Сколько стоил хлеб?
Лизавета-КонфетаСварила я сегодня на обед рассольник и отправила Лизу в магазин за сметаной и хлебом. С собой дала ей двадцать тысяч. Она все купила, возвращается домой. На сметане ценник - 6100, на хлебе - ничего.
- Лиз, сдачу дали? - спрашиваю.
- Дали.
- Сколько?
Пожимает плечами и отдает мне 5000+3*1000+3*100.
- А хлеб сколько стоил?
- Не знаю, - отвечает Лиза.
Я понимаю, что деньги у нас не простые: тысячи да миллионы. Но это не дело, чтоб ребенок в семь с половиной лет совсем в них не ориентировался.
- Давай посчитаем, - предлагаю.
Показываю ей самую большую купюру.
- Это сколько?
- Лиза непонимающе смотрит на меня, но берет в руки купюру и читает текст:
- Пять тысяч.
- А это сколько? - показываю тысячу, предварительно прикрыв текст пальцем.
Не знает. Общими усилиями определяем достоинство купюры. Умножаем на количество, прибавляем к пяти, получаем восемь. Дальше считаем сотни. Сто на три у Лизы умножить с первого раза не получается, я помогаю. Складываем. Получаем 8300. Прошу из 20000 вычесть 8300. Затрудняется. Упрощаю ей задачу: прошу от 20 отнять 8. Молчит.
В осадок я начала выпадать еще тогда, когда она не опознала тысячу. К моменту, когда оказалось, что ребенок за лето разучился считать целиком и полностью, я уже нахожусь в глубоком ауте. В прошлом году она отлично считала, ее контрольные по математике были одними из лучших, примеры щелкала не задумываясь, а тут 20-8=12 - прямо уравнение вселенной.
Подсказываю ей ответ. Сама же вслух отнимаю от получившихся двенадцати тысяч оставшиеся триста рублей. Получаем 11700. Предлагаю дальше вычесть из этого стоимость сметаны - 6100, опять же разбиваю пример на две части и предлагаю сначала отнять тысячи.
- 11-6?
- 4, - отвечает Лиза.
- Хорошо, тогда 6+4? - спрашиваю я, надеясь, что Лиза сама найдет свою ошибку. Но не тут-то было.
Решать задачу дальше я была не в состоянии. У нас в семье есть математик - Дима. Передала эстафету ему. Сидят сейчас, тренируются для начала считать до двадцати и обратно. Вот что значит - три месяца перерыва. Я и подумать не могла, что так можно все забыть. Мы ее читать заставляли и писать читательский дневник, тяжело все это у нас шло, так до конца и не осилили, но буквы она хотя бы помнит, а цифрам вот не повезло. )