Подготовка к школе
ДетиВ моём окружение приятельниц мамочки делятся на три категории:
1. Убеждены, что если лет с трёх с половиной не сажать ребёнка за стол ЗАНИМАТЬСЯ, то он не приучится к школе сидеть на уроках и делать задания. Всячески учат усидчивости, развивают любознательность, ищут всегда что-то развивающее и познавательное. С года они показывают буквы, к двум пытаются научить всему алфавиту, с четырёх заставляют читать. Ругаются и злятся, если ребёнок не хочет. Обвиняют ребёнка в безделье. Далее заставляют писать , составляют систему домашних занятий и жалуются, что в садике детей не развивают. Или ещё есть те, которые пытаются всему этому научить якобы играми, типа между делом, а на самом деле стараются втюхать побольше школьных знаний до школы. Одна такая девочка, дочина подружка, в свои шесть лет признавалась моей в смс, как она ненавидит эти уроки и как это скучно. А её няня очень радостно сообщала мне, что они уже изучили моря и океаны, сейчас дошли до континентов. В её восемь они дошли до Александра третьего😲
2. Мамочки, которые уже поняли, что принудительное изучение азов письма и математики - некамильфо, и участвуют с детьми во всяких он-лайн школах каллиграфии, изучения письма в игровой форме и т.п. придумывают много творческих игр, режут, лепят, красят и придумывают тематические прогулки для каждого из своих детей. Честно, я восхищаюсь искренне их трудом и находками, ибо я так не умею! Думаю, что у их детей раскрывается огромный потенциал, если они к этому предрасположены. Но мне кажется не все дети это любят. А может просто не все родители могут увлечь. Сама хочу попробовать каллиграфию, но то денег нет, то не до этого)
3. Мамы как я)) ленивые и безответственные. Немного между делом учат буквы, а может и просто вешают электронную азбуку и все) у них где-то валяется букварь Жуковой, но где точно , они не помнят) они покупали ещё когда-то с первым ребёнком Петерсона, подумали всей семьёй над заданиями, и теперь он тоже где-то лежит. Для младших детей. Может хоть они поймут... То, что ребёнок знает цвета, фигуры и цифры обнаруживается случайно годам к 2,5 - 3. И вроде знает не хуже других ровесников)) дети обычно увлекаются тем, чем увлечены родители. Иногда мать вспоминает что она мать, и начинает искать в доме пластилин. Слепив пару колобков и морковку, мама оставляет пластилин детям, и они творят всяких невообразимых героев) потом играют с этими героями дня два, потом мама отмывает дом дня два) после чего пластилин прячется подальше) потом к шести годам выясняется, что ребёнок читает. Как? Без Жуковой? Серьёзно? И вот ребёнок уже читает младшему брату,и вот уже в шесть с половиной читает бегло. Перед школой мама ещё немного паники наведёт, заставит летом прописи писать, состав числа учить, ну так, не напрягаясь...
Какой подход лучше, я не смогу сказать. Каждый прав в чем-то своём. Но я действую по интуиции, пытаясь угадать каждого ребёнка, понять, где надо надавить, а где не трогать. Среднему сыну пять с половиной. До четырёх он не интересовался буквами вообще. Он их не знал. Потом потихонечку я начала его привлекать. С неохотой выучил. Появился немного интерес. Очень не хотел раскрашивать, обводить тем более. Но если я хорошо уговаривала, соглашался на пару строк. С пяти лет начали обводить печатные буквы. По две строчки в день. Ещё не обвели все. Т е понятно как часто мы занимаемся)) вырезать я вообще не умею, но сын очень увлекается сам. Меня не допускает. Уединяется и творит. Режет, клеит, криво, но креативные вещи делает) всегда хвалю за изобретательность. Немного научила складывать слоги. Понял, но не любит заниматься. Увлекала раз пять, читал по 5-6 слов и убегал. Ладно, пока достаточно. И вот однажды сидим, ужинаем, у нас гости. Сын прибегает, спрашивает как писать букву ю? Показала. Через 15 минут приносит лист бумаги, где он написал: "мама и папа, я вас люблю!". Секретной ручкой, которую можно прочитать только посетив фонариком) восторгу и удивлению моему не было предела) в итоге сын вдохновился писать мне секретные послания) так же, не спеша, он учится складывать и читать остальные слова. За год до школы я конечно начнут приручать его к дисциплине, к тому что есть не только хочу, но и надо. Будем тренировать руку. Буду покупать книги по интересам... Но убеждена, что принуждать насильно и навязывать слишком много знаний до шести лет точно не стоит! Я вижу своими глазами, как любознательность раскрывается у ребёнка без особых вмешательств. Просто у каждого ребёнка свой вектор развития.
То же наблюдаю у дочки. Кроме математики, у неё все предметы на 4-5. Я никогда не ругала за оценки, и даже почти не спрашиваю про них. Почти перестала делать вместе уроки. И вижу, что мотивация сама растёт, что ребёнок сам определяет что ему интересно. Сам понимает выгоду знаний. Я не ангел, бывает и выхожу из себя. Но к третьему классу научилась держать себя в руках и учёба наладилась) перестала тянуть ребёнка до нормы. И она сама стала тянуться.