Нейропсихологическая коррекция 3-5 лет. Занятие 4
Нейропсихологическая коррекция 3-5 летПрограмма взята из книги «Нейропсихологические занятия с детьми» Колгановой, Пивоваровой
"ЗАНЯТИЕ 4
Разминка
И. п. Спина прямая. Руки опущены вдоль туловища. Ноги слегка согнуты в коленях.
Взрослый читает текст и ходит на внешней стороне стоп. Ребёнок повторяет движения за взрослым.
«Вышел мишка косолапый,
Помахал нам грозно лапой
И пошёл в свою берлогу,
Не сказав нам, где дорога.
За своим за старшим братом
Он поспевал едва... Куда там
За большим ему успеть!
Надо дома бы сидеть!

1 Топ-топ
Взрослый читает текст и сопровождает слова действиями. Ребёнок повторяет движения за взрослым.
Мы в ладоши хлоп-хлоп,
А ногами топ-топ.
Головой качаем,
Руки поднимаем,
Руки опускаем,
Руки потираем.
А теперь побегаем
И на коврик сядем.
Музыкально-ритмическая игра - «Ежата» - http://dar-baby.ru/content/video/1922
Дыхательные упражнения
Пёрышко
И. п. Ребёнок садится напротив взрослого на пол.
Взрослый показывает ребёнку, как надо сдувать пёрышко с ладони. Он кладёт на свою раскрытую ладонь пёрышко или кусочек вать и подносит ладонь к своему рту.
1. Взрослый медленно набирает воздух через нос (рот закрыт), делает вдох, затем аккуратно и медленно дует на пёрышко (губы вытянуты трубочкой), пытаясь на одном дыхании сдуть его, но не резко. Затем взрослый кладёт пёрышко или кусочек ваты на раскрытую ладонь ребёнка и располагает около его рта. Ребёнок повторяет все действия взрослого и сдувает пёрышко со своей ладони.
Повторить 3 раза.
2. Взрослый отодвигает ладонь ребёнка немного дальше от его рта. Ребёнок снова сдувает пёрышко. Взрослый обращает внимание ребёнка на то, что теперь выдох стал сильнее.
Повторить 3 раза.
И. п. Спина прямая. Руки опущены вдоль туловища. Ноги слегка согнуты в коленях.
Взрослый читает текст и ходит на внутренней стороне стоп. Ребёнок повторяет движения за взрослым.
Вслед за мишкой шёл малышка -
Медвежоночек в штанишках.
3. Взрослый отодвигает ладонь ребёнка ещё дальше от его рта. :ебёнок снова сдувает пёрышко. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теперь выдох стал ещё сильнее.
Повторить 3 раза.
Упражнения на гимнастическом мяче (фитболе)
Перекатывание на животе. Попеременно вправо-влево
И. п. Ребёнок лежит на мяче (на животе), руки и ноги опущены по :беим сторонам мяча. Голова ребёнка должна находиться на уровне -ела или чуть ниже.
Взрослый, придерживая ребёнка за левую руку (выше запястья) и за щиколотку левой ноги, перемещает мяч вместе с ребёнком вправо до ^ех пор, пока ребёнок не коснётся пола правой рукой и правой ногой. Затем взрослый возвращает мяч в исходное положение, придерживая эебёнка за правую руку (выше запястья) и за щиколотку правой ноги, 'еремещает мяч влево до тех пор, пока ребёнок не коснётся пола -евой рукой и левой ногой.
Повторить попеременно 4-5 раз.
Глазодвигательные упражнения
Лёжа, рот закрыт. Ill уровень
И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, лежит прямо, рот закрыт. Руки лежат вдоль туловища, ладони прижаты к полу, пальцы рук не шевелятся. Ноги выпрямлены, не перекрещены и не шевелятся.
• Нужно научить ребёнка следить глазами за маленькой яркой игрушкой (любым ярким предметом, который поможет ему сосредоточить взгляд), не двигая при этом головой.
По мере того как ребёнок будет осваивать это упражнение, размеры игрушки можно уменьшать. Можно использовать яркий колпачок от ручки.
Взрослый берёт маленькую яркую игрушку, располагает её нал переносицей ребёнка (игрушка находится близко у переносицы и плавно перемещает игрушку над глазами ребёнка: вправо по горизонтали и обратно к середине; влево по горизонтали и обратно к середине; вверх и обратно к середине; вниз и обратно к середине совсем близко к переносице и от переносицы. Глаза ребёнка следя- за игрушкой, при этом голова не двигается. Необходимо на 1-2 секунды задерживать игрушку в крайних положениях (право, лево верх, низ, у переносицы). Ребёнок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.
Упражнение выполняется на III уровне.
Игрушка располагается около переносицы.
3. Взрослый располагает игрушку над переносицей ребёнка, на близком расстоянии.
Взрослый медленно перемещает игрушку вправо, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке, возвращает к середине, остановка на 1-2 секунды. Глаза ребёнка должны следить за игрушкой, голова не двигается.
4. Взрослый медленно перемещает игрушку влево, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке, возвращает к середине, остановка на 1-2 секунды. Глаза ребёнка следят за игрушкой, голова не двигается.
5. Взрослый медленно перемещает игрушку вверх, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке, возвращает к середине, остановка на 1-2 секунды. Глаза ребёнка следят за игрушкой, голова не двигается.
6. Взрослый медленно перемещает игрушку вниз, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке, возвращает к середине, остановка на 1-2 секунды. Глаза ребёнка следят за игрушкой, голова не двигается .
7. Взрослый медленно перемещает игрушку совсем близко к переносице ребёнка, задерживает на 1-2 секунды около переносицы, медленно возвращает к середине, остановка на 1-2 секунды. Глаза ребёнка следят за игрушкой, голова не двигается.
• Перемещая игрушку от середины (из исходного положения) к переносице (опуская её вниз), необходимо добиваться, чтобы оба глаза
ребёнка смотрели на игрушку, сходясь у переносицы.
Упражнение выполнять не более 2 раз.
Игровой массаж
Массаж пальцев рук и ладоней
п. Ребёнок сидит напротив взрослого или на коленях у взрослого спиной к нему.
Взрослый берёт ладонь ребёнка и выполняет массаж пальцев 1 ладони. Сначала на правой руке, затем на левой руке. Взрослый юглаживает, разминает, перетирает пальцы по направлению от конников пальцев к основанию. Поочерёдно сгибает-разгибает пальцы. Поглаживает и похлопывает по тыльной и боковой сторонам ладони. Поочередно соединяет большой палец с остальными пальцами
рук.
пг,огла выполнения массажа взрослый читает текст.
Пальчики
Взрослый поглаживает, разминает пальцы ребёнка от кончиков к основанию и обратно.
Пальчик маленький - мизинчик.
Он проворный и шалун.
Безымянный - пальчик строгий.
Он не любит громкий шум.
Средний - пальчик-наблюдатель.
За порядком он следит.
Он стоит посередине.
Этим он и знаменит.
Указательный наш пальчик Любит строго погрозить.
А большой - весёлый самый,
Учит всех ребят дружить.
Зарядка
Взрослый поочерёдно сгибает-разгибает пальцы ребёнка.
На прогулку спозаранку Вышли пальчики во двор.
Делают они зарядку -
Повороты и наклон.
А потом они все вместе,
Взявшись за руки, бегут Искупаться, освежиться На большой красивый пруд!
Приходите, приходите
Приходите, приходите (взрослый должен помахать ? ребёнка)
К нам на угощенье.
На столе стоит тарелка, («рисует» указательным пальцев кружочек на ладошке ребёнка)
А на ней - печенье.
И попьём мы вместе чаю, (сгибает к ладошке и разгибает пальчики ребёнка)
Каждый будет очень рад.
А потом гулять пойдём мы от ладони
к сгибу локтя)
В наш красивый дивный сад.
Ну а если на тарелке (щекочет ладошку)
От печенья будут крошки,
Отдадим мы крошки птичкам,
Пусть полакомятся тоже.
Растяжки
Жучок
И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова прямо. Руки лежат вдоль туловища, ладони - на полу, пальцы рук прижаты друг к другу. Ноги прямые.
По команде взрослого «раз» ребёнок сгибает в колене левую ногу и прижимает её к животу. Взрослый считает «два-три-четыре» и помогает ребёнку удерживать ногу. По команде взрослого «пять» ребёнок выпрямляет ногу и возвращается в исходное положение.
Повторить 3-5 раз.
8. По команде взрослого «раз» ребёнок сгибает в коленях обе ноги, прижимая колени к животу, подтягивает голову к коленям и задерживается в этом положении. Взрослый считает «два-три-четыре» и помогает ребёнку удерживать ноги. По команде взрослого «пять» ребёнок медленно поднимает голову от коленей, возвращается в исходное положение и расслабляется.
Повторить 3-5 раз.
Перекатывание
Длинное брёвнышко
И. п. Ребёнок лежит на полу. Руки вытянуты над головой, ладони сложены «лодочкой», пальцы не переплетены, голова находится между руками. Ноги прямые.
Если у ребёнка не получается перекатываться самостоятельно, взрослый помогает ему.
Во время выполнения упражнения взрослый читает текст.
Ребёнок должен медленно перекатываться от одной стены комнаты до противоположной и обратно без смещения (руки не должны опережать ноги, а ноги не должны опережать руки). Когда ребёнок катится вправо, прямая левая нога заходит на прямую правую ногу. Когда ребёнок катится влево, прямая правая нога заходит на прямую левую ногу.
Покачусь, покручусь,
С живота перевернусь. Да со спинки на живот,
С живота - на спинку.
На боку не задержусь,
На живот перевернусь. Снова на бок и на спинку Я опять перекачусь."