Современные производители игрушек предлагают родителям поистине огромный ассортимент совершенно разнообразной продукции. Зачастую выбрать в этом многообразии необходимую именно твоему ребёнку игрушку совсем не просто.
Как же разобраться в таких желанных, ярких, красивых, развивающих, обучающих играх?
Безусловно, при выборе игрушки для ребёнка нельзя не учитывать его возраст. К тому же не стоит торопиться и покупать игрушки впрок, на будущее - так вы рискуете избаловать чадо, а к тому же уж точно захламите его комнату. К тому же, часто прекрасными игрушками оказываются обычные предметы быта, например, кастрюли, поварешки, пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и др., а кроме того и так называемый природный материал - шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни. К сожалению, эти предметы не всегда безопасны – ребенок может прищемить пальчики, ушибиться, уколоться, потому за такими играми необходимо обязательно присматривать.
Для чего же нужны игрушки?
Малыш познает функциональное назначение игрушек, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.
Второй не менее важный момент, который необходимо учесть при выборе игрушек и игр, это безопасность игрушки и наличие сертификата качества.
Третье – эстетическая сторона игрушки. Игрушка должна быть приятной для ребенка, не в коем случае не отпугивать его, вызывать в ребенке интерес и побуждать его к активной деятельности. Помните, что игрушка - средство воздействия прежде всего на нравственную сторону личностиребенка, способствующее его гармоничному развитию.
В младенчестве, от рождения и до года


Рекомендуемые игрушки – погремушки различных цветов и форм, развивающие коврики с подвесными игрушками, подвесные мобили, гремящие браслетики на ручки и ножки, игрушки – прорезыватели, музыкальные игрушки, активные центры, подвески для коляски, ближе к году – многофункциональные развивающие столики, ходунки, машины – каталки, качели, мячи, игрушки для игр в воде и песке.
От 1 года до 3 лет
После младенчества начинается новый этап развития человека - раннее детство. Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические или развивающие игрушки (матрешки, пирамидки и др.), в которых заложены возможности развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета, совершенствуя при этом мыслительную деятельность. В этом же возрасте возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.Ребенка интересуют игрушки - заместители реальных предметов человеческой культуры: орудия, предметы быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машины и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Хотя уже в младенчестве ребенок в связи с хватанием и манипулированием овладевает зрительными действиями, которые дают ему возможность определить некоторые свойства предметов и регулировать практическое поведение, восприятие вначале раннего детства еще крайне несовершенно Значительная часть игрушек для детей этого возраста создана так, что в их устройство как бы уже вложена необходимость примеривать части друг к другу. Матрешки, сортеры с вырезами определенной формы, куда опускаются соответствующие фигурки, домики с отверстиями для вставляющихся окон и дверей и многие другие игрушки как бы сами учат ребенка внешним ориентировочным действиям. И если ребенок вначале пытается добиться результата силой (втиснуть, вколотить неподходящие части), то скоро сам или при небольшой помощи взрослых переходит к примериванию, или соотносящим действиям. Другие игрушки в меньшей степени определяют способ действия ребенка. Например, пирамидку можно собрать в любом порядке, не считаясь с величиной колец. В этих случаях помощь взрослого должна быть более значительной. Телесные контакты, особенно со значимым взрослым, помимо удовольствия придаютмалышу уверенность в себе и неизменное чувство радости бытия. Здесь же возникает новый вид игры - сюжетно - ролевая игра. Характерным для этих специфических игр является то, что ребенок производит определенные действия только с теми игрушками, которые употреблял взрослый в совместной деятельности с ним. Рекомендуемые игрушки для раннего возраста – различные развивающие деревянные игрушки (дерево способствует развитию тактильных ощущений, к тому же это натуральный природный материал) и пластмассовые игрушки, а именно: матрешки, сортеры, каталки, кубики, конструкторы с минимальным количеством деталей большого размера, толкалки, а также: качели, мячи – прыгалки, мячи, игровые домики, сухие бассейны с цветными шарами, трехколесные велосипеды, наборы для сюжетно-ролевых игр (например, Набор доктора), простые творческие наборы – для рисования, для лепки, с глиной и другими материалами, мозаики, пазлы – до 20 деталей, мягкие игрушки, куклы, дома для кукол.
От 3 до 7 лет

В дошкольном возрасте ребенок овладевает социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, атакже через игровые и реальные отношения со сверстниками. В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. Ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков,наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память.В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. Ребенок с упоением воспроизводит все ранее ему неизвестное – лепит, творит, рисует, конструирует, мастерит, делает аппликации, строит. Усвоение дошкольниками эталонов цвета и формы начинается с ознакомления с отдельными геометрическими фигурами и цветами. Помогите ребенку в этом интересном для него начинании, используя кубики, дидактические разрезные картинки с фигурами, геометрическую мозаику, пазлы, логические игры, конструктор, наборы Монтессори с различными фигурами.

Особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка в этом возрасте играет кукла или мягкая игрушка. Благодаря воле и воображению ребенка, она "ведет себя" исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и умальчиков.У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.
От 7 до 11 лет

В младшем школьном возрасте на первое место выступают учебная, трудовая деятельность. Многие дети становятся склонны к коллекционированию, к подражанию действиям киногероев. Учитель выступает в роли непреклонного авторитета, и при попытке возразить Вашему ребенку вы, наверняка, услышите: «А вот Марья Ивановна говорит, что…».Они активно смотрят рекламу, знают все новинки наперед взрослых. Девочки начинают вести «альбомы», коллекционировать наклейки, мальчиков увлекают роботы, машины. Электронные игрушки являются предметом зависти и одновременной гордости среди одноклассников. Очень важно научить ребенка в этом возрасте контактировать со сверстниками, научиться договариваться между собой, играть вместе или поочереди. Особое место занимают активные игры на свежем воздухе, как командные, так и одиночные. Ролики, скейтборды, футбол, волейбол, запускание воздушных змеев, катание на велосипедах и самокатах – все то, что привлекает младших школьников. В верхней границе данного возраста дети начинают вступать в фазу полового созревания, что обуславливает гормональные изменения, и качественные изменения личности ребенка. Совершенно очевидно, что детей начинают интересовать совсем другие игрушки.

От 11 до 17 лет
В старшем школьном возрасте многие из современных детей тратят массу времени на профессиональное определение, посвящая время внешкольным занятиям, занимаясь спортом, изучая языки. Многообразие технических новинок, предлагаемых магазинами, далеко не сводятся к калькуляторам, электронным переводчикам, экзотическим роботам с различными функциями. Это и различные модификации детских обучающих компьютеров, интерактивные игрушки и др.Различный спортивный инвентарь, книги по интересам будут лучшим подарком для Вашего ребенка.

Критерии отбора
Простота и доступность. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств имеет игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но - подобное "разнообразие" лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать - возить слоника, кормить его или разговаривать по телефону. Причем полноценно выполнить все эти действия невозможно. На таком слоне ничего не перевезешь - на него ничего не положишь и никого не посадишь; телефонная трубка все время падает; да и слоном его считать не совсем правильно, ведь это все-таки телефон, причем на колесах. Гораздо полезнее в этом отношении было бы "разъединить" функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета.
Стимуляция активных действий. "Полезность" игрушки - далеко не единственный критерий оценки. В ней как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка. Она обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Для того чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребёнка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам самого ребёнка - важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Но интересы и предпочтения у детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность, богатство деталей или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие "приоритеты". Они могут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своих друзей, или потому, что она похожа на знакомого сказочного или телевизионного персонажа. Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если она вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки), малыш хочет скорее взять её в руки и начать игру.
Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Игра - это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Поэтому он должен содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребёнка.
Если же в игре с тем или иным предметом предполагается строго определенный способ употребления (как, например, это бывает у заводных, механических или некоторых электронных игрушек), то игра будет просто упражнением или времяпрепровождением, но не образовательной активной, творческой деятельностью. Чем более определённой и завершённой является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для хорошей игрушки.

Поощрение самостоятельности. Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ему ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Возможность или невозможность самостоятельного действия зависит от некоторых незначительных и незаметных для взрослых деталей. Например, типичная и очень интересная для маленьких детей коробочка с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как из коробочки выскакивает зайчик или котёнок. Но всё дело в том, где расположена эта кнопочка. Если она находится сверху (и нажимать нужно вниз) - всё в порядке, малыш будет самостоятельно с удовольствием играть и радоваться внезапному выпрыгиванию зайчика. Но если эта кнопочка помещена спереди, и для её нажатия необходимо удерживать коробочку другой рукой (иначе она сдвигается назад) самостоятельная игра для ребёнка становится невозможной - необходима помощь взрослого, который удерживает коробочку или сам вызывает появление зайчика.
Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и разрешению все более сложных задач. Наличие не только "загадки", но и подсказки вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности. В качестве примера можно привести такие известные народные игрушки, как пирамидки, матрёшки, вкладыши, которые сами "подсказывают" правильный способ действия. Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают "подсказки" для самостоятельных действий и скорее испугают, чем вызовут желание играть. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для её решения - важное качество игрушки, стимулирующее детскую активность.
Этика, эстетика, культура. К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное отношение к живому недопустимы.

При выборе игрушек всегда нужно учитывать и художественный, эстетический аспект. Многие народные и авторские игрушки являются произведениями искусства. Важно отметить их психологическое значение, поскольку художественные качества игрушки с одной стороны делают её привлекательной для ребёнка, а с другой - формируют его эстетический вкус.
Важный момент в оценке игрушки - её связь с окружающей общественной жизнью. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому "современность" игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям "дух своего времени", должны учитываться при оценке.

Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. "Традиционность" игрушки имеет не только этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (дымковская, гжельская, сергиево-посадская деревянная игрушка). И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность.