Большинство, кто со мной общается на ББ, знают, что я занимаюсь с ребенком по определенной системе, вернее, следуя определенному плану развития, который составляется с некой переодичностью. Составила то я его единожды, но каждые 3-4 месяца он корректируется. И вот настал тот момент, когда мы выросли из старого варианта и нам нужен новый.
В связи с тем, что мне приходят письма с уточняющими вопросами, я решила не писать огромный пост с готовым планом, а показать последовательно (т.е. будут отдельные посты), что именно и как выполняется для его составления (можно сказать, что писать я его буду на ваших глазах прям здесь и сейчас).
Полагаю, что те, кто сюда заглянул, уже знакомы с моими предыдущими постами составление плана и его реализация. Еще раз попробую показать на примере с чего я начинаю.
Чуть больше недели назад я приступила к ведению хронометража.( Хронометраж - это замер и фиксация продолжительности действий своего времени.)Этот пункт является необходимым, поскольку помогает в дальнейшем грамотно составить план развития. В нем я оцениваю время, которым располагаю, и свои возможности. Я записываю в нем последовательность наших действий с момента пробуждения, до момента отхода ко сну. Я не прописываю все очень подробно, а лишь указываю, что в такой-то промежуток времени у нас игры (фиксирую во что мы играем, какими игрушками), далее у нас прогулка, после прогулки и обеда чтение книг и т.п. Для наглядности приведу конкретный пример нашего одного дня:
8.30- 9.30 - пробуждение, завтрак, домашние дела
9.30 - 9.45 - презентация Детской Академии
9.45 - 10.00 - прослушивание классической музыки, танцы с мамой
10.00 - 10.20 - лепка пластилином (на свободную тему, втыкали пуговицы, катали колбаски, шарики, оставляли следы животных)
10.20 - 10.30 игра с горохом
10.30 - 10.40 чтение книг (рассматривали Зимнюю книгу С.Р.Бернард, сказка Муха Цокотуха, Улитка и кит)
10.40 - 11.00 мини театр Репка
11.00-11.10 - игра с сортерами и лото
11.30 - 14.00 прогулка, обед, подготовка ко сну
14.00 - 14.10 - чтение книг (про гномов)
14.10 - 17.00 - сон (когда она спит, я готовлю еду, делаю дела по учебе, сижу на ББ
17.00 - 17.30 - дуракаваляние
17.30 - 18.00 - полдник
18.00 - 18.40 - Шичида (сокращенный вариант)
18.40 - 19.20 - свободные игры
19.20 - 20.00 - игры на кухне, помощь в подготовке ужина, наблюдение
20.15 - 21.00 - ужин, подготовка ко сну
21.00 - 21.30 - чтение книг (ночные сказки, Спящая красавица)
21.30 - сон
По итогам дня можно посмотреть сколько времени ушло на занятия с ребенком. В данном варианте (чистое время проведенное с ребенком, который был полностью поглощен вашим вниманием, прогулка не в счет, т.к. там они могут отвлекаться на другие вещи) - 3.5 часа. Для нас это сейчас норма - устраивает и ее и меня. Однако, я вижу, что иногда в течении дня она хотела бы поиграть самостоятельно (правда по времени это получается не больше 10-15 минут), поэтому в ближайшем плане я хочу учесть ее желание. Как можно заметить, бОльшая нагрузка по играм у нас идет в первой половине дня. Раньше было наоборот, но такой формат она выбрала сама. Она просто отказывалась идти на улицу, пока мы не поиграем.
Следующее к чему я перехожу - это повторение того, какой сензитивный период проходит мой ребенок, что она умеет, а что не умеет делать по нормам развития.
Еще раз все перечитав, выписываю для себя, что умеет, что не умеет ребенок, согласно нормам, а также отмечаю, чему нам предстоит научиться в ближайшее время (сейчас я ставлю задачу составления плана на 3 месяца, т.е. с 1.6 до 1.9, поскольку как показывает мой опыт, создавая на полгода, я все равно меняю его через 3-4 месяца).
Затем я выписываю зоны ближайшего развития. Что это такое можно почитать вот здесь
Наши зоны ближайшего развития на сегодняшний день (предпочитаю делить, а не писать все в кучу):
Физическое развитие - прыжки с невысокого трамплина, взбираться на горку, висение на турнике, спуск по ступенькам, ходьба по бруску, ходьба по неустойчивой поверхности;
Моторика - шнуровка, застегивание,расстегивание пуговиц, молний, проводилки, мелкая мозаика (втыкать), откручивание/закручивание крышек, совершенствование по катанию колбасок, шариков из пластилина, прищепки, овладение клеем-карандашом, ножницами, губками для рисования
Развитие речи - логопедическая гимнастика (повторяет, только когда показываешь ей, сама по названию отказывается), дыхание
Эстетическое развитие:
- музыка - отработка ритма (колокольчики, бубен, ксилофон)
- танцы - движения железновых;
Когнитивное развитие:
- память - фото мемори, линкин мемори, сетка памяти, показ карточек
- логика - сортировка по цвету (по палитре), форме, объему, пазлы, лото, домино;
Эмоциональное развитие - выражение эмоций: радость грусть, задумчивость, плач, жалость, удивление;
Социализация - игры с детьми:предложить игрушку, попросить, "пригласить в игру".
Отталкиваясь от всех этих пунктов, в следующем посте (напишу в ближайшие пару дней) я буду прописывать сферы развития в возрасте с 1.6 до 1.9, которые необходимо будет развивать (учитывая еще и свои пожелания). А уже после этого я сделаю краткий план на неделю, и детализирую его.
Если вы решили попробовать повторить и у вас возникли вопросы, пишите в комментариях, т.к. у других могут возникнуть подобные.