Привычка. Как много в этом слове...
Глава первая. Даниэль.Каждый из нас имеет привычки, будь то привычки в режиме, в питании, в расположении вещей или в способах что-то делать. Кто-то имеет привычки более крепкие, а кому-то не составит труда привыкнуть к внезапному изменению чего-то привычного, но одно точно: очень часто изменение привычек, которые нам нравятся или просто нас устраивают, вызывают некоторое раздражение.
Ну вот пример из жизни. Живу я 27 лет в одной квартире. Ну не совсем одной, одинаковых по планировке и 90% расположению основных вещей. И 27 лет своей жизни я знаю, что ножницы на кухне лежат в ящике с ложками и вилками, а тарелки в ящике над раковиной, аптечка в шкафу над телевизором, половая тряпка в ванной за машинкой. А если идти ночью в туалет, не выставив вперед руку поперек пути, то можно влететь лбом в открытую котом дверь. Все эти предметы я могу найти с закрытыми глазами и сонным мозгом, в панике и второпях, в стрессе и спокойствии. Это привычка и если что-то меняется, меня это бесит. Если я порезала палец и не нахожу аптечку в привычном месте, то буду громко возмущаться, заливая все кровью, и искать. А тому, кто не положил ее обратно выскажу, все что я о нем думаю. Если перемещение предмета осознанное (изменение мебели, квартиры и т.п.) то это сперва бесит сильно, местами до мата и слез, со временем чуть меньше, а спустя какое-то время привыкаешь, что вещь уже не там, где была раньше. А если ее вернуть обратно, снова материшься и переучиваешься.
Прочитав это, скорее всего, мои читатели не открыли для себя ничего нового. Согласитесь, когда это происходит с каждым из нас мы совершенно адекватно оцениваем свой стресс от перемещения привычного предмета и свою реакцию на это. Но что происходит, когда мы меняем привычки наших детей?

Возьмем ребенка (например, 2 года), который привык, что его кормят с ложки. У него такая привычка, она крепкая такая и закоренелая. Всю его жизнь с момента первой ложки его кормят ложкой. И так сложилось, что у него ввиду этой привычки нет желания есть самому. Да, он понимает, что значит голод, понимает это ощущение. Понимает, что такое ложка, зачем она нужна и как ей пользоваться. Но желание есть самому у него по-прежнему не возникает. Зачем, если есть мама?
Когда мама начинает пытаться изменить эту ситуацию и прекращает ребенка кормить, он начинает сопротивляться. Знакомо? Как вышеописано с отсутствующей на месте аптечкой. Ребенок собрался есть, а тут такой облом. Он начинает сопротивляться как может и умеет, выражает свои эмоции сначала пропуском еды, а потом истерикой.
Что же делает мама? - "У него истерика!" Садится и кормит. Ведь она хорошая мама и не хочет трепать своему чаду нервы. Ребенок получает что хотел и кстати запоминает, что если потерпеть и громко поорать мама сделает как ему надо. Круто, а! Самое странное, что при этом мама удивляется почему ее ребенок не ест ложкой? Как же так, ему почти 2 года, скоро в сад.
А что в саду? Никто его, ясное дело, кормить с ложки не будет. Ну сунут пару ложек из каждого блюда наспех, что гарантирует нарушение пищеварения, потому что даже прожевать он это не успеет как следует. Потому что таких как он в группе еще 5 человек, а рук у воспитателя и няни только 4. При том, что время еды детей совпадает со временем обеда воспитателя и няни. А значит, им надо успеть поесть и самим. Вот пришел ребенок в сад, испытывает некий дискомфорт и стресс по поводу самого нахождения в саду, все новое, чужие люди, а тут еще и нет мамы с ложкой. Дальше варианта 2: или он будет длительное время отказываться от еды, что безусловно скажется на его умственной деятельности (падение сахара в крови не шутка), на нервной системе (где ж мама с ложкой?), он начнет истерики, которые так же не очень с пользой отразятся на нервной системе. Или вариант с тем, что он начнет есть сам . Ну не привлекает ребенка самостоятельная еда. Начнет, пройдя через этап "голод не тетка"+"воспитатель - не мама"+ "хочешь есть - ешь, или гуляй голодный" изрядно потрепав нервы себе, воспитателю, няне и маме вечером, а так же желудок.
К чему я все это? Почему если взрослый меняет свои привычки (осознанно или нет), то его реакция на собственную ответную реакцию нормальна. Он не воспринимает свое возмущение по поводу отсутствующей аптечки как нечто нереально портящее ему нервную систему, безвозвратно и бесцельно убивающее нервные клетки. То самое, что заставляет продать новую квартиру и въехать обратно в старую только потому, что привычная ему аптечка лежит уже не там. Но если приходится менять привычку ребенку, безусловно в его благо, будь то отвыкание от кормления с ложки, сворачивание ГВ, СС, таскания на руках или пр., то его истеричная реакция на внезапную отмену привычного воспринимается как НЕЧТО, как действие, нарушающее целостность здоровья, нервной системы и даже личности ребенка? Почему истерика при привыкании ребенка, не желающего есть самостоятельно в требующем того возрасте, воспринимается как сигнал для продолжения дальше кормить его с ложки "лишь бы не истерил"? Да отмена любого другого действия или вещи с последующей истерикой, как повод вернуть это обратно, если цель стоит ОТУЧИВАНИЕ.
Мне интересно любое мнение и любой взгляд!
Мне интересно как Даник отреагирует на сон в отдельной комнате... хотя днем спит на балконе весьма успешно, но страх меня не покидает.