динамическая гимнастика - как делать.
Да простят (если узнают, конечно) меня авторы вышеупомянутой книги. Но при всей полезности изложенных там идей и методик, читать эту книгу, лично для меня, было тяжёлой работой. На мой взгляд, она грешит настолько пространным изложением, что мне кажется, что прежде чем стать книгой, она была диссертацией. Поэтому я не буду убеждать Вас в полезности и научной обоснованности динамической гимнастики (ДГ). Если у Вас есть сомнения на этот счёт - прочитайте книгу. Там 80% текста посвящены именно этому. Более того, Вы можете даже попробовать лично встретиться с авторами. Как я случайно обнаружил, они являются сотрудниками родительской школы "Драгоценность". Так что беру сразу быка за рога. То бишь ребёнка за ручки - ножки!
сцапала отсюда
Основную прочность человеческому телу, ИМХО, дают мышцы. Если они в нулевом тонусе и никак не участвуют в отработке нагрузки, прочности связок и костей ребёнка не хватит, чтобы компенсировать Ваш энтузиазм. Так что если ребёнок никак не участвует в занятиях ДГ и висит у Вас в руках безвольной тряпкой - остановитесь дабы чего не вышло. Мышцы ребёнка должны откликаться на все Ваши действия и всегда быть чуть напряжёнными.
Никогда не делайте того, в чем не уверены сами, что еще не до конца понятно, не освоено практически, в чем ощущается хотя бы малейшая опасность;
Не пересиливать активного протеста, сопротивления ребенка наращиванию нагрузок и усложнению движений. При таком сопротивлении целесообразно задержаться на достигнутом, а иногда даже временно спуститься на более низкую ступень. Постоянно должно быть ощущение обыкновенности, "нормальности" занятия.
При соблюдении всех этих ограничений всегда стараться выходить на верхний уровень ваших и ребенка возможностей, делать занятия максимально разнообразными, сложными, вводить как можно больше вариаций, развивать их.
Может быть стоит провериться у невропатолога, т.к. есть некоторые показания, при которых нельзя делать ДГ, а особенно головой вниз. Совсем не плохо пригласить инструктора, который вам покажет, как делать упражнения.
Этап 1.ДГ прекрасно совмещается с закаливающими процедурами. Во время занятий ребенка лучше обнажить, а если упражнения делаются на улице, то попутно можно получать и солнечные ванны.
Освоение ДГ начинается с прикосновения к ребенку, то есть с предложения ему общения на наиболее понятном ему языке. Вскоре после кормления, когда малыш бодрствует, спокоен, когда он расположен к контакту, нужно раскрыть его, положить на спину и накрыть своими ладонями. Поскольку в первые дни многие дети пугаются движений собственных рук и ног, то целесообразно ручки и ножки младенца привести к телу, придав его позе подобие внутриутробной. Нужно добиться того, чтобы руки, накрывающие малыша, были расслаблены, теплы, прикосновение должно быть уверенно, твердо, но нежно. Малыш должен воспринимать это прикосновение не как внешний раздражитель, источник беспокойства, а как проявление любви, заботы о нем, защиты, тепла и спокойствия. Руки хорошо перед этим потереть одна о другую до ощущения тепла, что сделает их прикосновение для ребенка более приятным, а также повысит их чувствительность.
Представьте, что ваши руки сливаются с телом малыша, вы становитесь единым целым, между вами нет преград и препятствий во взаимопонимании. Делайте это каждый раз перед началом упражнений и очень скоро вы ощутите это взаимопроникновение реально. Именно с этого момента можно говорить о ДГ как о средстве целенаправленного общения, как о диалоге родителя и ребенка.
Если ощущения контакта нет, если прикосновение раздражает ребенка, беспокоит его, если он начинает плакать, напрягается, дергает ручками, толкает ножками - конечно, попытку войти в контакт успешной назвать нельзя. Нужно подумать, что мешает вашему контакту. Возможно, само состояние ребенка неблагоприятно для каких-либо внешних воздействий, может быть для него в настоящий момент актуально что-либо другое (голод, утомление, наполненный кишечник, и т.п.). Однако чаще причиной неудачи является состояние или характер действий взрослого. Это может быть страх, неуверенность в себе, боязнь причинить вред ребенку, скованность, готовность в любой момент отдернуть руки, не поняв ответной реакции.
Возможна и другая ситуация: родитель "слишком хорошо" знает, что делает, сразу предлагая малышу некоторую программу, в целесообразности которой он глубоко убежден и рассчитывает, что ребенок должен - именно должен - эту программу принять и оценить по достоинству. Вводная часть при этом рассматривается как несущественная формальность, которую можно и опустить. Помыслы родителя в этом случае сосредоточены не на ребенке, а на процессах развития, на стремлении получить максимальные результаты в кратчайшие сроки. Соответственно и действия приобретают характер навязчивый, напористый и даже грубоватый, вызывая у малыша протест.
Поняв причины неудачи, попытайтесь их устранить. При этом не должно оставаться ощущения неудачи, поскольку эти трудности вполне естественны и преодолимы.
Итак, начальный контакт с малышом в прикосновении достигнут. Касание постепенно переходит в поглаживание во всех направлениях, от общих на отдельные части тела. Затем вместе с поглаживанием пробуем двигать его ручками, ножками, ощущая степень их подвижности, тонус, силу. Учимся расслаблять, гармонизировать собственные движения с движениями ребенка. Сначала мы следуем за его движениями, затем пробуем ими управлять. Управление, предложение каких-то своих движений носит не жесткий, механический характер, а согласовывается с собственными движениями малыша: те из них, которые соответствуют нашим желаниям, мы просто поддерживаем, а другие плавно переводим в новое русло, но так, чтобы малыш не ощущал сопротивления своим движениям. Так постепенно внимание ребенка переключается на те действия, которые ему предлагают.
Движения эти могут быть самыми разнообразными. Для ручек это может быть скрещивание на груди или разведение в стороны (в дальнейшем - растягивания), круговые движения прямыми руками, сгибание в локтях, вытягивание рук вверх над головой и т.п. Аналогично для ножек. Взяв в одну руку кисти ребенка, в другую - его стопы, мы получим возможность работать одновременно с руками и ногами. Нежно поглаживая головку ребенка, мы можем ввести свою ладонь ему под затылок. Продолжая поглаживать его другой рукой, можно начать двигать головку в разных направлениях, давая нагрузку на шею. Наращивание амплитуды движения идет постепенно и плавно.
На этом этапе нет оснований отдавать предпочтение одним движениям перед другими, поскольку главная задача - установить контакт. Но все же наиболее перспективны те движения, развитие которых позволит вывести малыша в положение виса. Это потягивания на себя за ручки и за ножки, приподнимание головки за затылок. Однако не следует сосредотачиваться именно на этих движениях.
Взяв ребенка за кисти рук, вложив ему в ладонь, свои большие пальцы и, почувствовав, как он сжал их, начинаем потягивать его за ручки, придерживая тыльную сторону ладоней своими указательными пальцами, увеличивая продолжительность движения и стремясь приподнять ребенка за руки. И так до тех пор, пока он свободно не будет висеть, удерживаемый за кисти рук. При этом важно, чтобы удерживающие руки не стесняли движений в лучезапястных суставах. Желательно, чтобы малыш находился лицом к родителю.
Этап 2После того, как вы научитесь расслаблять ручки и ножки ребенка, а так же ребенок сможет свободно находится в положении виса, можно переходить к самым простым и базовым упражнениям.
Можно выделить 6 элементарных движений на ручки:
Такие же движения можно делать и на ножки.
Разведение ножек в стороны. Покачивания вверх-вниз. Перенос веса с ножки на ножку. Покачивание из стороны в сторону. Покачивание вперед-назад. Вращение. Этап 3Постепенно увеличивая амплитуды этих простых движений, мы получаем 6 отдельных упражнений:
"Крестик". Ручки ребенка энергично разводятся в стороны, тело его при этом подается вверх. При возвращении ручек в исходное положение малыш возвращается в вис.
"Пружинка". Придав телу ребенка некоторое ускорение вверх, мы сгибаем его расслабленные ручки в локтях и встречным движение вниз и слегка в стороны опускаем его локти до уровня грудной клетки, держа предплечья вертикальными. Во второй фазе упражнения тело ребенка опускается в исходный вис. Важно выполнять это упражнение плавно, без рывков.
"Маятник", или "короткие раскачивания". При увеличении переноса веса с одной руки на другую малыш начинает раскачиваться в ту сторону, на какую приходится нагрузка, совершая маятникообразные движения.
Повороты ребенка вокруг вертикальной оси при увеличении объема движения переходят во вращение, а сопровождаемые переносом веса на одну руку - во вращение за одну руку.
Покачивания вперед-назад при увеличении амплитуды элементарного движения переходят в движение с горизонтальными в крайних точках положениями. Руки взрослого при этом постепенно выпрямляются и вытягиваются вперед.
"Обезьянка". Держа за одну ручку ребенка, вы производите вращательные движения или покачивания.
Эти движения так же делают и на ножки лицом от себя. Как правило, висы на ручках и на ножках дети (и родители) осваивают практически одновременно.
Для того, чтобы иметь возможность проводить занятия с ножками ребенка, необходимо научиться их предварительно расслаблять (с ручками, как правило, такой проблемы не возникает). Здесь помогут потряхивания, пошлепывания, поглаживания, массирующие движения. При некотором навыке, выполняя эти приемы спокойно, нежно, соблюдая меру в интенсивности и продолжительности, постоянно их чередуя, удается расслабить до "рабочего" состояния даже ножки детей с повышенным тонусом.
"Маятник" и "крестик" упражнения, которые можно выполнять в захватах за одну ручку и одну ножку ребенка в положениях лицом к себе и лицом от себя. Эти захваты существуют в двух зеркально симметричных вариантах. Обычно эти захваты осваиваются тогда, когда ребенок привык к висам на руках и на ножках, и на первых порах оказываются промежуточным положением при переходах из одного виса в другой. Вариации базовых движений выполняются как бы между прочим, постепенно время пребывания в этих захватах, количество и амплитуда вариаций возрастают, работа в этих положениях занимает равноправное место в общей структуре занятий, особенно удобны эти захваты в тех случаях, когда в тонусе или развитии ребенка отмечаются асимметрии.
После освоения этих упражнений можно перейти к более сложным - различным забросам и прокруткам. Но уж если вы дошли до этого - поищите инструктора. Конечно, можно попробовать самим разучить упражнения, вооружившись книгой М.Китаева и Л.Трунова, но там, к сожалению, картинки не четкие и слишком сложное описание упражнений. Помните, сколь многим Вы рискуете!