Рожденный читать. Часть 1 - Вы должны говорить и вести себя так, словно вы немного сумасшедший
Конспектируя книгу поняла, что не смогу уместить всё в один пост, потому поделю на несколько частей, в конце покажу список литературы, который представлен в конце книги. Забегая вперед скажу, что список так себе, к тому же с ошибкой.
Первая часть будет посвящена общей части и чтению в первый-второй год жизни.
Не про книгу. У меня было несколько постов, посвященных теме чтения с детьми Зарубежные рекомендации по чтению с детьми
Чем заняться до/во время/после чтения. 108 идей
и какие-то еще, в которых была отражена основная часть всех рекомендаций и этой книги тоже. То есть почти ничего нового для меня в книге Рожденный читать нет.
Теперь про книгу. Когда я начала читать - не покидало ощущение, что я сижу на каком-то тренинге типа "как стать настолько богатым, чтобы поставить в туалет золотой унитаз". То есть мне только и говорят, как круто иметь золотой унитаз, какой он красивый, блестящий и дорогой, но при этом ни слова как же собственно разбогатеть и купить! Это ощущение уходит где-то через 20 страниц, и читать становится интереснее. В книге слишком много повторов того, что уже было сказано ранее, но автор в начале сразу же предупреждает, что основные 15 приемов интерактивного чтения он будет постоянно упоминать в каждой главе. И еще минус в том, что все книги, которые приводятся в книге как примеры, у нас почти не издавались. Список этих книг я так же выложу чуть позже, нужно самой порыться на амазоне и посмотреть что же в них хорошего.
Все 15 приемов как стать богатым даются в прекрасном качестве в отрывке книги http://www.nonfiction.ru/sites/default/files/books/view/rojdennye_chitat.pdf с 23 страницы.
2. Задавайте как можно больше вопросов.
3. Обсуждайте детали книги.
4. Разыгрывайте историю в лицах.
5. Помогите ребенку отождествить себя с героями книжки.
6. Хвалите ребенка во время чтения.
7. Делитесь мнениями о книге.
8. Читайте ребенку о вещах, которые он любит.
9. Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное.
10. Стройте догадки о дальнейшем развитии сюжета.
11. Поддерживайте диалог.
12. Расширяйте границы знаний ребенка.
13. Показывайте ребенку мир за пределами его непосредственной
среды обитания.
14. Соотносите сюжет с реальным опытом.
15. Побуждайте ребенка пересказывать любимые истории.
Не согласна со вторым пунктом. Вопросы могут вызвать раздражение, дать ощущение допроса и мне ближе способ "делиться своими чувствами и мыслями, отслеживая реакцию ребенка и провоцируя диалог".
Буг беседовал о детском чтении с многими людьми, как известными, так и нет - от ученого до библиотекаря. Приводятся статьи, цитаты и рекомендации, даже результаты экспериментов с интерактивным чтением и без (и так ведь понятно, что там в эксперименте приносит плоды, а что нет? :))
Но Буг пишет не только о чтении и книгах, но и о роли медиаустройств. Несколько раз повторяется то, что до 2 лет нужно исключить любое влияние планшетов, ТВ и прочих медиаустройств на ребенка. Важно и желательно как можно дольше продлить период "нецифровой игры". И перечисляются все минусы, если ребенок смотрит в экран более 2 часов в день, со страшилками вида - мозг будет формироваться с уклоном на просмотр ТВ и игр на планшете, чем для жизни в реальном мире, герои мультфильмов будут играть роль выше роли родителей и вообще живых людей, общение будет сокращаться и т.п. Правда сам автор не против выдавать планшет своей маленькой дочери, о чем он пишет часто, просто придерживается правил трех К:
контент - какой смысл в информации с экрана или планшета? (в книге приводятся данные о том, что обучающие мультфильмы, на самом деле ничему не учат, так что они не в счет)
контекст - время, уделяемое обсуждению полученной с экрана информации
конкретный ребенок - индивидуальные особенности каждого ребенка.
И все-таки Буг скорее призывает выплюнуть цифровую соску-пустышку, чем выдать ее ребенку.
Мне очень понравилось обсуждение телепередачи Улица Сезам. Как оказалось передача популярна (я когда-то смотрела, но ребенком) вовсе не потому что она супер-мега-обучающая, дело в том, что она интересна и детям, и взрослым, там есть что-то и для тех, и для других. Секрет прост! Улицу Сезам можно смотреть с мамой и папой! Данный подход можно применять не только к одной единственной старинной передаче, но и к книгам, современным мультфильмам и фильмам - смотреть и читать то, что будет интересно обоим, тогда удовольствие и польза в десятки раз выше.
Удивило то, что автор с женой обучали свою дочь языку глухонемых, начав с отдельных слов - да и нет. Тем самым они не только упростили общение с пока не разговаривающей малышкой, но и наделили её опытом и знанием другого языка. Они даже читали книги для глухонемых!
Буг предлагает вспомнить свои старые книги или же спросить родных и друзей какие они любили книги в детстве, что лично для меня нереально, так как совсем не помню возраст год-два ))
В книге есть и умные размышления на тему развития связей в мозге в первые 48 месяцев жизни ребенка: полезные связи (частоиспользуемые) сохраняются. Ребенка нужно учить не только лепить колбаски из пластилина, но и успокаиваться, "регуляция в сторону торможения важна для пластичности мозга". И именно чтение (и пение) успокаивает лучше всего. Так что чтение на ночь - истинный усыпитель и прекрасное успокаивающее, а вот ТВ наоборот чуток будоражит.
Не буду перечислять рекомендации для чтения с рождения и до года, так как они все есть в посте Зарубежные рекомендации по чтению с детьми.
Если хотите, чтобы ребенок любил чтение (для всех возрастов)
1) При чтении нужно убрать все свои комплексы куда подальше и вести себя словно ты немного сумасшедший: подражать голосам зверей, менять тембр голоса, производить звуковые эффекты, петь песни, делать книгу главным героем, манипулировать ею, подбрасывать, поднимать, книга может даже танцевать, показывать действия героев, оживлять неживые предметы вокруг, наделять чашки и ложки своим мнением с просьбой почитать им книгу, придумывайте имена безымянным, рассматривайте иллюстрации, играйте в книги, обсуждать и делиться, получать удовольствие!
2) Чем раньше познакомите с библиотекой или книжным магазином, тем больше шансов, что ребенок будет читать. Ребенок должен сам выбирать книги.
3) Формируйте привычку получать знания из книг. Если ребенок задает вопросы - предложите посмотреть ответ в книге.
4) Повторяйте то, что делают взрослые герои в книге - родитель героя обнимает - обнимите - держит за руку - держите. Нужно уделять внимание роли родителя в книге.
5) Ищите книгу, которая заинтересует! Снобизму не место при выборе книг для годовалых и двухлетних детей. Разнообразьте полку ребенка."Если нежелание читать не связано с дислексией или другими нарушениями, единственное, что от вас требуется, - это найти книги, которые заинтересуют ребенка." (с) Президент Общества авторов и иллюстраторов детских книг Стивен Музер.
6) Без колебаний урезайте другие, менее предпочтительные способы скоротать досуг. Сразу скажу, что и мультфильмы, и планшет очень быстро отбирают ребенка у книг, а книги у ребенка.
7) Призовите на помощь кукол и театр. Именно через театр можно показать то, что не понять через книгу и не увидеть где-то в жизни.
8) Нужно позволить ребенку читать не только то, что хочется, но и так как хочется. Если нравится читать в электронной книге - пусть читает. Нравится планшет - пусть читает с него
9) Читайте малышам, даже если кажется, что ребенок вас не понимает или не слушает. Малыши часто заняты чем-то, пока мама читает. Но правда тут нужно понимать разницу между "правда не понимает" и "понимает, но молчит".
10) Читайте про то, что сейчас ребенку нравится больше всего. И то, что нравится вам. Ищите общую книгу, общую тему и общее хобби.
Бывает дети стесняются говорить о прочитанном, но в книге приводится один интересный и новый для меня прием после чтения - запись мыслей о прочитанном на диктофон в тихом месте, без лишних глаз, для стеснительных детей.
Продолжение следует...
Часть 2 - http://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3163315
И еще про книгу:
ISBN: 978-5-91671-351-0
Автор: Буг Джейсон