Рисуют дети. О "шаблонах" и не только.
О детском рисованииХочется еще о многом поговорить на тему детского рисования, и этим постом я хочу сразу ответить на многие вопросы, которые долго мучили и меня в том числе.
Вот тут я уже писала о том, Что же такое детское рисование.
Особенно волнует тема "шаблонов" в детском творчестве и отношение к нему в целом.
Что же такое "шаблоны" и как же можно избегать демонстрации рисования для собственного ребенка, если он просит вас: "Мам, нарисуй зайчика (белочку, собачку, тюленя)!"
Так вот, как раз рисовать нужно, если ребенок просит. Но, во-первых, проговаривая то, что вы изображаете (так вы поможете и в развитие речи), а во-вторых лучше обзавестись своим собственным листом бумаги, а малыш пусть рисует на своем. Если вы будете рисовать, а ребенок подхватит вашу идею, то это уже не будет шаблоном. Ведь у него свой собственный лист, да и герои свои, основанные на его собственном восприятии. Да к тому же давно известно, если вы сами не будете читать, то ваш ребенок так же не полюбит книги, если вы хотите , чтобы ваше чадо рисовало - делайте это сами! И даже если все же придется рисовать на листе малыша, то тоже переживать не стоит. Возможно даже применить опыт с дорисовыванием рисунков - когда вы нарисовали волны, а малыш рисует сказочный корабль, или вы нарисовали солнышко, а ребенок травку - ведь нет в жизни лучшего образца для подражания, чем родная мама. Ребенок невольно будет копировать все ваши действия, образ жизни, отношение к окружающему. Так что вот они - жизненные шаблоны... и от них никуда не деться. Так что рисуйте и если малыш просит - покажите ему как видите мир вы! И не стоит сомневаться в своих способностях! Дети ведь не сомневаются в своих) Рисуйте чувствами, эмоциями. Попробуйте передать палящее солнце ярким выбеленным пятном, а не кружочком с лучиками. Ищите свои ассоциации.
Отличный выход из ситуации с демонстрацией рисунков - это если в семье двое или более детей. Тогда они будут перенимать рисование друг у друга - разговаривать на одном и том же "рисовательном" языке. Я думаю, вы и сами не раз замечали, как дети с легкостью ''читают'' чужие рисунки. О том, как рисовал Егор почитать можно здесь. А в этом посте я показала вам рисунки моей дочери.
Совсем другое дело - когда вы будете учить, что правильно, а что нет - "солнце не бывает черным, что трава должна быть зеленой, ну или на крайний случай желтой, а ты все перепутал!" Вот этого делать ни в коем случае нельзя. Старайтесь более внимательно рассматривать рисунок маленького художника - ведь наверняка в нарисованных "лишних ногах" скрыто гораздо больше информации, чем кажется на первый взгляд. Все эти "неправильности" показывают нам детское миропонимание и это очень важно! Ведь нас на данном этапе , если помните, совсем не интересует схожесть рисунка с окружающей действительностью. Однако учиться у природы, у великих художников безусловно очень важно! И ребенка нужно учить именно внимательности ко всему. Тогда годам к 10-12 он объективно созреет до академического рисунка, а его фантазия не будет "задушена" правилами.
Ну вот мы и плавно перешли к тому, что воображение напрямую все же зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.
"Дети могут из всего сделать все", - говорил Гёте
Но тут речь идет не о богатой фантазии, а скорее о том, что ребенок больше верит себе, он не ограничен никакими рамками сознания, поэтому и рисунки его всегда многолики и сказочны. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения, в житейском смысле этого слова , у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Неточность, искажение реального опыта, преувеличение и, наконец, охота к сказкам и фантастическим рассказам - все это главные свойства детского рисунка .
То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциации и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии.
Поэтому основным условием развития детского рисунка является наличие информации извне - книги, путешествия, беседы с родителями, стимулирование внимания и т. д.
Но не менее важным является разобраться и в самом понятии "искусства", зачем оно существует, какие задачи ставит перед художником. Только после того, как мы ответим на этот вопрос, мы подойдем к пониманию художественных способностей человека. Если, к примеру, мы будем считать, что задача изобразительного искусства - "похоже" изображать предметы, явления, события окружающей действительности, создавать на плоской поверхности картины иллюзию объемности и пространства и т.п., то какими качествами должен обладать художник? Наверное, наблюдательностью, зрительной памятью, тонким цветоощущением, чувством пропорции, хорошей координацией руки и глаза и т.д. Все это безусловно приобретет ребенок в процессе своего развития.
Иное дело -искусство, художественное изображение жизни. Его задача не в том, чтобы запечатлеть предмет "сам по себе", в его объективной данности. Оно призвано выразить особое отношение художника к предмету и к миру в целом. Оно выражает ту ценность, которую имеет в глазах художника окружающая жизнь. Точно так же и с детским рисунком - важно увидеть у ребенка это личное отношение к окружающему миру.
Рисуют все дети, и стадии, через которые проходит их рисование, более или менее являются общими для детей одного возраста. Подробнее об этом я писала Вот тут. (В кратце - в раннюю пору рисование - любимое занятие. Рисование предоставляет ребенку этого возраста возможность наиболее легко выразить то, что им владеет. Ребенок редко работает над своим произведением долго, большей частью он творит его в один прием). К началу школьного возраста любовь и интерес детей к рисованию начинают ослабевать. У очень многих, даже у большинства детей, сколько-нибудь самостоятельное тяготение к рисованию пропадает вовсе. Сохраняется эта привязанность только у одиночек, наиболее одаренных в этом отношении, да еще у тех, у которых условия воспитания дома или в школе стимулируют занятия рисованием и побуждают его развиваться.
Именно мои дети и их любовь к рисованию подтолкнули меня к созданию Художки-онлайн.
Ну и на последок, давайте прежде всего, научимся осторожности в оценке способностей ребенка : мы видим только, проявляются они или нет (да и то - в меру нашей компетенции), но никто - ни мы, ни сам ребенок, не знает его потенциальных возможностей.