О девайсах и детях 21-го века
ТВ, мультики, девайсыВ последнее время часто читаю о взаимоотношениях детей (речь пойдет о ровесниках моего ребенка +/- полгода) со смартфонами и планшетами. Некоторые дают и не парятся - играет и играет. Кто-то даже хвалится успехами - вот какой мой молодец: сам открывает, сам находит, сам включает все, что нужно. Некоторые дают с опаской - а как оно скажется, не вредно ли? А кто-то вообще не дает или практически не дает. Наша семья относится к последней категории - мы почти не даем, и техника у нас запаролена.
Вреден ли детям планшет или нет? Если да, то насколько? Какова мера этого вреда? С какого возраста можно давать планшет и на какое время? Я думаю, что точного ответа на этот вопрос нет. Пока нет. Нас интересуют долгосрочные последствия, статистика, а этого никто не может оценить, потому что эти вещи появились в быту всего 4-5 лет назад. Наши дети - первое поколение детей, детство которых начинается с девайсов. И все, кто сейчас дают или не дают планшеты годовалым малышам, дают помногу или помалу, под контролем или без контроля - проводят эксперимент над своим ребенком. Когда наши дети вырастут, ученые-исследователи оценят результаты и смогут зафиксировать меру вреда или пользы для развития детей. Все, что вы читаете сейчас в интернете о пользе или вреде планшетов - это экспертные оценки "по аналогам".
И поскольку достоверной статистики и оценки долгосрочных эффектов пока нет, то можно судить об этом только исходя из своей логики, здравого смысла и глядя на окружающих. Так вот, здравый смысл говорит, что планшет в 1-2 года вреден тем, что ребенок не двигается, пока занят с планшетом. У него статичная поза, зачастую совершенно неправильная осанка. Расстояние от экрана до глаз фиксировано, глазные мышцы напряжены и не работают - т.е. все те негативные эффекты, что мы имеем от просмотра телевизора, есть и от планшета.
Судя по многочисленным отзывам, в т.ч. и на ББ, планшет вызывает зависимость и привыкание так же (а то и в большей степени), как и телевизор. Дети "залипают" с девайсом, попытки регламентировать общение с ним в рамках заданного времени вызывает зачастую протесты и истерики, дети становятся более возбудимыми. Так что негативное влияние на психику ребенка, скорее всего, тоже имеет место быть.
Что же касается развивающих функций планшета, то это для меня тоже спорный вопрос. Если планшет используется как наглядное пособие - наверное, да, тогда это развивающий материал для ребенка. Например, рассказали ребенку про львов - включили видео на планшете, показали видеонарезку, включили приложение, поиграли со львом (покормили, проводили в домик). Хотя лично я считаю, что давать информацию в готовом и разжеванном виде для ребенка далеко не всегда правильно.
Если же планшет замещает собой другие развивающие материалы, то это однозначно зло. Например, рисовать на планшете или собирать паззлы - это совсем не то же самое, что рисовать и собирать паазлы по-настоящему. По-другому работает мелкая моторика, по-другому развивается мозг в это время. Все эти т.н. "развивающие" приложения - большая условность.
Вот поэтому мы не даем ребенку планшет, папин айфон, ноутбук и прочие вещи. Если ребенку хочется потыкать по клавишам, то для этих целей есть старая клавиатура и мышь, если поиграть - есть игрушечный "айфон" и старый нерабочий смартфон. И не советую никому излишне рано приобщать ребенка к компьютерной технике. От того, что он начнет работать с компьютером в 5-6 лет, а не в 2, как некоторые его сверстники, ничего страшного не случится, он не будет пользоваться компьютером хуже других. А вот замещать естественное развитие компьютерными технологиями я считаю вредным, особенно в сенситивный период развития.
А что вы думаете по этому поводу?