ни парадоксально, – обезоруживающее дружелюбие: помните, мудрая мама советовала Крошке-Еноту: «Улыбнись тому страшному, кто сидит в пруду»? А современный ребенок, берущий в руку пистолет или автомат, сразу направляет егона другого человека - сверстника или взрослого. Вы никогда не обращали внимания, что при этом детское лицо сразу искажает злобная гримаса? И эта злоба не способна его защитить, а лишь вызвать встречную агрессию. На силу ведь всегда найдется еще большая сила.
Вот придуманные взрослыми игрушки - трансформеры, как будто вышедшие из преисподней бесы, демоны, монстры и монстрики. Это некрофильские образы, способствующие демонизации детского сознания и его танатизации (от Танатос - бог смерти) являются одним из факторов все увеличивающихся детских самоубийств. Дети не хотят взрослеть, бояться жить, их страшит будущее. Чего удивляться растущим невротическим реакциям наших детей, их депрессивным состояниям, когда им приходится жить вместе с нечистой силой, от которой нет защиты, поскольку взрослые не дали. Дети сами выбирают эти игрушки, скажете вы, они им нравятся. Но ведь это мы предоставили им этот выбор и подготовили почву для потребности в нем.
А для девочек придумали другие игрушки. Кто не знает кукол Барби и Синди -секс-символ и воплощенную мечту общества потребления. Какие жизненные ориентации для малышки символизируют собой эти красавицы с женскими формами? Кто они - дочки? Подружки? Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, служанкой, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. Архетип материнства незаметно подменился архетипом блуда в контексте «безопасного секса»! Все эти игрушки, на мой взгляд, не соответствуют элементарным критериям психологической безопасности для личностного развития ребенка и педагогической целесообразности в плане его обучения. Почему? Давайте представим себя на месте ребенка.
Маленький ребенок - весь неопределенность, это веер возможностей, он то, чем мы никогда уже не сможем стать. Он активно присваивает мир, чтобы его преобразовывать, ощущая себя творцом и игрушка - необходимое средство процесса творения. Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества - «творческость», и тем больше она может развить творческий потенциал самого ребенка. Отсюда - самые лучшие игрушки - природные: камушки, песок, шишки, палочки, лоскутки - они могут быть всем! А чем может быть машинка? Только машинкой, правда, если это грузовик, то, вероятно, еще и ящиком для хранения кубиков, кроватью для плюшевого мишки или каретой для путешествий кота и пр.
Итак, подчеркнем смысл игрушки и игры.
Игрушка как культурное орудие, посредством которого передается в особой «свернутой форме» состояние современной культуры /цивилизации/, ее направления движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации.
Игра и игрушка как специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания.
Игрушка как духовный образ идеальной жизни, архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Если в традиционной народной игрушке явлена простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство, то в современном секуляризированном сознании с его темной демонической духовностью, игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в человеке (и, прежде всего, в ребенке) такие личностные свойства, как расслабленность воли, индифферентность чувств, непытливость ума, потребительство.
Игрушка как «агент национальной безопасности» - и это не курьез. Игрушка давно перешагнула государственные границы, внедрена во все уголки жизни: от ванной и столовой до школьных классов и салонов самолетов, при этом тихо делает свое разрушительное дело – отчуждает от национальных ценностей, дегуманизирует, вызывает торможение психического развития.
Что же можно противопоставить этому чудовищному валусовременных игр и игрушек, обрушенному на наших детей? Необходимо воссоздание игровой традиции, особенно групповых подвижных игр и игрового детского фольклора. Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку - дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте - приобретение психологической независимости от негативных влияний и отстаивание своей позиции. Игрушки - изделия художественных промыслов, являющиеся средством культурно- эстетического развития ребенка, его национального достоинства, должны занять свое подобающее место на прилавках магазинов.
Приоритетными направлениями нам представляется создание игр и игрушек, активизирующих совместную деятельность ребенка с взрослыми и сверстниками с использованием природных материалов: дерева, глины, камней и шишек, кусочков ткани и меха, шерстяной пряжи и картона и пр. В любом случае, сегодня необходимо активно решать эту проблему в интересах будущего, которое мы своими руками создаем сегодня. Или же покупаем в магазине по весьма сходной цене.
Aбраменкова Вера Васильевна
Главный научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО, зав. лабораторией социальной психологии детства, профессор МГППУ, доктор психологических наук