Жуткая история из практики.
Довольно жуткая история, в которой, вот удивительное дело, никто не виноват. Родители, которые весь этот дурдом и организовали, тоже оказались заложниками ситуации.
В сентябре нам в школу-сад (ми-ми-ми-милое место) в 4Г перевелся из хорошей московской школы (какой-то там гимназии) Егор. И сразу начал драться, материться и учиться на 2 и 3. (некоторые дети для приличия выдерживают паузу в новой школе А этот сразу - драться, материться). Учитель в шоке. Знакомимся с родителями
Родители - молодые и активные божьи одуванчики. Папа - психолог-менеджер. Мама - медицинский представитель. Очень милые люди.
Учитель со словами «Да, нафига мне такое счастье?!» начинает собирать «документы давления на родителей» (протоколы психолого-педагогического совета, протоколы психологической диагностики и т.д.) дабы организовать перевод ребенка в коррекционную школу или куда-нибудь еще подальше. Потому что….адаптация не адаптация….а минус один хулиган для любой школы -маленькая победа. Так что действуем по стандартной схеме - ищем у ребенка ЗПР или УО для аргументов типа: «Знаете ему наша программа не подойдет, а вот в школе через дорогу..»
Но, тут облом…. нейро диагностику Егор проходит идеально. Слуховая память аж 8 из 10 слов с первой попытки. Внимание - норма. Тесты на мышление - по верхней границе нормы.
Плюс мальчик рассказывает как он принимал участие во всех олимпиадах в «старой» школе и занимался ментальной арифметикой. Так что коррекционная школа и аргумент «вам нужна другая программа» уходят в туман.Списываем все на адаптацию. Ждем……
Октябрь.
Новая драка - вызываются родители, беседуют с учителем, списывают все на адаптацию и младший подростковый возраст.
Беру мальчика на психологическую диагностику и включаю его в группу по коррекции агрессии (это такие занятия на которых агрессивные дети знакомятся друг с другом, перенимают друг у друга некоторые «фишечки» и создают банд формирования) к ученикам 1-2 классов. Потому что к ровесникам его нельзя, побьют, он ведет себя слишком пафосно-вызывающе. Дальше начинается треш. Провожу свою любимый тест «Рисунок Несуществующего Животного». Егор рисует двух мааааленьких, буквально 2 миллиметровых червяка и жука,которые живут под землей, питаются всякими отбросами. И остальные 40 минут диагностики они пытаются из под земли выбраться чтобы «стать человеками и помогать людям». Но, у них не получается и вообще, червяк не уверен, стоит ли игра свеч.
РНЖ довольно….шизофреничный….тут не «Я и Моя временная теневая личность» как результат психологической травмы.
Тут реально 2 персонажа, каждый со своими интересами, характером.
И червяк не особо хочет «к людям», у него свои мини-цели. Плюс...эти воображаемые звери питаются гнилью и падалью, что тоже добавляет балл в копилку в " это психическое расстройство".
Что делать дальше? Хрен знает.
Напрямую патопсихологическими методиками (на шизофрению) его продиагностировать нельзя - мальчик может рассказать папе-психологу. Патопсихологические тесты вроде как не в компетенции педагога-психолога.
Ноябрь.
Поведение и успеваемость лучше не становятся. Егора ловят на хроническом вранье. Начиная со скандального, показывал «факи» учителю и однокласникам, а говорит, то просто махал рукой, заканчивая утверждением Егора «да, мы подрались,но он первый меня обозвал и показал язык» (хотя весь класс видел, что одноклассник на Егора даже на смотрел, Егор просто подошел и ударил)
Забираю мальчика на диагностику/терапию, выясняю что он 100% уверен, что просто махал и первым не нападал.И он не врет. Он сам в шоке от всего происходящего.
Даю «Психографический Тест». Веселый психографический тест.
Такая же ерунда как с РНЖ. Обычно дети, взрослые изображают примерно одинаковый «тип личности» на всех рисунках.
А тут...на первом (первый рисунок в этом тесте - социальная маска, то кем хочу являться)«Герой-спаситель вселенной», активный, общительный, лидер-лидер. Второй - «среднестатистический замкнутый инженер-конструктор, звезд в неба не ловлю», ну и остальные рисунки вообще мрак - то персонаж который умер и лежит, то товарищ по имени «Пустота» состоящий из одного квадратика, хаотично наполненного фигурками.
Опять..... несколько личностей.!! Если прибавить к этому неадекватное отношение к реальности (ну он явно не в реальности) и возможные галлюцинации, то…..все вот прям указывает на шизофрению. Или серьезную психологическую травму. Вот прям очень серьезную. Такой эффект не может быть вызван сменой школы, тем более это мимимишная школа-сад, тут он самый старший.
У родителей-одуванчиков та же позиция - ой..ну наверное адаптация затянулась.
Начинаю подозревать что родители - не божьи одувачники. Но на диагностику внутрисемейных отношений времени уже не хватает, ну вроде на тесте Рене Жиля Егор изобразил себя рядом с родителями, причем на одинаковом расстоянии от мамы и папы. Значит.....все норм.
Начало декабря.
И вот оно...родительское собрание посвященное Егору. Ну и....сборам на шторы
В классе «потерпевшие» - мамы, папы и даже дети из 4 Г. Обвиняемые - учителя, завуч, психолог и родители Егора. У меня агрументов кроме «Егор не виноват...просто….он живет в другой реальности» нет...да и это за агрумент не считается.
В процессе собрания я начинаю понимать, то папа Егора ведет себя странно - игнорирует жену и даже перебивает её фразами: «Давайте послушаем что скажет психолог», «Да, мама Вити права, знаете Егор...», активно общается с женской половиной собрания, на абсолютно абстрактные темы.
Хотя ситуация исторически предполагает что родители Егора должны сплотиться перед лицом "врага" (других родителей). Я начинаю догадываться, что семейная структура развалилась и у родителей война. А на этой войне все средства хороши, в том числе демонстративное внимание к другим женщинам/мужчинам
.В итоге...выяснилось что родители Егора в процессе развода. Мы объяснили родителям, что у Егора серьезная психологическая травма, вызванная отсутствием какого-нибудь фундамента под ногами, ресурсов. Мальчик потерял семью(она развалилась), друзей, привычную среду с кружками и привычным распорядком дня, бабушку, друзей которые остались в Москве. Приобрел только "ад" дома. И вынужден был уйти в воображаемую реальность
И приобрел «комплекс спасателя» - Егор считает что только он может спасти семью (то есть свой мир) и максимально возможными путями «склеивает» родителей.
Нельзя сказать что в данной ситуации родители - страшное зло. Они очень молодые, им лет по 30. Буквально несколько месяцев назад купили квартиру в ипотеку и вот реально не ожидали, то ремонт и отдельное от родителей проживание так скажется на их семье. И разъехаться из ипотечной квартиры, превратившейся в театр военных действий, очень сложно.
Но, история закончилась хорошо, и в 5 класс Егор уже пошел в «старую» Московскую школу, чему были несказанно рады его друзья и бабушка