6 лет

О школьной литературе

Мы с одноклассницей были влюблены в Базарова. А Раскольникову я сопереживала (в школе естественно). Не далее как сегодня девочкам из сообщества Детская книга писала о желании перечитать Войну и мир - тоже добрые воспоминания. А вот Шукшин мне понятен только сейчас.
26.03.2018
Не по тем.я влюбилась в Салтыкова -Щедрина. «Господа Головлевы» просто прекрасны
24.03.2018
По теме))))
24.03.2018
Не по теме, а про gifted. Наткнулась на ветку в фб, и там пишут, что в вашем НЙ все не круто, а вот в других местах.. https://m.facebook.com/groups/126340711067392?view=permalink&id=559263591108433 И вспомнила, что читала жж про образование по какой-то спецпрограмме и облизывалась. Как раз про Техас кажется https://alessandra_enko.livejournal.com/profile (Давно не читала, но про начальные классы точно было захватывающе)
27.03.2018
Первый пост. В техас ни за что. Жарко там. Лучше в Сингапур ) Мальчик типа хорошо считает в уме. Этого не совсем достаточно для айвилиг. И деньги для него нужны. Я не готова жить в городах, где надо жить в машине. Даже ради Школы. Я читала интервью мальчика и мамы . Звучит как бред. Ему ближе финский и американский подхоД. Они ещё в облаках розовых после переезда. Как земля и небо они разные . А второй пост не открылся
27.03.2018
Первый - фб? Там комментарии, выдели пару часиков с кофе:) (Вундеркинд - предлог, в уме считал в 2,5 года, первая же статья говорит о том, что теперь мечтает писать и рисовать мульты, просто родители - журналисты-телевищионщики) Попробуй так. Или вручную скопируй https://alessandra-enko.livejournal.com/tag/школа Айвилиг - вас ист дас?
27.03.2018
24.03.2018
Лермонтов это мое все. Томики с ним перечитаны. Интересовалась его биографией. В мою юность интернета не было....это сейчас инет, Лабиринт, Озон и другие палочки-выручалочки. А тогда библиотека и частные библиотеки ( иногда там интересные экземпляры встречались). А я Достоевского немного иначе воспринимала. Еще тогда два раза перечитала. Моя комната в детстве это комната Раскольникова и лежа на диване могла дверь открыть....в каждой шутке есть доля шутки. Морис великолепен. Война и мир так же раз прочитана. И концовка с полной Наташей и детьми так же меня вернула к быту...а как прекрасно все начиналось.
24.03.2018
Спасибо, "Приваловские миллионы", Студентов и Инженеров не читала, а всегда хочется, чтоб вот, как ты говоришь, "открыло бы глаза и подготовило к жизни". "Войну и мир" терпеливо жевала, но как только, заглянув в конец, поняла, что Наташа с Пьером будут вместе, от отвращения бросила. Болконский - да, идеал) Анну Каренину бы перечитала, если б не медлительность.. Недавно с оказией прочитала пьесу "Молодые супруги", Грибоедов - гений!) Это к слову о Чацком)) По теме поста - в школе мне как-то удалось много не прочитать из школьной программы (и много чего ещё не делать, хм). Типа Замятина и Чернышевского. А вот поэтам серебряного века, напротив, уделяли внимание. Наверное, дело в учителе.
23.03.2018
Замятина - зря, а с Чернышевским повезло. Мы Огненного ангела Брюсова изучали. Помню, мне очень понравился. Про супругов не знала, надо найти)
23.03.2018
+1 книга в список к прочтению)
24.03.2018
Читаю саги с трепетом и по несколько раз. Войну и мир, Тихий Дон раза четыре точно. Потрясающие произведения! И в каждом возрасте находишь для себя что то новое.
23.03.2018
Их же так много. И все интересные. Когда перечитывать? Я случайно Конец людей перечитала (забыла, что читала) - когда поняла, замучилась: и не помню, и узнаю...
24.03.2018
Учитывая современные программы, хорошо, если туда не впихнут Коэльо. Так что пусть уж будут Толстой с Достоевским (первого, кстати, я люблю).
23.03.2018
Кстати, по арзамасовской ссылке учебник моих времен ужасен (советская часть), и я помню свой ужас, когда я его вдруг приоткрыла на уроке)
23.03.2018
Перекос был в сторону идеологически правильных книг. По-хорошему если знакомить детей с историей литературы, надо давать только самые сливки в надежде, что заинтересуются и остальное прочитают сами.
23.03.2018
Так в чем вопрос. Привиденный список "идеологически правильный" (на сегодняшний взгляд), но про реальные экономические механизмы. И про ту "историю", ради сохранения которой читают Отцов и детей, только намного об'емнее.
23.03.2018
Так их научат читать, понимать и думать. А дальше вперед, в самостоятельное плавание.
23.03.2018
См. в самом низу Юлин коммент. Она учитель. Я не помню, как учили нас в лицее, я вообще не могу проанализировать ту методику) Но я понимаю, что это правильно, но для самостоятельного первичного анализа нужны подходящие тексты, иначе вместо анализа выйдет банальность.
23.03.2018
Прочитала )) те изменения, которые она предложила все равно плюс-минус в программе. То есть к Отче наш рядом добавить фрагмент из Корана это не перевернуть с ног на голову подход к литературе. Про то, что для кого-то Чацкий дурак, продолжаю думать, что это излишне. То есть это то, что можно оставить за рамками школьного обучения. Мнение своему человека и так будет, но тратить на это школьные часы имхо неразумно. На лето зарубежку, от которой не скучно - это прекрасно.
24.03.2018
Я только про место критики) Не думаю, что Белинский - это образец хорошей критики и лит критики вообще. Поэтому для меня порядок работы с источниками и доп материалами остается открытым. Прочитав "Дворяноское гнездо" ты имеешь право думать как хочешь, там трудно нагородить. Но если приучить читать критику сразу после, то думать отвыкнешь. Я про это. А с Отцами и детьми наоборот, именно потому что актуальных для того времени и решенных эпохой благоларя этому проблем там много, а общечеловеческих мало; это исторический документ, который нет смысла читать как самостоятельный. (Рудин, может, тоже исторический, но проблемы не решены, поэтому мысль крутится). Дискуссии вокруг ВиМ и Достоевского, как мне кажется, тоже устроены по этому принципу - книги не затрагивают (даже представив себя НР, ты не НР на балу и на войне), а посмотреть на сагу сверху ради любопытного полотна не каждый подросток готов, и времени ему на это не дают. У меня точно более эмоциональное восприятие было, когда тебя автор по голове да молотом)
24.03.2018
Мне нравятся характеры у Толстого и нравится слог. Тургенева лично я не люблю, Оболомов с Рудиным мое все) а критики и без Белинского хватает. Опять же, от учителя зависит. Можно ведь и Лотмана того же дать.
24.03.2018
Ну вот сейчас общее место в ДК, что Лотмана об Онегине детям не понять. Даже какой-то юрист новые, понятные комментарии написал. Реклама или нет, но никто не спорит.
24.03.2018
А Белинского?)) Я лучшего мнения о детях. Хоть что-то поймут, уже хорошо. Проппа со сказками можно еще, там прям увлекательно.
24.03.2018
Я к тому, что эту классическую гражданскую критику можно заменить более понятным и современным литературоведением. Оно как раз учит думать.
24.03.2018
У меня лекции по Х|Х веку читал как раз знаменитый современный, все родители умоляли заменить, тк дети ничего не понимают:) Но администрация приказала наслаждаться иконой современности... Я старомодна и за Шкловского
24.03.2018
Я специально про Печорина. Сливки, несомненно. Но лучше его просто читать. Хорошо бы с рекомендованным списком критики. Мне как раз кажется, что литература должна быть подобрана так, чтобы на ней можно было показать разное, и ее не жалко было поепарировать. Печорина жалко.
23.03.2018
Мне не жалко. Опять же, препарировать Мамина-Сибиряка проблематично из-за отсутствия этой самой критики. Все самим придется, а ученику наверное неплохо и пример показать. С Печориным все проще в этом плане.
23.03.2018
Хочешь ссылку на остро политический смысл Печорина? Я тогда постараюсь) Но не советую. Сомневаюсь, что критики нет вообще, не неизвестный и забытый. Где-то когда-то была. Удивительно, что нет. Но там и самим не трудно.
23.03.2018
А я Гоголя обожаю, вот прямо смакую его описания)) И очень нравится Булгаков. Достоевского и Толстого не люблю. Очень растянуто на мой взгляд. Тут ещё и темперамент читателя нужно учитывать))
23.03.2018
Все очень субъективно,Таня. Я Достоевского любила и люблю. А Ростова и Болконский не являются для меня романтическими героями. Некоторые произведения не буду перечитывать, чтобы не разочароваться, так они меня за живое задели тогда. Но уже давно не 16 мне)
23.03.2018
Я согласна, что суб'ективно) Вопрос, как всегда, почему именно эти произведения. ВиМ я бы все равно и без школы прочитала, и Достоевского. Другое дело, что именно благодаря этой общеобязательности они вошли в общий канон. Но вот мировой опыт показывает, что попсово вошли. При этом, если говорить не о неких высоких материях (ради которых их в школе читают и на которые, пародоксально, времени как раз и не хватает), а о "сюжет-характеры-что хотел сказать автор", то существуют на удивление актуальные произведения и оказывается, что история развивается по спирали... Я ради этого писала, а не за/против Раскольникова. Точнее, мне именно интересно, почему их " забыли". На каком этапе исторического развития и по какой конкретно причине. Ведь они так прекрасно очерняли дореволюционное прошлое, но несморя на это, ими решили не пользоваться. И более того, похоже, это целый большой пласт, и вот он весь оказался погребен.
23.03.2018
Ну так у тех,кто составлял школьную программу тоже есть субъективное мнение. Они посчитали эти произведения актуальными и нужными. А сейчас попробуй что-то изменить,сразу такая волна протеста поднимается. А еще от учителя зависит. Наша не хотела шевелиться. Мы читали только русскую класскику, проза до конца 19 в, поэзия начала 20. И все. Очень однобоко, я зарубежных авторов уже самостоятельно в институте читала.
23.03.2018
Так у меня и социальный вопрос: почему? Сейчас да, не изменишь. В той же статье на Арзамасе очень любопытные списки (а сама статья не слишком, отсюда и вопросы...), и все начиналось в 20-х очень хорошо. Тот же Тургенев был именно тургеневским. Но вскоре, вмесе с Что делать? превратился в имитацию этого обличающего пласта (имитацию, потому что актуального в них не осталось, зато они бросали тень скуки на всю "демократическую" лит-ру того времени. Что теоретически противоречило официальной политике парии и прааительства).
23.03.2018
20-е и ,скажем, 80-е годы-это большая разница, политика партии менялась. Мы уже не узнаем почему именно так соствлена программа. Меня ,например, "Тараканище" очень удивляет. Как эту сказку пустили в мир? Я четко вижу в ней сталинский режим-Усатый узурпатор Сталин(Таракан), дрожащие по оврагам звери (обычные люди), "лихие обезьяны подхватили чемоданы" - эмигранты. (Не совсем по теме, но меня этотвосьмой год мучает).
23.03.2018
Писали, написано до Сталина! https://arzamas.academy/mag/412-school Узнаешь:) у меня есть идея, что это как-то завязано на политических партийных разборках левых в 20е. Но почему после войны, когда уже все было позабыто, не задействовали в своих интересах.?
23.03.2018
Я думаю,,логика какая-то была. Статья по ссылке написана современным автором,судя по ссылкам на источники. П.С. сейчас уроки литературы строятся,как в 30-е годы- заучивание учебников и критиков.
23.03.2018
Статья написана методом коппаста первых попавшихся методичек...
23.03.2018
Мы же вместе читали Неточку Незванову? И тебе не понравилось?:) Вот еще одна тема русской лит-ры, с которой я несогласна. Мне жальче работниц "текстильных фабрик"...
23.03.2018
Не помню про Неточку...
23.03.2018
Даже я помню, хотя с вами не читала :))
23.03.2018
Я люблю Достоевского, но чтобы мы вместе читали не помню. Я даже сходила в Совместные чтения и не нашла там этой темы.
23.03.2018
читала войну и мир три раза в школе 😱 самые ужасные произведения школьной программы на моей памяти: "что делать?" и "мать" вообще мало зарубежного в программе у нас было, а зря.
23.03.2018
Это ты от большой любви читала? Да, с Горьким у меня тоже не заладилось) но подумываю в рамках этого социального подхода что-нибудь прочитать...
23.03.2018
ага, первый раз классе в 8-ом читала, потом по списку "прочитать летом", потом еще раз непосредственно когда проходили в школе.
23.03.2018
А с тех пор?
23.03.2018
перечитывала отрывками в студенчестве, в Германии уже перечитывала полностью Каренину, "Идиота" и "Преступление и наказание" .
23.03.2018
Плюсую у "Что делать?", меня единственную из класса попросили прочитать и сделать доклад для класса.
23.03.2018
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
О кино, книгах, искусстве и любви Деформация