Какая она, развивающая игрушка?
О пользе и необходимости развивающих игрушек, наверное, ни одному ответственному родителю рассказывать не надо. Большинство мам и пап сейчас стремится развивать своего малыша с пелёнок и всесторонне. И зачастую это старание сводится к обучению.
Даже считается, что развивающие игрушки должны быть обязательно обучающими: позволяют соотносить схожее, что-то собирать, повторять по образцу и т.д. И тогда машинки, мячики и мишки часто списываются со счетов, как неподходящие для юного гения.
На каждой развивающей игрушке стоит возрастное ограничение. Но даже с этой информацией бывает сложно определить, в каком возрасте игра действительно пригодится. Ведь зачастую, от чего-то потенциал игрушки иссякает слишком быстро.
Давайте разберёмся, от чего игрушки не приходятся по вкусу детям.
Одна из причин – игра не подходит по возрасту. К примеру, доски, где по дорожкам движутся фигуры, могли бы подойти 2х летним малышам, которым интересны все виды движения и звучания. Но сложные траектории им пока не подвластны, а к моменту, когда они дорастут до этого, игрушка перестанет казаться интересной.
Вторая трудность – несоответствие задачам развития. Также ребёнок 2х лет взявший ботинок-шнуровку попробует его одеть, и у него ничего не выйдет. А т.к. важнейшее в понимании ребёнка свойство ботинка невыполнимо – интерес к игрушке пропадёт. Шнуровать при этом обувь родителей малыш научится запросто. А дошкольник может не понять, почему из кубиков нужно собирать слова, а не строить великолепные крепости.
В раннем развитии очень важно уметь соблюдать меру Яркая азбука никогда мне сможет заменить ребёнку машинки, куколки. Это не означает, что азбука, буквы и цифры не нужны вовсе. Чем больше родители уделяют внимания играм и творчеству, тем лучше пойдёт дело с освоением и других премудростей.
Поэтому под ранним развитием правильнее было бы понимать своевременное развитие предметной и игровой деятельности. Контактируя с миром вещей и явлений, миром людей и отношений, ребенок развивает свой собственный внутренний мир – желания, вкусы, интересы, возможности и невозможности. Из этого, казалось бы, хаотичного эмпирического опыта ребенок вынесет неизмеримо больше, чем из всех самых прекрасных упражнений, вместе взятых. Это и станет тем ценнейшим багажом, который сам же ребенок захочет и сможет систематизировать, будет стремиться применять его, причем осознанно, подключая творческое воображение и интуицию.
Развивающий эффект игрушки определяется прежде всего свободным от предписаний и указаний характером игры. Главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной деятельности самого ребёнка.
Дидактическая игра навязывает определённые рамки, узкий «коридор», в рамках которого можно действовать ребёнок. Таким образом, навязываются узко-стереотипные действия, их лучше совершать в качестве упражнения, но не игры. И если в раннем возрасте такая практика полезна, позже она наоборот будет препятствовать развитию.
«Правильные» развивающие игрушки
Исходя из этого, развивающими можно считать те игрушки и игровые материалы, которые подталкивают ребёнка к самостоятельной и свободной творческой игре. Игрушки можно условно разделить на те, что относятся к формированию навыков предметной деятельности, и те, которые развивают социально-личностную сферу ребенка. Первая группа больше востребована в раннем возрасте, вторая – в дошкольном и младшем школьном.
Младенец.
Развитие восприятия происходит в общении и наблюдении за отдельными, не теряющимися среди прочих предметами и действиями. Хороши подвесные игрушки: объемные фигурки, простые погремушки, колокольчики, бубенчики. Подвесить можно и тряпичный мячик, Это первое, что малыш сможет взять в руки.
Сенсомоторная координация предполагает согласованность восприятия глазами и действий руками. Помимо кухонной увари, так любимой малышами, пригодятся погремушки и игрушки с подвижными частями, желобок и шарик для скатывания, открытые коробки с кубиками и шариками для вынимания и вкладывания, коробки с крышкой, стержень с 3-4 кольцами (диаметр отверстия в кольцах больше диаметра стержня по крайней мере в 2 раза больше диаметра стержня) и игрушки-вкладыши (по 2–3 формочки с явными различиями в размерах). Отличной игрушкой для развития моторики и движений является мяч. Он может быть резиновый или большой надувной; прозрачный и перекатывающимися внутри шариками; тряпичный или плетеный. Кроме того, мяч – замечательное средство для общения и способности принимать и отдавать.
Для социально-личностного развития незаменима кукла. Пусть она будет совсем простой. Ребенок узнает в ней образ человека. Ее хорошо класть или сажать около ребенка или подвешивать над кроваткой. Это может быть узелковая кукла, неваляшка или кукла-голыш в одежде.
На втором и третьем году жизни.
Моторика, внимание, речь, и мышление формируются во многом благодаря предметной деятельности. Малыш познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для ребенка этого возраста нужны пирамидки из 3-5-7 колец в спокойной цветовой гамме, стаканчики-вкладыши разной формы и размера, матрёшки –3-4 местные, динамические игрушки – клоун акробат, бычок на дощечке и народные игрушки с подвижными частями, шнурок и крупные бусины для нанизывания, желобок и шарики для скатывания, кубики деревянные, «коробки форм», нужны ведерки и незатейливые, удобные для маленьких рук совочки, лопатки, водяная мельница, сачки для «вылавливания» игрушек из ванны. Совершенно необходимы и бытовые вещи – ложки, чашки, полотенца, тряпочки, расчёски и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу.
Играя с такими вещами, с песком и водой малыш открывает для себя их качества. Здесь таится начало познавательного интереса – поиск и открытие различных свойств и способов действия, формируется целеустремлённость и настойчивость.
Как девочке, так и мальчику для здорового личностного развития необходима кукла (мальчику – кукла мальчик). Желательно, чтобы она была похожа на самого ребенка. Это может быть тряпичная кукла в пришивной одежде, или кукла-голыш с комплектом одежды. Кукле требуется кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом и ванночка-корзинка. Высокая уютная коляска не только желанна, но и очень полезна для игры и для движения ребенка. Нужна также и кукольные утварь, посуда, одежда с простыми застежками.
Совершенно необходимы и вещи, способные стать в игре предметами-заместителями, которые способствуют развитию фантазии ребенка. Например, деревянные брусочки разных размеров, кусочки ткани, каштаны, и пр.
Для развития движений нужны мячи разных размеров, лошадка-качалка, качели, горки, лесенки, бревна и скамеечки для ходьбы.
Для развития речи полезно рассказывание простых народных сказок с повторением в течение нескольких дней подряд, рассказывание по картинкам. Для этого нужны крупные художественно выполненные картинки в книжках с достоверными, узнаваемыми изображениями животных и людей.
От 3 до 7 лет и старше
В качестве игрушек прибавляются различных размеров лоскуты тканей, деревянные чурбачки и коряги и многообразные предметы неопределенного назначения (брусочки, куски коры, орехи, ракушки, корзины, шнуры, подушечки) - игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей). Наиболее удачными материалами для крупномасштабного строительства являются столы, стулья, шлифованные доски, ширмы, лестницы. Для настольного строительства – это деревянные наборы для конструирования.
Нужны также простые маленькие куколки (пупсики, солдатики), куклы неопределенного пола и возраста (без лица), и животные (размером 5-15 см), пальчиковые куклы и куклы для театра.
Для ролевой игры требуются куклы-дети разного пола 30-50 см, кукольная мебель, посуда, одежда, атрибуты для игры в парикмахера, доктора, магазин, детали костюма, транспортные игрушки. Именно такие игрушки помогают принять и удерживать игровую роль.
Мозаики, материалы для лепки, аппликации и рисование должны быть использованы для свободного творчества, без ограничения ребенка рамками чужих образцов.
Слишком проработанные игрушки, их изрядный ассортимент будут лишь тормозить действительно всеохватный развивающий потенциал свободной игры. Главное качество хорошей игрушки с точки зрения развития – это ее открытость. Чем менее проработан образ – тем больше остается возможности представить, домыслить. Куклы (как и животные) должны иметь только существенные признаки, тогда одна и та же фигурка может изменяться: к примеру, смеяться и плакать, спать и бежать, огорчаться и гневаться. Именно такие игрушки будят и питают воображение, позволяют малышу реализовать свой замысел. Незавершенность образа игрушки важна еще и для того, чтобы ребенок мог видеть в ней те черты и проявлять те качества, которые ему требуются в данный момент.
Материал игрушек имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания. Они трогают всюду разные поверхности и структуры. Слушают звучание, исследуют разные другие свойства. Дети, которых окружают только пластмассовые вещи, живут в обедненном мире. И сенсорные эталоны тут не спасут. Если кукла не отличается на ощупь от кораблика, машинки или детали конструктора, ребенок лишается множества живых впечатлений. Как правило, игрушки, качественно выполненные из натуральных материалов, более долговечны, их легче починить, а это для ребенка - некое подтверждение его уверенности в окружающем мире, в его значимости и надежности.
Качественной, наполненной смыслом и приносящей удовлетворение игра может быть только в том случае, если у детей есть возможность и соответствующим образом организованное пространство для приложения сил фантазии.
Еще одним важным условием для ее развития является наличие достаточного времени и покоя у ребенка. Примерно полтора часа – это то время, которое требуется для развития и преобразований в игре до того момента, как игровой импульс иссякнет. А под покоем подразумевается ежедневная возможность в определённое время дня посвятить себя игре, не отвлекаясь на телевизор, радио, резкие голоса и эмоции в доме.