Кубики Зайцева. Мой опыт.
Это не пост реклама, и не единственно верная методика научить читать, это исключительно мой опыт. Я не учила своих детей читать по-другому, сравнить мне не с чем…
11 лет назад, тогда еще склеив и наполнив кубики самостоятельно, мне понадобилось всего 3 недели, чтобы моя четырехлетняя дочь начала читать. Еще пара недель и поддались первые предложения.
С мальчиками процесс явно будет более длительный. Потому что:
1. Катя могла продолжительное время увлеченно играть со мной в кубики (до 30-40 минут), Кирилл не выдерживает и 10 минут (как бы я его не развлекала)
2. Катя самостоятельно брала кубики и играла в них. Пусть башенки, но строила. Кирилл делает вид, что большой коробки попросту в доме нет.
3. В процессе игры Катя сидела рядом, Кирилл тоже рядом, но не сидит ни минуты. Вчера, например, я показывала кубики наоборот, потому что он соглашался читать на них слоги, только стоя вверх ногами на диване.
4. На момент обучения Кати я не работала и могла выбрать самое подходящее время для игры, а не выкраивать минутки в вечерней суете после работы.
И все же)) результат есть!
Я и не стала сразу писать подробности, потому что хотела этого самого результат дождаться.
Что же такое кубики Зайцева? Это набор из
1. Кубиков разного размера, цвета и звука. Размер, звук и цвет соответствуют глухим, звонким согласным, гласным и слогам, где отсутствуют набор из всех возможных звуков с гласными. (Скажем, слога щя или жы нет)
2. Книжка, в которой написано, что делать. А еще в этой книжке есть скороговорки (любимая забава взрослых последнюю неделю), сказки, полезные статьи
3. Диск с пропевкой слогов (это я не использую, т.к. такие странные песни слушать просто не могу))))
4. Плакаты, которые вешаются в определенной последовательности на стену.
Что мы делаем….примерно так
1. Забываем!!! Что буква М, произносится отдельно как МЭ, а Н, как НЭ. Иначе прочитать по буквам слово ТЁТЯ будет нереально, т.к. тогда ребенок будет пытаться составить слово
ТЭ Ё ТЭ Я, согласитесь, что на ТЁТЮ то мало похоже. Если же ваш ребенок уже произносит все буквы в данном режиме, типа МЭ, НЭ, ТЭ, ЖЭ и т.д. Не переучиваем, а как бы учим заново. Достаточно быстро дети забывают предыдущее МЭ и даже букву отдельно стоящую начинают называть как М. ( т.е. не говорим, что вот эту МЭ надо произносить как М, а просто говорим, это М)
2. Никогда не пытаемся научить ребенка запоминать буквы, как первую от какого то слова. А - это А, а не арбуз. К - это К, а не кот. Прочитать слово ТЁТЯ из ТАНК ЁЛКА ТАНК ЯБЛОКО нереально). Если уже научили так, то следуем по п.1 Не переучиваем, а как бы учим заново. Это не ЯБЛОКО вдруг стало Я, это просто Я.
3. Вешаем плакаты и выучиваем первые желтенькие столбики с гласными. Это важно! Если ребенок путается в гласных, то слога ему составлять будет сложно. Я просто тыкала пальцем в столбики, потом искали на плакатах, куда спряталась еще эта буква (в слогах пытался ее найти), потом искали на кубиках, строили ряды из кубиков, аналогичные ряду на плакате. « Да, вот это тоже буква Ы рядом с К» не с котиком, не с КЭ, а с К!!
4. Ежедневно с утра хоть одну минуточку, но проговариваем ребенку, хоть сколько то столбиков со слогами. Чем больше готов ребенок слушать и чем раньше начнет с вами повторять, тем быстрее начнет читать сам. Свекровь говорит, что утром они готовы слушать до 10 минут, лежа в кроватях. Вечером это 3-4 минуты максимум получается привлечь внимание.
5. Играем в кубики.
5.1. Башенки из кубиков (проговаривая какие слога получились в башенке)
5.2. Строим ряды из глухих (они по звуку легко различимы), звонких, гласных, всех с буквой А рядом, всех с буквой Э и т.д.
5.3. Составляю простые слова, и мы их пытаемся прочитать. Иногда каждый кубик (слог) дается непросто. Иногда легко. Иногда второй слог легко присоединяется к первому, и получается слово, иногда никак. У Кира, например, легко идут любые слоги с А и Ё, а вот с казалось бы простой Е и И сложно идут.
5.4. Играем в сказку. Посадил ДЕ-Д репку. Выросла РЕ-П-КА большая пребольшая. Стал ДЕ-Д тянуть репку. Позвал дед бабку. БА Б КА внучку. В-НУ-Ч-КА Жучку. ЖУ-Ч-КА кошку. КО-Ш-КА мышку. МЫ-Ш-КА за кошку, КО-Ш-КА за Жучку….и т.д. За пару таких сказок 100% прочтение слов, которые составляли. Т.е. если сейчас я составлю КО-Ш-КА, точно прочитают.
Итого:
Даже 15 минут в день. 5 минут читаем плакаты и 10 минут играем. Дает результат! Проверено) Через 12 дней первые самостоятельно прочитанные слова.