Критерии готовности ребенка к обучению в школе
Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе?
К началу обучения в школе дети должны уметь:
строить сложные предложения разных видов; составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки; находить слова с определенным звуком; определять место звука в слове; составлять предложения из 3-4 слов; членить простые предложения на слова; членить слова на слоги (части); различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение; самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения; уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности; иметь представления о сезонных явлениях природы; знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел; как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду; цифры 0,1,2,3,4,5,6.7,8,9; знаки +, -,=, >,<; название текущего месяца, последовательность дней недели; уметь называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера; делить круг, квадрат на 2 и 4 части; ориентироваться на листе клетчатой бумаги.Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
Социально-психологическая готовность к школе: учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний); умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых). Развитие школьно-значимых психофизиологических функций: развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами); пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, больше - меньше, вперед- назад, слева - справа); координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг). Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам). Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?
умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух умение употреблять разные части речи точно по смыслу использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением умение отвечать на вопросы и задавать их умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок) кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).Как могут родители сами определить готовность ребенка к школе?
В книгах Л.Ф.Тихомировой, А.В.Басова "Развитие логического лышления детей". Ярославль, 1996, Л.А.Венгер, А.Л.Венгер "Готов ли Ваш ребенок к школе". М., 1994, представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе.
Какова продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях?
Продолжительность ежедневных занятий по развитию познавательных способностей (в том числе обучение чтению, письму, языку) не должна превышать 30 минут.
Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.
Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе?
Развитие мелких мышц руки: работа с конструкторами разного типа; работа с ножницами, пластилином; рисование в альбомах (карандашами, красками). Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).Работать с этим Вам помогут следующие книги:
книга "Подготовка к школе". (О.И. Тушканова. Подготовка руки к письму. Волгоград, 1993 г.) альбомы "От А до Я" (два выпуска) Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов "Развитие логического мышления детей". Ярославль, 1996г. Тесты "Готов ли Ваш ребенок к школе?" (Мышление. Моторика) Тесты "Готов ли Ваш ребенок к школе?" (Окружающий мир) "Я начинаю учиться" - выпуск 1,2,3 Л.Ф. Тихомирова "Развитие познавательных способностей детей". Ярославль, 1996 г. Серия "Книги для талантливых детей и заботливых родителей" Л.В. Черелюшкина "Развитие памяти детей". Ярославль, 1996 г. "Подготовка к школе" (развитие внимания) Безруких М.М., Ефимова С.Л., Князева М.Г. "Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться". М., 1994г.




