Банальная истина эта зачастую забывается. И тогда происходит неприятное. И для детей и для родителей. Ибо взрослые обладают иной, нежели чем дети способностью использовать свой опыт.
Группе людей и группе крыс предложили одно и то же задание, масштабированное под каждую группу. Крысам предлагалась пройти лабиринт, в конце которого лежал кусок сыра. Людей помещали в лабиринт, аналогичный крысиному, только в конце лабиринта лежал не кусочек сыра, а 100 долларов. На этапе обучения и человек, и крыса быстро находили нужный коридор с приманкой. Вскоре прохождение лабиринта стало быстрым и автоматическим. Люди и крысы запомнили правильные повороты примерно с одинаковой скоростью, и безошибочно проходили лабиринт.
Отличия появились, когда убрали приманку. Крыса после двух-трех безрезультатных посещений этого коридора перестала туда бегать и стала исследовать новые территории, что приводило к нахождению нового лакомства. Большинство же (не помню точных цифр но более 80%) из группы людей, упорно продолжали наведываться в, когда-то, денежный закуток. Видимо, очень трудно отказаться от созданных привычек или мифов.
Взрослые, получив позитивный опыт «воспитания» одного ребенка, переносят его на воспитание другого. Раз с тем (с теми) детьми сработало, значит и с этим сработает. Очень часто приходится слушать от родителей двух и более детей «они у нас такие разные» и наблюдать, что в эмоциональных реакциях и в воспитательных приемах, направленных на разных детей – абсолютную идентичность.
С одной стороны, родителей и воспитателей можно понять – хочется справедливости и равенства условий. Но! Даже касаемо поощрений и наказаний. Для одного из детей конфета будет лучшим призом, другой порадуется ей в полсилы, а третий – даже и не развернет, для него сам факт победы более важен. Для одного – изоляция в комнате – ужасное испытание, для второго долгожданное время одиночества и спокойствия.
Не говоря уже об успехах в учебе и развитии. Трудно, очень трудно многим родителям не сравнивать детей. Ваш во сколько читать начал? А плавать он умеет? И успехи, и неуспехи других детей становятся поводом для радости или горести. Сравнение детей – тоже отказ от идеи об их индивидуальности.
Почему дети не берегут и не ценят вещи? В основном потому, что они представляют для них совсем иную ценность, чем для взрослых. В этом свете интересен вопрос – почему взрослые так трепетно относятся к чужим вещам? Ведь после того, как Вы подарили игрушку (или другую вещь) ребенку, она перестает быть Вашей, и становится полностью его.
Вы же не переживаете, когда Ваш сосед гоняет на своем внедорожнике по бездорожью, грозя его разбить? А когда сын разбивает свой внедорожник на ухабах дивана – переживаете.
Вас же не волнует, когда соседка перекраивает свое платье? А когда дочка отрывает у кукольного платья рукава – переживаете?
Этому есть два объяснения. 1. Либо Вы продолжаете считать эти вещи своими и не дарите их ребенку, а даете попользоваться. 2. Вы опасаетесь, что Ваш ребенок, всю жизнь, будет небрежно относиться к своим вещам. В результате - его будут считать не аккуратным, а Вас – плохим родителем.
Как Вы видите, и то и другое объяснение является проявлением заботы о себе, а не о ребенке.
Если ВЫ хотите, чтобы Ваш ребенок познавал и изучал этот мир – разрешите ему делать со своими вещами (штанами, игрушками, компьютерами и проч.) все, что угодно. Только так ребенок постигнет мироустройство.
или Как помочь ребенку сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ?
Долгожданное событие для многих жителей европейского континента, в том числе и России, случилось - наступила весна!!! В том смысле, что она уже осязаема и ощущаема под ногами в виде растаявшего снега и скатывающейся с крыш зданий капели, яркого и даже чуть-чуть греющего солнца. Немного, конечно, огорчил выпавший на днях снег. Но, как бы то ни было, настроение уже явно подымается в ожидании появления первых зеленых листочков на деревьях, так и тянет надеть весеннюю легкую одежду, скинув груз зимней, в голове уже планы о выезде на дачу, прогулках по набережной, свежем воздухе, романтике весны. Опережая события, мне захотелось выйти и погулять под солнышком. На моем пути встретился молодой человек, лет 15-16, сидящий на скамейке парка и тщательно вглядывающийся в тетрадь, что-то там бубнящий сам себе под нос, глаза красные, на лице явные отголоски стресса, напряжения. "Бедняжка!" - подумала я, наверняка готовится к выпускным экзаменам и поступлению в вуз. В голове, естественно, мелькнули воспоминания и ощущения своих собственных переживаний об уже немного забытых школьных временах. Это у нас с Вами весна и приятное чувство, а у детей, готовящихся к поступлению - кошмары, бессонницы, бесконечные мысли о том, что еще нужно выучить, и, наконец, множество дорог перед глазами, неизбежный и сложный выбор своего пути. Нервы, нервы, нервы. И как здесь помочь ребенку? Как облегчить этот переход? И в конце концов - как же дать ребенку свободу его собственного выбора и не бояться, что он ошибся?
Для начала, было бы неплохо принять идею того, что напряженное и стрессовое состояние ребенка в этот период - дело рук родителей и педагогов, накручивающих и самих себя и своих воспитанников. Практика же показывает, что от выбора профессии и ВУЗа счастье человека практически не зависит.
Теперь, прежде чем поговорить о том, КАК помочь ребенку в эту горячую пору, давайте остановимся на том, насколько разным бывает отношение родителей к поведению ребенка в этой ситуации. В сущности именно этот фактор оооочень влияет на психологическое состояние ребенка. Представим пару ситуаций, в которых родители проявляют к своему чаду то, что внутренне переживается ими (родителями) как любовь и забота:
Дети начинают врать в разном возрасте. Но младший школьник начинает врать почти обязательно! Давайте разберемся, почему так происходит, и что с этим делать! Прежде всего – никто не врет просто так. Ложь это либо способ получить желаемое (в 20% случаев по моему опыту), либо защититься от диктатуры родителей (в 80% случаев, цифры – условные).
У любого ребенка есть некоторые базовые потребности, которые для него столь же важны, а может и более важны, чем потребность есть и спать. В том смысле, что ребенок готов отказаться ради этого и от сна и от еды. Догадались, что это за такие потребности? Первая из них – потребность в принятии и поддержки. Будучи удовлетворенной, эта потребность дает ребенку базовое доверие к себе и к миру, уверенность в себе, целенаправленность, гармоничность. Дети, у которых эта потребность неудовлетворенна – неуверенные в себе, не могут выстраивать отношения и доводить дело до конца. Вторая потребность – развиваться как личность и как тело. Дети, у которых эта потребность удовлетворена – физически развитые, любят и умеют учиться, легко адаптируются к жизни, успешны в работе. Дети с неудовлетворенной потребностью в развитии – скованные, с излишним или с недостаточным весом, панически боятся перемен в жизни и новых людей, живут в узких рамках.
Естественно все хотят быть уверенными в себе и успешными, а для этого нужно удовлетворять две эти базовые потребности.
Удовлетворение этих потребностей часто идет вразрез с планами и намереньями родителей и учителей. Для родителей и учителей главное – чтобы ребенок был управляем, и соответствовал их ожиданиям. Именно их, а не своим собственным. А ребенок хочет соответствовать своим ожиданиям, но и от родительских ожиданий отказаться не может. Поэтому кому-то обязательно приходится врать! Либо себе, либо родителям.
Что интересно, не важно, с чего начать! Все равно одна ложь, неизбежно приводит к другой. Может ребенок, чтобы выкроить время на игру (саморазвитие) будет Вам врать, что решает задачи (соответствие ожиданиям учителей и Вашим) тогда это приведет к тому, что он будет врать себе, объясняя, что так он получит Вашу любовь. Или он будет врать себе, решая задачи, что так нужно, а потом будет врать Вам, что он счастлив и у него все в порядке. Это про первые 20%.
С другой стороны родители, по умолчанию – диктаторы и манипуляторы. У родителей есть свое представление о жизни, по умолчанию родители (как и любые другие люди) считают свое представление о жизни верным, и прямо и косвенно навязывают его своим детям. Как правило, через реакции на то или иное поведение ребенка – через улыбки, злость, радость, нахмуренность, раздражительность, похвалу и порицание. Через выражение глаз, выражение лица, дистанцию и через то время, которое проводят вместе с детьми. Много времени – значит, ребенок чувствует себя интересным, полноценным. Если мало времени – то ребенок неинтересен. Вернее, менее интересен, чем то, на что родители тратят много времени. Потому, что он сам именно так и поступает – больше всего времени тратит (если позволяют обстоятельства) именно на то, чем ему интереснее всего заниматься.
Как я уже много раз писал, основная потребность растущего организма – это развитие. Обучение, получение новых знаний, нового опыта. И так уж устроен человек, что в большинстве ситуаций он стремится получить желаемое самым легким путем. Вот несколько психологических теорий, занявших прочное место в психологической науке, которые объяснят нам все про мультики и про «нежелание учится».
В качестве основных законов научения Торндайк предложил закон упражнения и закон эффекта. Согласно первому, чем чаще какое-то действие повторяется, тем глубже оно отпечатывается в сознании. Каждый раз, когда Вы, занимаясь своими делами, включаете малышу мультики - Вы тем самым приучаете его к такому способу освоения и изучения мира.
Закон эффекта гласит, что связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением. Когда ребенок, общаясь с Вами, получает негативную реакцию на свои успехи в чтении, ему читать хочется все меньше и меньше. Когда малыш общаясь со сверстниками получает позитивную реакцию на свою осведомленность в области героев того или иного мульт-сериала, то он получает всяческое одобрение (сильное, длительное, позитивное, искреннее).
Для описания значимых ассоциаций Торндайк использовал термин «принадлежность»: связи легче устанавливаются, когда объекты как бы принадлежат друг другу, т.е. взаимозависимы. Научение облегчается, если заучиваемый материал осмыслен. Так, например, потребности читать у ребенка нет. А потребность общаться с друзьями у него есть. Он легче будет заниматься тем, что дает ему возможность общаться с друзьями.
Американский психолог Б.Скиннер ввел понятие «оперантное обусловливание». Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение.
Еще одна теория научения принадлежит К.Халлу. Согласно его взглядам, научение происходит за счет того, что при каждом ответе возникает подкрепление в виде частичного удовлетворения, т.е. «редукции», потребности. Индивид учится реагировать определенным образом, если вследствие этого уменьшается влечение или потребность – например, в еде или сексе. Такая реакция становится привычкой. Согласно Халлу, привычка, становящаяся сильнее с каждым подкреплением, – основной закон научения. В отсутствие привычек и потребностей человек не станет осуществлять никаких действий, поскольку без привычки не будет знать, как действовать, а без потребности лишится мотивации к действию.
Что мы имеем в итоге. Ребенку нужны только те знания, которые приводят к удовлетворению потребности. , то нужно начинать играть с ним в интересные для него игры, где ему, для победы, нужно читать.
А сейчас, для победы, ему нужна куча бакуганов и знание того, что произошло в последней серии Бен тен. Это необходимо для комфортного общения со сверстниками. А для комфортного общения со взрослыми – необходимо «не путаться под ногами».
Я часто задавалась вопросом – в чем же состоит ? В чем состоит его главное преимущество? И ответ лежал на самой поверхности. Он находиться в самом основании нашего существования - все дело в любви. Оказалось, что просто читая вслух своему ребенку, можно приобретать и отдавать любовь в огромных количествах. И все настолько просто! Хотя, не скрою, на первый взгляд думалось, что это невероятный и титанический труд. Вот касаешься ребенка своей кожей, чувствуешь его кожу на своей, впитываешь запах малыша, и он, в ответ, впитывает твой. А ведь это и является главной составляющей особенно на раннем этапе развития ребенка. Ребенок с ранних лет начинает понимать, что значит твое тепло и любовь. Совместное чтение как бы сцепляет нас друг с другом, связывает узами любви. Огромный мир открывается перед ребенком, когда сидишь с ним вот так, обнявшись, держишь его маленькую ручку в своей руке и тихонько читаешь ему вслух книжку.
Часто вспоминаю, насколько детям нравится грызть, есть и баловаться с книгой. Многие мои подруги начинали ругать ребенка, тут же отбирать книгу из рук и грозить больше не давать им красивейшей книги стоимостью в несколько сотен рублей. Какова реакция на такие заявления у ребенка? Да он тут же начинал хныкать, а сверху еще папа прикрикивал за его новую «истерику». И ничего удивительного. Такая реакция вполне предсказуема. Мама забрала самую удивительную и познавательную вещицу – книгу! Откуда же потом у ребенка появиться желание снова взять ее в руки, если только что его ругали за это. И если вдуматься, то ребенок еще не совсем то и понимает, в чем же именно он провинился перед книгой и Вами лично. Вместо того, чтобы ругать - радуйтесь! Ребенок использует один из лучших и доступных ему инструментов познания книги. Используя губы, пробуя все на вкус, запах. Все это является частью раннего исследования книг (как и окружающего мира). Потерпеть то не так уж и сложно! Вскоре он или она сами начнут переворачивать страницы и отвечать на книги своей искренней радостью, удивлением, смехом и любопытством.
И вот мы перешли к любопытству к книгам, к разглядыванию картинок, содержания. И тут сразу же вырисовается вопрос. А какие же книги следовало бы читать моему ребенку? Вопрос не из самых легких. Захожу я в книжный магазин, а на полке в детском разделе ну просто бесчисленное количество книг. Потеряться можно – и та красивая, и та с веселыми картинками, и другая вся изобилует всевозможным музыкальным и голографическим материалом. И лишь на собственном опыте и прочитав массу литературы по данному вопросу, понимаешь, что малыш любит праздновать музыкальность языка рифмы, стихов. И в этом плане очень полезны и очень увлекательны для самого ребенка русские народные потешки, частушки, сказки Пушкина (к примеру). Мой ребенок сразу же подхватил все происходящее и начал махать ручками, улыбаясь мне в ответ. Не нужно забывать и о русских классиках детской литературы. Попробуйте прочитать Маршака, малыш порадуется вместе с Вами, а Вы вспомните свое детство. Дети любят учиться, любят открывать потаенные двери книги, в которых можно раскрыть что-то новое, то, что дает подсказки. Это и есть первые шаги на пути к правильному восприятию книг во взрослом возрасте. И не забывайте, малыши очень любят картинки. Иллюстрации одно из самых важных составляющих книг. И здесь нашлись новые нюансы. Знала ли я, что картинки в книге должны быть большими, животные, к примеру, должны выглядеть как можно более естественными (медведь не должен походить на робота или непонятной природы существа). А картинка, не перегруженная деталями, воспринимается гораздо лучше малышом, чем накрученная 3D деталями книга за 1000 рублей. К тому же, лучше всего для малыша воспринимается отдельно иллюстрация, отдельно содержание. К примеру – на одной стороне мишка, а с другой веселый стишок про него. Такие книги есть. И их легко найти. Однажды я узнала, что дети способны различать огромное количество естественных оттенков, начиная уже с трехмесячного возраста. Я отправилась все в тот же книжный магазин (а иногда можно заказать и через интернет) и приобрела карточки с различными оттенками цветов. И даже если я не разбиралась в их названии, там все было подписано. Занятие это настолько оказалось увлекательным и веселым для ребенка, что уже на второй день она стала, пусть и не в идеале повторять название за мной. Я называю, а она повторяет. Мы вместе от души веселились, когда проводили время таким образом. Много времени этому я не уделяла, да и не стоит, наверное. Главное в совместном чтении это систематичность и не перегруженность. Всего 3-5 минут в день. Но каждый день. С психологической и педагогической точки зрения это очень важно. А у ребенка развивается всестороннее мышление, организованность, появляются новые знания. , а еще и почитать. Он и 5 минут не может посидеть, так как же можно сотворить это чудо? Наверняка у многих из Вас возникала такая проблема. И решение является совсем простым и нисколько не уникальным, по своей сути. В один из моментов я просто поняла – а зачем мне бороться с моим ребенком, если можно сыграть в его же игру. И все пошло как по маслу. Мы начали превращать процесс познания и чтения в игру. Вспомните себя молодыми и поймете, насколько не хотелось сидеть на одном месте, хотелось бегать, ведь энергии хоть отбавляй, а скучное и ничем не увлекающее действие больше отвлекало от процесса, чем приносило пользу. Так чем отличается от меня мой ребенок? Вместе вы отвлечетесь и этот, казалось бы, утомительный момент (но внутри осознаете, что важный) переполнится любовью и заботой. А затем может повернуться все совсем другой стороной. Сначала просто разглядывали картинки. Потом запоминали что на них нарисовано - кто больше деталей вспомнит. Потом читали отдельные слова и искали их на картинке. Потом предложения, - и так далее... включайте свою фантазию на полную катушку! Иллюстрируйте предложения или абзацы или стихи сами - окружающими предметами. Рисуйте (обязательно вместе). Демонстрируете друг другу движения и звуки... Моей малышке стало все больше нравиться проводить время с мамой и с книжкой. И она сама, все чаще, начала просить почитать. Ок. А как же я решила – когда мне начинать читать с ней вместе?