Пальчиковые игры

1)игры проводяться в комплексе с первых месяцев жизни ребенка.
2)в комплекс включайте игры на сжатие расслабление и растяжение кистей малыша.
3)начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4) сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок выполняет сам.
5)следите за тем чтобы упражнения выполнялись правильно.
6)хвалите за успехи своего малыша!
Ладушки-ладушки,
звонкие хлопушки.
хлопали в ладошки,
хлопали немножко.
( Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши.)
В прятки пальчики игра-ют-ся,
откры-ва-ют-ся,(подняв ладонь, растопырьте все пальцы)
закры-ва-ют-ся(соедините пальцы и сожмите их в кулак)
Здравствуй пальчик дорогой,
вот и встретились с тобой.
(поочередно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу)
МАССАЖ ЛАДОНЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК ОТ 0 ДО 2Х ЛЕТ.
массаж пальчиков очень полезен маленькому ребенку.Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами.
1)Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца.Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.
2)Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя легкие нажатия на них.
3)помассируйте ладони малыша круговыми движениями вашего указательного пальца.
4)Возьмите ладонь ребенка в свою руку и легким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.
Совушка-сова,большая голова,
На суку сидит,
Во все стороны глядит-
(руки ребенка обнимают его лицо и плавно поворачивают голову влево- вправо)
Да вдруг как полетит!
(машем ручками).
Ты, сорока-белобока (машем ручками).
Научи меня летать (руки вверх).
Ни высоко, ни далеко- (руки в стороны).
Только море увидать (ладонь "козырьком" ко лбу).
-Мальчик с пальчик,где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим-кашу ел,
С этим братцем песни пел.
(перебираем пальцы ребенка по одному на каждую строчку, слегка потряхивая).
Этот пальчик-дедушка!
Этот пальчик-бабушка!
Этот пальчик-папочка!
Этот пальчик-мамочка!
Этот пальчик-Я! (перебираем пальчики начиная с большого и заканчивая мизинцем)
ВОТ И ВСЯ МОЯ СЕМЬЯ! (сжали кулачок и показали его).
Игры до 6 месяцев
"Веселые ручки" (3-4 месяца)
Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.
Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.
Условия: ребенок лежит на спинке.
Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:
- Ручки, ручки, не скучайте!
(Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.)
- Где вы были? Отвечайте!
(Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.)
- Посидели дома?
(Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.)
- И пошли к знакомым! (Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.)
Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:
- Ручка, ручка, где была? Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.
- Спрятаться от нас смогла?
Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.
- Мы тебя сейчас найдем!
После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой
- И играть скорей пойдем!
Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.
Не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.
Ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.
"Ручки ножки" (3-4 месяца)
Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек. Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.
Условия: малыш лежит на спинке.
Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.
- Ручки-ножки, не скучайте!
Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.
- Где вы были? Отвечайте!
Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.
-Поиграть вам хочется?
Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.
- Так пора знакомиться!
Помогите карапузу схватить носочек.
Надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.
"Колобки и пеньки" (4-5 месяцев)
Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.
Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики ( по три штуки ).
Условия: малыш лежит на животе ( под грудью у него валик ).
Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:
- Колобок, колобок,
- Отчего ты одинок?
-Тесто бабушка месила,
- На один всего хватило!
Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:
- Нет, хватило теста ей!
- Вот второй!
- Так веселей.
Малыш взял шарик? Положите третий:
- Вот и третий колобок!
- До чего румяный бок!
Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.
Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:
-Колобочки-колобки,
- Пенек один, а вас-то три!
Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.
Занятие 3: вновь положите три шара и кубик ( с края ). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.
Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:
- Вот веселый колобок!
- Вот стоит в лесу пенек!
- А теперь еще пенек!
- А теперь вновь колобок! И т.д.
Чередуйте объемные предметы с плоскими.
Малыш тянется к предмету двумя руками ( кисти раскрыты ), захватывает его пальцами, поворачивает.
"Домики для гномиков" (4-5 месяцев)
Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.
Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.
Условия: малыш лежит на животе ( под грудь можно подложить валик ).
Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:
- Будем-будем строить дом,
- Чтоб просторно было в нем!
- Нам бруски с тобой нужны,
- Вот такие, погляди!
Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:
- Раз брусок, да два брусок,
- Дом не низок, не высок!
Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:
- Ну а если третий взять,
- Крепче станет он стоять!
Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.
Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус ( он в центре ) и вновь «стройте дом»:
- Три брусочка у нас были,
- Ну и крышу не забыли!
Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.
Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус ( он с края ). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.
Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:
- Вот бруски для домиков,
- Домиков для гномиков.
- Крыши есть для домиков,
- Чтобы жили гномики!
Чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.
Малыш тянется к увиденному предмету ( кисти рук раскрыты ), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.
"Пианист" (4-5 месяцев)
Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.
Игрушки: игрушечное пианино.
Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент ( под грудь положите валик ).
Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.
- Вот какой у нас артист,
- Знаменитый пианист!
- Заиграет он сейчас,
- Пустит всех в веселый пляс!
Помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.
"Мячик" (5-6 месяцев)
Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.
Игрушки: шарик диаметром 3 см.
Условия: малыш лежит на животе.
Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:
- Вот такой прыгучий мяч!
Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею.
- Он готов пуститься вскачь!
Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.
- Так и просится играть!
Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.
- Трудно будет удержать!
Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней.
- Мячик прыгал и скакал,
- В руки снова к нам попал!
Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.
Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов:
- Так и просится играть!
Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.
- Трудно будет удержать! Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.
- Мячик прыгал и скакал,
- В руки к мамочке попал!
Мягко возьмите шарик из рук ребенка.
Игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.