Малыш и телевизор
ПолезноеС медицинской точки зрения телевизор вреден по двум основным причинам:
1) Он отрицательно влияет на орган зрения. Глаз -один из наиболее быстро меняющихся органов, и повышенные нагрузки на него способствуют риску дискоординации в отношении и остроты зрения, и цветоощущения, и движения глазных яблок, и величины зрачков.
2) Специфическая и до конца не изученная способность мерцающего изображения провоцировать судороги.
В наше время невозможно полностью уберечь ребенка от просмотра телевизора, но уменьшить его влияние необходимо.


Результаты исследований показывают, что до 18 месяцев ребенку трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. И тем не менее цвет,движение, звуки — все это привлекает ребенка к экрану. И даже если сюжет передачи не понятен для ребенка, было бы ошибкой считать, что он не оказывает на него никакого влияния: ребенок воспринимает то, что происходит на телевизионном экране, эмоционально. Поэтому рекомендуется ограничить просмотр телевизионных передач короткими программами, предназначенными для самых маленьких.
Телевизор лучше всего разрешить смотреть детям в возрасте от двух-трёх лет, но только в присутствии взрослых и не более 15 минут в день. Это нужно для того, чтобы взрослый проконтролировал то, что смотрит ребенок, чтобы это был мультфильм,детская передача, детский фильм или программа о животных. Именно передачи о животных, кстати, наиболее полезны для детей.
До 3 лет лучше вообще не оставлять ребенка наедине с телевизором, даже если он смотрит совершенно безобидный, на ваш взгляд,мультик. Во-первых, наши дети очень быстро обучаются управляться с современной техникой и могут легко переключиться на другой канал. А во-вторых, в этом возрасте ребенку нужно многое объяснять и комментировать в поведении экранных героев. Тот факт, что ребенок узнает персонажей, не означает, что он все понимает. Кроме этого, совместный просмотр — хороший способ озвучить те чувства, которые испытывают персонажи и сам ребенок. Совместное сопереживание, кроме всего прочего, — очень хороший способ сохранять теплые доверительные отношения с ребенком. Если вам не удалось посмотреть мультфильм вместе, проговорите его содержание сразу после просмотра. Не оставляйте «на потом», так как даже самый безобидный, на ваш взгляд, сюжет может таить в себе причину для страхов ребенка.
А что мы чаще всего видим с экрана? Новости о катастрофах и военных действиях. Рекламу, которая формирует потребности. Фильмы, где много слез, негативных эмоций, крови и насилия. И какой образ мира после этого формируется у наших детей? Кто-то может возразить, что жизнь часто такой и бывает. Но незачем это знать маленькому человечку, для которого все только начинается. Ему сейчас нужна любовь близких людей и уверенность в том, что онивсегда будут рядом. У него должно быть светлое, не омраченное проблемами взрослых детство.
Исследования показали, что самыми травмирующими для детской психики являются (не считая порнографии или сцен с расчленением) фильмы ужасов, фильмы-катастрофы, а также фильмы, в которых звучит тема расставаний, потерь, одиночества и смерти. Имейте это в виду. Тем не менее, если ребенок оказался свидетелем грустных сцен,смерти, следует объяснить ему, что это не по-настоящему. Если ребенок увидел эротическую сцену, не стоит закрывать от него экран или быстро выключать телевизор. В ответ на его вопросы доступным языком объясните, что таким образом взрослые делают друг другу приятно. Отвлеките его, займите игрой, уведите из комнаты, но не насильно. Не стоит фиксировать на этом внимание ребенка.Помните, повышенный интерес вызывает все, что запретно. Особенно внимательными вы должны быть, если он смотрит историю про брошенного, потерянного или отвергнутого малыша (причем не важно,чей это детеныш, человека или животного).
Дети очень ранимы в этом возрасте, они очень чувствительны ко всем оттенкам отношений между людьми, особенно между родителями и детьми.Ребенок может подумать, что и с ним может случиться такая печальная история. В данной ситуации нужно объяснить ребенку, что вы его очень любите, что вам не трудно о нем заботиться, а наоборот, это доставляет вам удовольствие, и поэтому с ним такого никогда не произойдет.
К тому же, мама или папа обязательно должны комментировать то, что смотрит ребенок.Пока малыш маленький, он далеко не все понимает, что же происходит на экране,хотя с большим интересом смотрит. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, стараться установить с ним диалог вокруг происходящего на экране. В результате обсуждения увиденного ребенок более раскрепощается, его речь развивается, словарный запас увеличивается.В этом, безусловно, есть плюсы просмотра телевизионных передач.
Телевизор не должен работать в фоновом режиме. Лучше включите спокойную негромкую музыку. Не стоит также включать телевизор во время семейных обедов и ужинов. Оставьте это время для общения. Наверно, наивно предлагать вам уменьшить количество времени, проводимого у экрана. Но если общение с друзьями, родителями и детьми, свои увлечения, чтение книг, посещение театров и музеев вы сами положили на алтарь «божества с голубым экраном», то,пожалуй, ваш ребенок вряд ли избежит этой участи.
В последние годы много говорят также и о вредном влиянии на детей телевизионной рекламы. Причем суть даже не в том, что именно рекламируется. Просто эти ролики специально делают так, чтобы человек прилипал к экрану - для этого есть особые профессиональные приёмы. И ребенок реагирует на это очень остро: буквально с первого года жизни он чётко выделяет рекламные сюжеты. Реклама приучает, привязывает детей к телевизору, поэтому до двух-трех летим лучше вовсе не сидеть возле экрана.
В возрасте 4 - 5 лет два раза в день примерно по двадцать минут. Если ребенку меньше семи лет - лучше, чтобы он сидел у телевизора не более часа. Тем, кто постарше, уже допустимо смотреть передачи в течение полутора-двух часов. При этом, конечно, очень важно, что именно смотрит ребенок.
Лишний час перед телеэкраном - дополнительная нагрузка на глаза ребенка. Напоминаем самые простые рекомендации, которые помогут уберечь зрение.
Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях каждые 40 минут. Если уже есть слабая близорукость каждые 30 минут. 10- 15 минут отдыха - это значит не сидеть перед телевизором, а бегать, прыгать,смотреть в окно, делать гимнастику для глаз.
И напоследок добавим, что если в данный момент вы не можете уделить ребенку внимание, лучше предложите ему игру, в которую он может поиграть один. Пригласите в гости соседского мальчика или, наоборот, отправьте ребенка в гости к другу. (В этом смысле очень полезно наладить отношения с мамами,имеющими детей того же возраста, вы по очереди можете выручать друг друга в нужные моменты.) Но только не предлагайте телевизор вместо себя. Рано или поздно ребенок и сам поймет, что телевизор может скрасить его скуку и одиночество, но чем позже, тем лучше.