ММД- требует внимания мамочек
Для здоровьяВчера, после посещения невролога) мне заново пришлось объяснять мужу, что с дочей не все так гладко, как хотелось бы..
Появилось желание и вам, мамочки, напомнить или ознакомить, что же это за диагноз такой ) Лишним не будет. Букв много.
RS: Статья не сомнительная- я с десяток сайтов перелопатила. В ней то, на что маме желательно обратить внимание, и если совпадений много, то стоит сходить к хорошему доктору. Моя цель- помочь мамам справляться со своими шилопопами и не пропустить нечто серьезное... Главное без четких показаний МРТ и УЗИ головного мозга не давать никаких препаратов. Нет таких препаратов, от которых вреда нет!! и под гребенку никого не равняю- те, кого данная проблема коснулась, найдут здесь полезное.
Нам пришлось столкнуться с проблемой, когда в 6мес Мари переболела ОРВИ, а в 8мес я заметила неправильную постановку левой ножки, заключение невролога- ММД+пирамидная недостаточность.
Сейчас ножку ставит почти всегда правильно, только при ее переутомлении и усталости заметно..В целом замечательный и активный ребятенок - спасибо Господу за это!!! Что сейчас беспокоит и привлекает наше родительское внимание, это то, что ночами она просто мокрая как мышь- потеет... плохо засыпает, беспокойно спит..ногти уже почти не грызет!! )
Синим выделю то, с чем мне пришлось столкнуться...
1.Что такое минимальная мозговая дисфункция (ММД)?
Во-первых, ММД связанна с последствием ранних повреждений головного мозга у детей. Безусловно, кто-то из родителей возможно достаточно осведомлен, что это такое, но наверняка среди читательниц есть такие мамы, которые мало знают о минимальной мозговой дисфункции и пока еще не задумывались к чему она приводит.
Звучит достаточно серьёзно, я согласна, но правда же говорят, что: «защищен тот, кто вооружен», в данном контексте защищен именно тот родитель, который знает, какая помощь нужна его ребенку, если невролог ставит минимальную мозговую дисфункцию. Давайте попробуем начать разбираться глубже в этой теме.
В 60-е годы широкое распространение получил термин «минимальная мозговая дисфункция» ММД. Минимальная мозговая дисфункция выражается в возрастной незрелости высших психических функций (внимания, памяти, мышления). ММД связано с трудностями в обучении, социальной адаптации, эмоциональными нарушениями, расстройствами поведения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития. ММД у детей проявляется в виде нарушений психологического развития, сюда относятся: формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия), расстройств развития речи, расстройств развития двигательных функций (диспраксия); поведенческие и эмоциональные расстройства к ним относят: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения. ММД являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста, которые по статистике, к сожалению, встречаются у каждого третьего из наших детей.
2. Как проявляется ММД в различном возрасте.
Диагноз ММД неврологи обычно ставят уже в первые месяцы жизни ребенка, в этот период родителям следует обратить внимание на наличие повышенной возбудимости у ребенка, нарушения сна, немотивированный беспричинный плач, избыточную двигательную активность, повышение мышечного тонуса, тремор различных частей тела, покраснения или мраморность кожных покровов, усиленную потливость, трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения.
В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с ММД часто отмечается повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка массы тела, некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии.
К 3 годам обращают на себя внимание повышенная утомляемость, моторная неловкость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. Нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез). Симптомы ММД нарастают к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6-7 лет). Эта закономерность может быть связана с неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями, предъявляемыми к ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.
Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходиться на возраст 3 лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушение артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД в этом возрасте характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения.
3. Как распознать ММД самостоятельно?
Можно говорить о том, что причины возникновения ММД разнообразны, это:
- патология беременности и родов (тяжелое течение беременности);
- токсикоз первой половины беременности, (особенно первого триместра);
- угроза выкидыша;
- вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов;
- нарушение сроков беременности (ребенок рождается недоношенным или переношенным), затяжные роды со стимуляцией родовой деятельности, ускоренные, быстрые роды, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавливания пуповины, асфиксия, обвитие пуповины вокруг шеи, кесарево сечение, родовые травмы;
- инфекционные, сердечнососудистые и эндокринные заболевания матери;
- несовместимость крови плода и матери по резус фактору;
- психические травмы матери во время беременности, стрессы, физическая нагрузка;
- ребенок до года перенес инфекционное заболевание, сопровождавшееся различного рода осложнениями, получил травму или перенес операцию.
Это всё говорит о том, что к сожалению, Ваш ребенок относится к группе риска!!!
4. Пути помощи ребенку с ММД.
Если Вы распознали у ребенка ММД, тогда понимаете, что он как никто другой нуждается во внимании специалистов и ранней медико-психолого-педагогической поддержке.
Какие прежде всего нужны ребенку специалисты:
- невролог;
- педиатр;
- нейропсихолог;
- логопед-дефектолог;
- ЛОР;
- учитель-логопед
- Врачи, невролог и педиатр помогут подобрать Вашему ребенку адекватный курс медикаментозного лечения.
Логопед-дефектолог поможет развить Вашему ребенку познавательную и речевую сферы, подберет индивидуальную программу коррекции задержек психоречевого и психического развития, поможет детям с нарушениями интеллектуального развития.
Нейропсихолог проведет экспресс диагностику готовности дошкольника к школе, диагностику развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и эмоционально-личностной сферы. Поможет понять причины школьной неуспеваемости ребенка и проведет коррекционные занятия, разработает индивидуальную программу коррекции познавательной сферы ребенка (развитие внимания, памяти, мышления), поможет понять причины плохого поведения ребенка и подобрать индивидуальную или групповую форму коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы. Научит Вас новым способам реагирования на ребенка и общения с ним. Что даст Вам возможность лучше понимать своего ребенка, быть ближе к нему и эффективнее как родителю, а ребенку даст возможность стать успешным в обществе, зрелым и развитым.
Учитель-логопед подберет индивидуальную программу коррекции расстройств развития речи, поможет понять, в чем проблема речевого нарушения у ребенка, сформирует навыки письма, чтения и счета.
ЛОР выявит заболевания ЛОР-органов (ухо, горло, нос).
Что отличает ребенка, имеющего функциональные нарушения в работе мозга или (ММД, ЗПРР), от нормально развивающихся детей:
- Задержка и нарушение речевого развития.
- Проблемы обучения в школе.
- Быстрая умственная утомляемость и снижение умственной работоспособности (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
- Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
- Нарушения в поведении от вялости, сонливости в одиночестве, до двигательной расторможенности, хаотичности, дезорганизации деятельности в многолюдной, шумной обстановке.
- Сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, распределения и переключения внимания).
- Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации).
- Несформированность ориентации во времени и пространстве.
- Повышенная двигательная активность.
- Эмоционально-волевая неустойчивость (раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, неумение контролировать свое поведение в игре и общении).
Уважаемые родители, если Ваш ребенок входит в «группу риска» и имеет неблагоприятный неврологический статус, ему необходима ранняя помощь, поддержка и профилактика отклонений в развитии, сочетающая психологическое, педагогическое и медикаментозное лечение. Вашему ребенку помогут такие специалисты как: невролог, логопед-дефектолог и психолог.
В наше время все эти проблемы преодолимы, при своевременном обращении родителей к специалистам и оказании совместной комплексной помощи Вашему ребенку. Способов оказания помощи сейчас достаточно, чтобы помочь Вашему ребенку гармонично расти и развивать свой потенциал.
Существуют различные психологические программы индивидуальной и групповой помощи детям с ММД, которые направлены на:
- снижение двигательной активности у детей во время учебного процесса;
- повышение коммуникативной компетентности ребенка в семье, в детском саду и школе.
- развитие навыков распределения внимания, двигательного контроля;
- обучение навыкам саморегуляции (умение владеть собой и конструктивно выражать свои эмоции);
- формирование навыков конструктивного общения со сверстниками;
- формирование умения контролировать импульсивность своих действий;
- узнавание своих сильных качеств и более эффективное их использование.
- формирование у родителей представления об особенностях детей, с проявлениями гиперактивности и синдромом дефицита внимания.
Каждый заботливый родитель в глубине души точно знает, что раннее обращение за квалифицированной помощью позволит предупредить и избежать многих проблем в развитии ребенка и предупредить трудности с которыми столкнется ребенок, учась в школе.
Я знаю, что любящие и тонко чувствующие своих детей родители, которых большинство, всегда думают о будущем своих детей и оказывают им своевременную поддержку, не откладывая решение важных вопросов как-нибудь на потом.
Вопросы на засыпку
Ответы на них подскажут, имеются ли у ребенка основания "претендовать" на этот диагноз.
Вспомните:
1. Возможно, на первом году малыш вызывал беспокойство у врачей в связи с повышенной возбудимостью, нарушениями мышечного тонуса, гипертензионным синдромом или другими проявлениями так называемой перинатальной энцефалопатии. И если да, не пренебрегали ли вы их рекомендациями, считая, что "само пройдет"?
2. Ваш ребенок засыпает с трудом, обычно просыпается несколько раз за ночь, ворочается и вскрикивает во сне. Скорее всего он рано (до 6 лет) отказался от дневного сна.
3. Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.
4. Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым как осенний день и отличается рассеянностью.
5. Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях.
6. Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем сверстники (окружность головы годовалого ребенка в норме - 46 см, в 2 года - 48 см, в 3-4 года-49 см, в 5 лет-50 см, в 10 лет-51 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до "взрослой" величины - 55-58 см).
7. Плохо приживается в детском коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке.
8. Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений.
9. Быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит (ставит ноги носками внутрь), нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки.
10. Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.
11. Перед засыпанием ритмически покачивает головой или раскачивается туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает - словом, замечен во вредных привычках.
Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визит к невропатологу до 6 - 7 лет. Чтобы подготовиться к школе, такому ребенку недостаточно выучить буквы и освоить счет до 10. Главное - укрепить его слабую нервную систему, помочь ей справиться с предстоящей учебной нагрузкой. И чем раньше это сделать, тем лучше.
Не переживайте из-за того, что к ребенку с ранних лет "пристанет" неудобопроизносимый диагноз, который потом потянется за ним по жизни. ММД, как корь или свинка, -болезнь детская и хотя за считанные недели не проходит, но за несколько лет перед школой справиться с ней вполне реально. Если проглядели ее в детсадовском возрасте, еще не все потеряно для начинающего школьника. Просто лечиться и учиться нужно будет одновременно. Когда придет время переводить подросшее дитя в поликлинику для взрослых, врачи обязательно "снимут" диагноз "ММД", констатируя выздоровление. От вас, мама и папа, зависит, чтобы оно не растянулось на долгие школьные годы, а произошло как можно скорее!
То, что доктор прописал
Вы, конечно, считаете, что речь пойдет о микстурах и таблетках? Хотя без лекарств не обойтись, не они сейчас на первом месте. Главное - создать в семье такую обстановку, которая способствовала бы выздоровлению ребенка. А это не всегда просто. Будь то взрывчатый, подвижный как ртуть, все сметающий на своем пути, пропускающий мимо ушей родительское "нельзя!" живчик или вечно всем на свете недовольная плакса с бесконечными капризами - обе крайности способны довести родителей до белого каления. Только вот от окриков и наказаний толку мало. Примите как данность, что у ребенка слабая нервная система. Поверьте: он и рад бы стать паинькой, да с самим собой у него сладу нет. Помогите ему - уберите с глаз долой вещи, которые малышу не полагается брать, чтобы пореже одергивать его. Будьте ровны и доброжелательны, проявляйте выдержку и не обостряйте "пиковые" ситуации. Если отношения накалились, отвлеките ребенка, переключив его внимание на увлекательную книгу или игру, подготовку к долгожданной поездке за город, походу в зоопарк. Примерно в трети конфликтов уступайте и только иногда запрещайте. Все без исключения домашние должны неукоснительно придерживаться единой стратегии воспитания, чтобы детскую психику не "штормило" от педагогических разногласий взрослых.
- Ребенку надо ложиться спать, вставать по утрам, есть, ходить на прогулку в одни и те же раз и навсегда определенные часы. Привычные действия служат своеобразными сигналами точного времени, синхронизирующими работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.
- Сделайте все возможное, чтобы наладить дневной сон - ослабленной нервной системе необходим послеобеденный отдых.
- Заранее предупреждайте ребенка обо всех переменах: посещении врача, поездках, если планируете пригласить няню, отлучиться по делам, переставить мебель в детской, избавиться от лишних игрушек... Это даст ему время подготовиться к предстоящему событию и исключит ненужные конфликты.
- Приглашая гостей, постарайтесь, чтобы привычный детский распорядок не нарушался, а контакт с пришедшими был минимальным.
- Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Водить дружбу с расторможенными детьми противопоказано. Они будут "заводить" друг друга и от такого контакта больше потеряют, чем приобретут. Пусть товарищ по играм будет спокойным, неагрессивным, лучше на 1-2 года постарше.
- Никогда не выясняйте отношений в присутствии ребенка - ссоры взрослых до крайности истощают детскую психику.
- Очень важно, чтобы в воспитании активно участвовал папа. Маме, задерганной капризами маленькой Несмеяны или выкрутасами юного Соловья-разбойника, единолично исполнять эту обязанность не под силу: ей требуется хотя бы пару часов отдохнуть: побыть одной, расслабиться, отвлечься.
- Наложите запрет на телевизор и компьютерные игры: мелькание кадров (даже когда сериал смотрят взрослые, а ребенок занимается своими делами в той же комнате) может при минимальной мозговой дисфункции спровоцировать судорожный приступ.
- До полного выздоровления не берите малыша в загрантуры и не загорайте с ним на солнцепеке: лучший отдых для него - на даче в кружевной тени родных рябин да берез.
- Организуйте детский досуг с пользой для здоровья, выделив время для занятий физкультурой, плаванием и подвижных игр на свежем воздухе, улучшающих координацию и точность движений.
- Пусть побольше рисует, вырезает, лепит, складывает картинки из мозаики и паззлов, занимается конструированием - это поможет разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку.
- Почаще читайте малышу стихи и слушайте вместе с ним спокойную музыку, научите песням - детским, русским народным, на ночь обязательно пойте колыбельную. Ученые установили, что заложенный в них размеренный ритм гармонизирует и оздоравливает нервную систему. По этой же причине полезны занятия бальными танцами и художественной гимнастикой.
- Если есть возможность, не отдавайте ребенка в детский сад, а в школу определяйте не раньше 7 лет. Да не в гимназию с двумя иностранными языками с первого класса и экзаменами в конце учебного года - вы же выучить его хотите, а не до нервного срыва довести!
К весеннему равноденствию
Для детей, страдающих ММД, весна - не лучшее время года. Когда организм перестраивается на работу в новом температурном и световом режиме, ослабленная нервная система, отвечающая за адаптацию к переменам, испытывает двойное напряжение. В такие моменты ребенку труднее контролировать поведение и эмоции, он быстрее утомляется, жалуется на головную боль, приносит из школы плохие отметки. Особенно тревожно, если сезонное ухудшение совпало с экзаменами или периодами быстрого роста - так называемого физиологического вытяжения (первый - в 5-6, второй -в 12-14 лет), предъявляющими повышенные требования к детскому организму. Посоветуйтесь с невропатологом о том, как избежать сезонных срывов. Возможно, врач порекомендует 2 раза в год в течение месяца принимать:
- успокаивающие средства - настой корня валерианы, травы пустырника, зверобоя, новопассит, гомеопатические "Шалун" или"Успокой";
- мочегонные лекарства (диакарб, фуросемид, верошпирон) или аптечные сборы трав аналогичного действия;
- препараты, стимулирующие обмен веществ в клетках головного мозга (ноотропил, когитум, пантогам, энцефабол, глицин) и улучшающие мозговое кровообращение (кавинтон, винпоцетин, стугерон);
- витаминные комплексы и адаптогены (экстракты элеутерококка, левзеи, лимонника, родиолы розовой, эвкоммии вязолистной).
Какие лекарства из этого списка и в какой дозе нужны маленькому пациенту, решит специалист. Но вот курс так называемой гидротерапии можете провести сами. И ребенку понравится принимать лечебные ванны через день в течение месяца. Условия такие: температура воды - 36-37', первая процедура - не дольше 3-5 минут, затем постепенно увеличивается до 10-15 минут. Во избежание несчастного случая не оставляйте малыша одного в ванне - посидите рядышком и заодно проследите, чтобы не погружался в воду по самые плечи: верхняя часть грудной клетки и область сердца должны оставаться над поверхностью.
- Общая теплая ванна (температура 37-38') поможет успокоить непоседу и усмирит юного "агрессора". Эффект будет сильнее, если добавите в ванну успокаивающий настой из мяты, пустырника, зверобоя или корня валерианы, заваренный из расчета столовая ложка сырья на 1 л воды.
- Хвойная снимет напряжение, окажет расслабляющее действие на нервную систему возбудимого ребенка (полоска стандартного брикета или чайная ложка натурального жидкого хвойного экстракта на 10 л воды).
- Соляная прогонит слабость, сделает вялого и безучастного ребенка более собранным, обострит внимание и память. Готовят ее из расчета 2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды.
После процедуры ополосните ребенка водой на 1° прохладнее, чем в ванне, слегка "промокните" махровым полотенцем, не растирая, наденьте пижаму и уложите в постель. Сладкий сон, приятное пробуждение и прилив сил утром ему гарантированы!
Памятка родителям,
чей ребенок страдает синдромом гиперактивности внимания (ММД).
Минимальная мозговая дисфункция - распространенное нарушение. Ребенок с ММД непоседлив, невнимателен, гиперактивен. Он доставляет много хлопот своим родителям. Вот несколько советов, которые очень помогут родителям детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД.
§ Соблюдайте режим дня, у ребенка должно быть достаточно времени на сон и на прогулки.
§ Рацион ребенка с ММД должен включать продукты с повышенным содержанием кальция, калия и магния (молочные продукты, сухофрукты: изюм, чернослив, курага). Это необходимо для лечения гиперактивности.
§ Ребенок должен избегать шумных и подвижных игр, особенно перед сном. Ограничьте число контактов с другими людьми.
§ Оклейте комнату ребенка обоями спокойных умеренных цветов, без лишней мебели и игрушек. Мебель должна быть простой и прочной.
§ Старайтесь избегать жары, духоты, длительных поездок.
§ Вашему ребенку рекомендованы занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, гимнастика).
§ Подготовьте ребенка к фармакологическому лечению минимальной мозговой дисфункции так, чтобы оно не воспринималось им как наказание за поведение. Строго выполняйте все назначения врача по лечению ММД.
§ Повесьте на стену календарь. Отмечайте красным фломастером хорошие дни, а синим неудачные. Это нужно для лечения гиперактивности внимания. Объясняйте ребенку свое решение.
§ Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая но будущее.
§
Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером. Уменьшите общую рабочую нагрузку ребенка. Поощряйте игры и занятия, требующие внимания и терпения.
§ Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Используйте физкультминутки.
§ Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребенка чувство успеха.
§ Попросите педагога по возможности посадить Вашего ребенка на первую парту или поблизости от него.
§ Используйте во время занятий, когда ребенок перевозбужден, тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
§ Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.
§ Договаривайтесь с ребенком о тех или иных действиях заранее. Если Вы едете со своим ребенком в музей, театр или в гости, то должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: "Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус..." и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.
§ Предоставьте ребенку в определенных ситуациях возможность выбора.
§ Заведите дневник, отмечайте в нем любые, даже минимальные изменения в поведении ребенка; трудности, которые у Вас возникают; отмечайте каждый прием лекарств, а так же начало и характер их действия и побочные эффекты. Отметьте все, что Вы сумели или не смогли выполнить из этих рекомендаций.
§ Оставайтесь спокойным родителем. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Воспитание ребенка с минимальной мозговой дисфункцией - тяжелый труд. Вы сильно облегчите себе задачу, если обратитесь для лечения ММД к психотерапевту или психиатру (психоневрологу).
Комментарий специалиста
Олег Валерьевич Гончаров,
доцент кафедры наркологии МАПО,
психотерапевт.
"Минимальная мозговая дисфункция". Чаще всего дети с этим диагнозом попадают в поле зрения специалистов в начальной школе. Они не способны длительно концентрировать внимание, постоянно отвлекаются, нарушают дисциплину, могут вставать с места и ходить по классу, не справляются с заданиями, требующими аккуратности и усидчивости. Педагоги нередко списывают это на недостаток воспитания, родители - на лень и "разболтанность". И только специалист может дать ответ на два самых главных вопроса: что происходит с ребенком и что в этом случае делать.
Что же должно насторожить родителей? В зависимости от возраста малыша, дисфункция мозга проявляется по-разному. В первый год жизни это неспецифические нарушения: срыгивание, вялость сосания, диарея. Также нарушения сна, трудности засыпания, длительный плач, беспокойство, реакции на изменение погоды. Обратите внимание на состояние родничка - его выбухание бывает при высоком внутричерепном давлении. Возможны частые простудные заболевания, особенно с очень высокой температурой, рвотой и судорогами. Судороги, даже однократные - уже повод обратиться к специалисту, провести обследование головного мозга.
Позже, от года - полутора и до старшего дошкольного возраста могут отмечаться задержка речевого развития - ребенок долго не говорит, неправильно произносит звуки или меняет местами слоги в словах, капризен, раздражителен, не умеет общаться с детьми (пуглив или агрессивен), не может выполнять определенные правила (например, соблюдать очередность в игре). Может также наблюдаться замедленность реакций, "копание", так раздражающее многих родителей. На фоне негативных переживаний - а этим деткам свойственна фиксация как раз на негативных эмоциях обиды, страха, разочарования - могут развиться неврозоподобные состояния, например, такие как сосание пальца, кручение волос, грызение ногтей, бруксизм (скрип зубами во сне), а также снохождение и сноговорение. Сон тревожный, неглубокий. При перегрузках, в том числе и эмоциональных, может возникнуть обратная реакция - перевозбуждение. Чувствительность и повышенная эмоциональность может привести к появлению страхов (боязнь темноты, детей, собак, чужих людей и так далее).
В более сложных случаях реакцией на постоянный стресс могут стать поведенческая регрессия - возврат к поведению, характерному для младших по возрасту детей, психосоматические расстройства, энурез. Иногда свидетельством психологического неблагополучия ребенка могут стать рисунки. Если рисунок буквально ютится в самом уголке чистого листа, а в оформлении преобладают черный, коричневый, серый тона - имеет смысл проконсультироваться с психологом. Возможно, маленький художник лишь спроецировал на листе свое настроение после ссоры с вами, и это единичный эпизод. Но, возможно, ему сейчас требуется помощь специалиста, оказать которую родители не в состоянии.
Но "расцвет" заболевания приходится на период начальной школы. ММД - минимальная мозговая дисфункция - может проявляться одним из синдромов или их сочетанием. Это синдромы нарушения внимания и гиперактивности. В первом случае основной признак - невозможность долго и сосредоточенно выполнять какой-либо вид работы, медлительность, отвлекаемость.
Проблемы в младшей школе связаны чаще всего с тем, что в силу особенностей внимания ребенок может услышать начало объяснения учителя и пропустить окончание или среднюю часть, соответственно, материал не будет усвоен. Память и интеллект не только не страдают, но и находятся, как правило, на высоком уровне. Во втором случае бывают проблемы с поведением. Ребенок просто не сможет просидеть спокойно 30 минут. Он будет ерзать, вертеться, забираться под парту, отвлекать соседей, громко задавать вопросы учителю, не дожидаясь разрешения. К сожалению, только в рамках школы решить эти проблемы практически невозможно.
Основную поддержку ребенок должен получать дома! Лишь от родителей зависит, вырастет ли он полноценным и успешным человеком или сохранит низкую самооценку, уйдет в виртуальную реальность, станет искать понимания в неблагополучных, а то и криминальных компаниях. Патологические пристрастия - алкоголь, наркотики, азартные игры, интернет - зависимость - все это способы ухода от пугающей реальности, с которой ребенок не способен совладать потому, что миф о его слабости и бездарности был внушен ему самыми важными в мире людьми - его родителями.
Вполне понятно желание многих обеспеченных людей дать своему ребенку максимум возможностей, включая дорогие игрушки, развивающие занятия, лучшие гимназии, чтобы обеспечить ему достойное будущее. Вот только способен ли он это принять, не перегрузив свою и без того слабую нервную систему? И всегда ли родители понимают, что их дети - другие, нежели они сами, с другими способностями, талантами, возможностями? Одна из заповедей родительской любви - никогда не сравнивать своего ребенка ни с кем, кроме него самого. То, чему он научился, значительно важнее того, что умеют Вася, Саша или Лиза. И лучшее, что могут сделать родители - научить детей реально оценивать собственные достоинства и слабости, преодолевать препятствия и радоваться жизни. К сожалению, зачастую родители пренебрегают этими простыми принципами воспитания, и особенно это касается детей с нарушениями развития. Если Вы чувствуете, что Вам не справиться с ситуацией самим, не ждите, что "все само пройдет", не списывайте проблему на переходный возраст, обратитесь к детскому психотерапевту.
Коррекция данного состояния является комплексной, т.е. в ней сочетается фармакологический и психотерапевтический подход. Приготовьтесь к тому, что ребенку понадобятся дополнительные обследования - энцефалография, УЗИ, возможно - консультации офтальмолога, гастроэнтеролога и других специалистов. Из лекарственных препаратов врачи назначают те, что улучшают питание мозга, стимулируют обменные процессы в нем, повышают устойчивость этого важнейшего органа к любым повреждающим факторам, и обязательно поливитаминные комплексы. Очень важны занятия с психологом или психотерапевтом. Они помогают не только ребенку, но и всем членам семьи принять ситуацию, прийти к согласию, установить в доме благоприятный психологический климат, понять и принять близких, обрести гармонию.
Существуют специальные методики, позволяющие улучшить внимание, снизить агрессивность и раздражительность, научиться строить взаимоотношения с детьми, сделать более ровным эмоциональный фон. Одной из таких методик, несложных и эффективных, является метод БОС - биологической обратной связи, тренинг саморегуляции, которая так важна детям с мозговыми дисфункциями.
Работа ведется по нескольким направлениям, одна из важных ее составляющих - обстановка в семье. Этим детям необходим строгий режим дня, спокойные занятия перед сном, ограничение просмотра телепередач (особенно со сценами насилия и жестокости) и компьютерных игр. Не стоит перегружать такого ребенка интеллектуальными занятиями. А вот прогулки и подвижные игры на свежем воздухе очень полезны. Совместный поход в парк или бассейн, чтение вслух, доброжелательное общение и обсуждение прошедшего дня, поцелуй на ночь гораздо полезнее, чем ворох дорогих игрушек, выезды на элитные курорты и экскурсии и многочисленные занятия.
Важно понять: реабилитация требует времени, совместных усилий психотерапевта, родителей и ребенка. Но результаты стоят вложенных усилий, т.к. это способствует гармоничному развитию личности и реализации успешных жизненных стратегий.